8 (423) 260-45-67, 294-28-12
8-914-706-98-05
Города и курорты отдыха
Города Камбоджи

Пномпень

Население 1200.000 человек. Пномпень – дорога из прошлого в настоящее Азии, город, сочетающий в себе 2 крайности – бедность и богатство. Некогда считавшийся одним из самых красивых городов во Французской колониальной Азии, в результате многочисленных войн Пномпень утратил свое былое очарование и превратился в заурядный мегаполис. В городе немного достопримечательностей и мало развлечений, поэтому туристы проводят в нем мало времени.

Расположен на слиянии рек Меконг и Тонле Сап и, как гласит легенда, стал столицей неслучайно. Было ниспослано предзнаменование, в виде нескольких статуэток Будды, принесенных Меконгом в ветвях огромного дерева. Вдова по имени Пень, с помощью соседей, вытащила это дерево на берег. В ветвях дерева она обнаружила 5 статуэток Будды – одна каменная и четыре бронзовых. Она сразу поняла, что это знак свыше. Вдова бережно перенесла статуэтки к дому, насыпала под ними, как предписывал обычай, небольшой земляной холм и водрузила не него спасенные ею изображения Будды.

Весть о чуде облетела все окрестности, и к дому вдовы потянулись люди. Каждый старался подсыпать хоть немного земли под священный алтарь. Так холмик начал расти. Он получил имя холма вдовы Пень, что по-кхмерски звучало как «Пномпень». Под этим названием он и стал известен всей округе.

Статуэтки Будды застрявшие в ветвях большого дерева не выдуманы. Установлено, что они могли быть смыты потоком разрушившим в 1372 году во время разлива Меконга одну из пагод в Лаосе.

Первый камбоджийский король Понья Ят, не выдержав семимесячной осады сиамцев, сдал Ангкор и навсегда покинул его. С остатками своей армии он почти без остановок спустился с севера на юг. Двигаясь вниз по течению реки Тонлесап, он наткнулся на большое поселение на берегу Меконга – деревню Пномпень. Королю понравилось расположение поселения, а услышанная им история о божественном знаке, которым оно было некогда отмечено, окончательно склонила его к тому, чтобы основать здесь новую столицу Камбоджи. Вскоре на берегу реки появился королевский дворец с пагодой и еще 6 пагод для горожан. Город обнесли земляным валом.

В течение 300 лет столицей Камбоджи были разные города, и только в 1866 году он снова стал столицей благодаря удобному географическому положению. Население Пном пеня тогда не превышало 25.000 человек.

Французы во время колонизации разделили город по своему усмотрению на районы и кварталы, которые сохранились и по сей день. За время их господства были построены Королевский дворец, Национальный музей и внушительные правительственные здания. Во времена Сианука город стал быстро развиваться. К концу его правления население города составляло 500.000 человек.

После взятия города Красными Кхмерами в 1975 году часть населения была выселена в сельскую местность, большая часть интеллигенции была убита. Население Пномпеня в то время не превышало 50.000 человек. Перенаселение города началось с прибытием вьетнамцев в 1979 году, хотя поначалу это строго контролировалось новым правительством.

Самые большие изменения в городе произошли при нынешнем мэре Чеа Сафара: стали восстанавливаться дороги, открылись парки и набережные. Одна из его больших заслуг – чистота города. В Пномпене только главные бульвары имеют названия. Остальные улицы имеют только номера. Как правило, четная нумерация у улиц, проходящих с востока н запад, и нечетная – с севера на юг. В результате уничтожения домов во время войн и пожаров в городе часто можно столкнуться с перепутанной нумерацией, так за домом 25 может идти 7, затем 13.

Национальный музей

Расположен к северу от Королевского дворца. Фотографировать внутри нельзя. Ограничений в плане одежды нет. Здание музея – терракотового цвета – построено в 1917-20 годах. Музей включает 4 внутренних двора, которые соединяются с садом. Основное внимание стоит обратить на вооруженную статую Вишну, статую Шивы и статую Джаявармана. Музей также содержит глиняную посуду и бронзовые изделия предангкорианского и ангкорианского периода, а также и современные работы. Если прийти в музей вечером, то можно увидеть еще один «национальный экспонат» - летучие мыши. Многие считают, что колония летучих мышей в Национальном музее одна из самых больших в стране.

Ват Пном

Ват Пном (Храм-гора) действительно возвышается над гордом на 27-ми метровом холме, покрытом деревьями. Открыт с 07:00 до 17:30 ежедневно. Кстати, это единственное возвышение в городе. Согласно легенде, первая пагода на этом месте была установлена в 1373 году для четырех статуй Будды, найденных в Меконге старухой Пень (статуя Пень, толстой и улыбающейся женщины, установлена там же). Главный вход в Ват Пном через восточную лестницу охраняют львы и наги (naga – мифическая змея).

Большое количество людей приходят сюда, чтобы помолиться об удаче и успехах в делах. Когда желание просителя исполняется, он возвращается, чтобы поблагодарить. К западу от храма – огромная ступа, содержащая пепел Короля Понья Ят (1405-1467 г.г. правления).

Вокруг Ват Пнома обитает много обезьян, яванских макак, которых можно покормить, купив бананы или орешки у снующих тут же продавцов. Женщины предлагают вам выпустить из клетки птичек на «счастье», обещая, что они не вернуться (это обман, т.к. птички хорошо натренированы возвращаться назад), мужчины предлагают прокатиться на слоне. Посещение храма – хорошая возможность совместить изучение истории и фауны Камбоджи.

Отдельное место занимают на горе «предсказатели судеб», пользующиеся в Камбодже особым уважением и почетом. Некоторые из них говорят по-английски или французски, так что можете узнать свою судьбу.

Ночью Ват Пном подсвечивается разноцветными гирляндами, создавая впечатление новогодней елки. Фактически посещение храма, символа Пномпеня, оставит самое сильное впечатление от пребывания в городе.

Королевский дворец и Серебряная Пагода

Королевский дворец Пномпеня находится на месте бывшей крепости, построенной в 1813 году. Открыт с 08:30 до 11:00 и с 14:00 до 17:00. Внутри Серебряной пагоды любая съемка запрещена.

Тронный зал был открыт в 1919 году Королем Сисоватом. Над зданием возвышается 59-ти метровая башня. Нынешнее бетонное здание заменяет деревянное, построенное в 1869 году. Тронный зал использовался для коронаций и торжественных приемов, например, вручения верительных грамот. Во внутреннем дворе – любопытный железный дом, подаренный королю Нородому Наполеоном III, смотрящийся абсурдно в этом месте.

Серебряная Пагоды имеет такое название, благодаря более чем 5 тысячам килограммовых серебряных плиток, покрывающих пол. Изначально пагода была построена из дерева в 1892 во время правления короля Нородома. Серебряная Пагода была сохранена Красными Кхмерами как демонстрация всему миру своей заботы о сохранении культурного богатства. Хотя 60% находившихся в ней произведений искусства было похищено при Пол Поте, это одно из немногих мест в Камбодже, где все еще можно рассмотреть блеск и богатство кхмерской цивилизации.

Лестница, ведущая к Серебряной Пагоде, сделана из итальянского мрамора. Внутри, на позолоченной опоре, на большом возвышении находится фигура Будды. Перед ней – в натуральную величину золотой Будда, украшенный 9.584-мя алмазами, самый большой из которых весит 25 каратов (сама фигура Будды сделана в 1906-7 годах с использованием 90 кг золота). Непосредственно перед этим Буддой находится сделанная из золота и серебра ступа с частью останков Будды, привезенных из Шри Ланки.

С левой стороны от него – бронзовый Будда, весом 80 кг, а с правой – серебряный Будда.

На выходе с территории Серебряной пагоды представлена экспозиция, в которой собраны оружие, посуда и предметы быта Камбоджи в эпоху расцвета Ангкорской империи.

Ват Оуналом (Wat Ounalom)

Камбоджийская патриархия буддистов и резиденция патриарха. Была основана в 1443 году и включает 44 строения. Здесь проживает глава камбоджийских буддистов вместе с постоянно растущим числом монахов. Внимания заслуживает третий этаж здания, где находится мраморный Будда. Стены украшены сценами из жизни Будды и надписями на пали. Это действующее религиозное учреждение.

Музей Туол Сленг (Tuol Sleng Museum)

В 1975 году институт Туол Свей Прей был переоборудован силами безопасности Пол Пота в тюрьму, известную как Секретная тюрьма S-21, которая стала самым большим центром пыток в стране. Умерших от пыток закапывали прямо во дворе тюрьмы. Сейчас здесь музей (открыт с 08:00 до 11:30 и с 14:00 до 17:30). Трудно будет не попасть в этот музей, т.к. все водители такси, мопедов и велосипедов зазывают посмотреть эту «достопримечательность». Подобно нацистам, Красные Кхмеры хранили отчеты своего варварства. Каждый заключенный фотографировался до и после пыток. При освобождении заключенных в 1979 году в тюрьме осталось в живых только 7 человек. Посещение музея угнетает и оставляет тяжелый след.

Сиануквиль

Население – 70.000 человек

Главный курорт и порт Камбоджи, разрастающийся современный город, окруженный пальмами, берегами с белым песком и необжитыми тропическими островами. Крабы, креветки и морской бриз – просто великолепны.

До 1954 года Лаос, Камбоджа и Вьетнам находились под юрисдикцией Франции, которой было достаточно иметь морской порт в устье реки Меконг на территории Вьетнама. После получения независимости Камбоджа осталась без морского порта – итак была решена судьба нового города.

Названный в честь правящего короля, город был высвобожден из джунглей в конце 1950-ых, остатки джунглей стались в городе и до сих пор, и в них все еще можно встретить экзотических животных. Бурное развитие города вызвало резкое увеличение потока желающих отдохнуть на новом курорте, что привело к строительству ряда гостиниц в 60-х годах, но наиболее популярным курортом еще оставался Кеп.

С ниспровержением король Сианука, 197-0 году, название города было изменено на Кампонг Саом и возвращено название только в 1993. В результате на разных картах город указывается по-разному: роялисты предпочитают использовать Сиануквиль, старые коммунисты – Кампонг Саом.

В городе есть несколько банков, принимающих чеки и карты, отдельная Moneygram and Western Union.

Главное почтовое отделение находится около порта с обратной стороны отеля Holiday Palace.

Поражает огромное количество баров и ресторанов, изобилующих свежайшими национальными блюдами из морепродуктов. Особенной популярностью пользуются блюда из креветок и океанских продуктов. Если вас не устраивает морская диета, вы легко обнаружите рестораны с австралийской, французской, индийской, немецкой, шриланкийской, британской, итальянской кухней. Большинство баров работает круглосуточно. Здесь можно не только отдохнуть, но и увидеть много интересного. Любителям достопримечательностей советуем посетить храмы Уот-Леу и Уот-Краом на горе Сиануквиль. Лучший способ передвижения по городу – на мотоцикле, взятом в аренду. Для тех, кто любит приключения, устраиваются экскурсии по воде на необитаемые острова неподалеку от города, такие как Ко-Пох, Ко-Дек-Коуль, Ко-Тас, Ко-Ронг, Ко-Ронг-Самлем. К востоку от курорта расположен национальный парк Реам (Пре-Сианук), - один из самых известных национальных парков в стране. Здесь сохранилась настоящая подлинная природа страны - вечнозеленые и мангровые леса, коралловые рифы и песчаные берега. Из города устраиваются экскурсии к истоку Прек-Тоек-Сап, в рыбацкую деревню Ко-Кчанг и к островам Ко-Тимеи и Ко-Сес.Сиануквиль – один из самых неиспорченных цивилизацией берегов Юго-восточной Азии. Это – замечательное тропическое место, где можно расслабиться и попробовать на вкус разнообразные дары моря.

В Сиануквиль можно доехать по национальному шоссе № 4. Большинство путешественников пребывают в Сиануквиль из Пном Пеня на автобусе или машине (3-4 часа). Некоторые отчаянные путешественники добираются в Сиануквиль из Кох Конга (Koh Kong).

Все морское побережье Сиануквиля поделено на несколько пляжей. Моское течение в сторону порта и мыс Сиануквиль отрезают пляжи от портовой промышленной зоны, предохраняя пляжи от загрязений.

 

Пляжи Сиануквиля

  • Пляж Независимости, названный в честь отеля Independent. Длинная узкая полоса песчаного пляжа называется так же Bram-Pul Chann. Для большей запутанности его еще называют Chann Beach. Пляж находится на севере, где также есть прекрасное озеро с чистой водой и парк со скульптурами, где можно просто погулять. Несмотря на то, что пляж любят местные жители, приезжающие сюда на выходные, по сравнению с другими пляжами Сиануквиля он довольно тихий, и без труда можно найти зонтик, продавца напитками, неподалеку распологается рыбный ресторан. Северо-западная сторона пляжа лучше, т.к. она более широкая.
  • Пляж Ochheuteal. Это достаточно длинный узкий пляж, который имеет хорошо развитую инфраструктуру на одной стороне, а на другой представляет собой спокойное и уединенное место отдыха. На более развитом участке пляжа располагается несколько хороших отелей и рыбных ресторанчиков. Формально известен как пляж UNTAC в 90х годах. Сейчас это один из самых популярных пляжей Сиануквиля. Здесь есть отели, рассчитанные и на средний класс, и на экономичный отдых, так же, много баров. На юге располагается гольф клуб.
  • Пляж Serendipity находится к северу от пляжа Ochheateal и ближе всех к центру города. Это единственный пляж в Сиануквиле, где прямо на берегу располагаются бунгало и гестхаусы. По этой причине пляж довольно популярен, но в то же время не переполнен. Сейчас он насчитывает несколько ресторанов и баров и несколько отелей среднего и экономичного класса, предлагающих размещение на самом пляже и на холме.
  • Пляж Сокха. Пляж известен жемчужным песком, который хрустит под ногами как снег. Кроме того, здесь вы сможете укрыться в тени пальм, выпить прохладительных напитков и перекусить в рыбном ресторане, где Вам предложат свежайшие морепродукты. Большинство территории пляжа занимает Sokha Beach Resort, единственный пяти звездный отель на побережье. Отель построен в национальном кхмерском архитектурном стиле предлагает своим гостям высокачественный сервис, комфортные условия размещения и множество услуг для разнообразия отдыха.
  • Пляж Победы, длинной в около 2 километров, разделяется скалистым мысом на две части. На северной его части много лодок, на которых можно добраться до ближайших островов. На севере пляжа Виктория находится порт и парк. Это прекрасное место для наблюдения за закатом и кораблями, пребывающими и отходящими из порта. Южная сторона пляжа более известна как Пляж Гавайи. Пляж неплохо обустроен: шезлонги, душ, несколько пляжных ресторанчиков, площадка для игр. Рядом с пляжем стоянка для лодок для поездок на острова и вдоль берега. По всему побережью можно встретить пляжные зонтики и продавцов напитков. Хотя пляж достаточно удален от центра города, недалеко есть казино Holiday Palace и центр Weather Hill Station, в котором много ресторанов, баров, отелей.
  • Национальный парк Риэм (офис парка работает 7 дней в неделю с 7.00 до 17.00, можно заказать экскурсию и гида). Одной из достопримечательностей Сиануквиля является национальный парк Риэм, еще его называют национальный парк Пре Сианук, который был открыт в 1995г. Расположен парк в 18 км от Сиануквиля и занимает территорию около 20 тыс. га, из которых 6 тыс. - морские воды. Здесь можно увидеть несколько экосистем - побережий, мангровых зарослей, тропических лесов и насчитывается 155 видов птиц и обезьян, а в период с декабря по февраль в речных водах можно увидеть белого пресноводного дельфина. В заповеднике можно заказать экскурсионную поезку на лодке по реке Prek Tuk Sap через мангровые заросли. По пути предстоит остановка в рыбацкой деревушке, во время которой вы сможете прогуляться по зарослям, искупаться, позагорать и поплавать с маской на пляже Koh Som Poch. При желании, можно совершить восхождение на гору Поклонения, с вершины которой открывается вид на весь парк.
  • Золотые львы. Склульптурная композиция львов стоит в центре дорожного круга с клумбами между пляжами Sokha и Ocheuteal. Монумент был возведен в 1996 г., и является популярным местом среди местной молодежи.
  • Монумент Победы находится около пляжа победы, был возведен в 1985 г. и символизирует дружественные отношения с Вьетнамом, который помогал в борьбе камбоджийцев против красных кхмеров. Подобные монументы встречаются почти в каждом городе Камбоджи.
  • Площадь Независимостипредставляет собой небольшой пакр с монументом независимости и небольшим храмом. Площадь была основана в 1985 г. в честь независимости Камбоджи.

Острова Сиануквиля

Вблизи побережья Сиануквиля находится более дюжины небольших, в большинстве своем необитаемых островов. Можно выбрать множество экскурсий как к ближайшим, так и к более удаленным островам. Это больше всего подходит тем, кто увлекается дайвингом и плаванием с маской. Вода вокруг островов прозрачная и с хорошей видимостью. Здесь можно понаблюдать за жизнью подводных обитателей среди скалистых рифов и кораллов. Наиболее интересный дайвинг у самых отдаленных островов. Так как эта местность еще не очень тщательно исследована, самые лучшие места еще предстоит открыть!

  Кох Пос (Змеиный остров) - самый ближний остров - 800 м от пляжа Победы. Пляжи здесь довольно средние. Гораздо лучшее впечатление производят песчаные и галечные пляжи острова Кох Коанг Канг, он же Кох Та (остров-поднос), который располагается примерно в 45 минутах - 1 часе езды от побережья и окружен коралловым рифом.

  Кох Ронг и Кох Ронг Самлем - два самых крупных острова. Они покрыты большими массивами джунглей с богатой флорой и фауной. На островах есть рыбацкие деревни. Вокруг островов богатые рифы. Но дорога до островов занимает от 2,5 до 4 часов, при этом желательно иметь разрешение пограничников.

Сием Риеп (Siem Reap)

Население – 90.000 человек

Сием Риеп – ворота к храмам Ангкора, духовного и культурного центра Великой Кхмерской империи. Название Сием Риеп означает «Побежденный Сиамами» и весьма точно описывает правление Таиланда в этой местности с 1794 по 1907 года.

Два десятилетия назад это был небольшой тихий и спокойный городок около реки. Но в связи стретьим открытием Ангкора в 60-70 годы прошлого века город подвергся нашествию туристов и паломников из разных уголков мира. Сием Риеп можно назвать гордом-спутником древнгео Ангкора, в котором, как грибы, растут отели всех категорий, рестораны и прочие сопутствующие туристическому буму заведения. Вдоль дороги из аэропорта по обе стороны стоят манящие огнями трех-пятизвездочные отели, а между ними втискиваются все новые и новые еще более шикарны. Приехав в город, останьтесь на ночь в понравившемся отеле, отдохните в одном из местных ресторанов и утром в 6:30 отправляйтесь на встречу с самой могущественной цивилизацией 9-13 веков в Юго-Восточной Азии.

Сием Риеп стоит по обоим берегам узкой одноименной реки, в нескольких километрах от озера Тонлесап. От горда до храмового комплекса Ангкор Ват – 6 км, Пном Кулена – 31 км, Бангкока – 406 км.

Camodia Butterfly Garden (открыт с 08:00-17:00)

Прекрасно построенный сад с дорожками, фонтанами и бассейном с рыбами окружен тонкой, едва видимой сеткой. Вы окажетесь в окружении более 1.000 живых бабочек 50 разновидностей. Хорошая возможность сделать паузу во время дневного осмотра храмов.

Тонле Сап

Одно из самых больших в мире пресноводных озер находится в получасе езды от Сием Риепа. В дождливый сезон озеро разливается, и его площадь увеличивается до 12.000 кв.км. Озеро богато различными видами рыб, есть пресноводный аквариум, много птиц.

Сием Риеп очень хорошее место для приобретения подарков и сувениров. В этой области находится много фабрик, которые производят деревянные резные предметы и шелк. Помимо основных мест продажи подобных изделий, рынков и территорий около храмов, в городе открыто несколько специализированных магазинов, в которых можно приобрести те же вещи, но более высокого качества. Интересно посетить магазинчики при фабриках, чтобы заодно увидеть мастерство местных умельцев. Категорически не покупайте предметы со старой резьбой по камню, так как, возможно, они были украдены из храмов, и вы тем самым будете поощрять грабеж. При покупке точной копии обязательно попросите документы от продавца. В противном случае придется долго и безрезультатно убеждать таможенника, что вы не контрабандист.

Достопримечательности вокруг Пномпеня

Пном Удонг (Phnom Udong)

Расположен в 41 км на север от столицы.

Стоит посетить только потому, что он дважды был столицей Камбоджи между 1618-1866 годами. Множество королей, включая Короля Нородома, было короновано здесь. Главные достопримечательности – две горы, на которых расположено несколько буддистских ступ. С этих возвышений открывается хороший вид на равнину с сахарными пальмами, в ясную погоду виден Пномпень. Здешние люди приезжают сюда для медитаций.

Более высокая гора – Холм Королевского Благосостояния (Phnom Preah Reach Throap), получила свое название благодаря одному из кхмерских королей, который в 16 веке прятал здесь национальную казну от тайцев. Наиболее внушительной постройкой на ней была Вихеа Пре Ат Роз, которая в 1977 году была взорвана Красными Кхмерами. В результате взрыва от нее остались только стены, основы восьми огромных колон и правая рука статуи Будды.

В северо-западной оконечности горного хребта – 3 большие ступы с захороненным пеплом королей Камбоджи. У основания горы находится мемориал с останками жертв режима Пол Пота. В 1981-82 годах здесь было раскопано около ста массовых захоронений. Вместе с телами были найдены и орудия пыток.

Тонле Бати (Tonle Bati)

Та Пром (Ta Prohm)

Храм Та Пром был построен Королем Джаяварманом 7 на месте древнейшей кхмерской святыни 6 века. В каждой из 5 комнат находится священный фаллический символ – лингам. Во всех комнатах видны следы разрушений, оставленных Красными Кхмерами. Женщины приходят в Та Пром, чтобы молиться о рождении детей и здесь же благодарят богов за положительные результаты.

Яя Пэу (Yeay Peou)

Храм Яя Пэу, названный в честь матери одного из королей, расположен в 150 метрах севернее храма Та Пром. Яя Пэу родила сына, Прома, который воспитывался отцом-королем и не знал своей матери. Позже молодой принц встретился с ней, но не узнал ее. К тому же, пораженный ее красотой, он предложил ей стать его женой и ни за что не хотел верить, что она – его мать. Чтобы решить вопрос, Пэу предложила Прому устроить соревнование: кто построит быстрее храм. Причем строительство можно было вести только ночью. Матери помогали женщины, Прому – мужчины. Чтобы выиграть спор, Яя Пэу отправила на небо утреннюю звезду раньше обычного срока. Мужчины увидели, что наступило утро, и закончили работу. Воспользовавшись этой хитростью, женщины первыми достроили храм. Яя Пэу выиграла состязание, и Пром признал ее своей матерью.

Пном Тамао (Phnom Tamao)

Поездка в Тонле Бати удобнее совместить с посещением зоопарка в Пном Тамао. На довольно большом участке собраны различные виды животных, спасенных от браконьеров и во время стихийных бедствий. Зоопарк больше похож на сафари: животные находятся за тонкими, но очень прочными сетками, что создает эффект свободного и безопасного наблюдения за их жизнью.

Пном Чисо (Phnom Chisor)

Комплекс храмов ангкорианского периода. Лучше ехать туда РАНО утром, так как придется совершать подъем, а при высокой температуре воздуха и солнце, стоящем в зените, это будет трудно сделать. Главный храм стоит на восточной стороне горы. Построенный из латерита и кирпича с вырезанными перемычками песчаника, комплекс окружен частично разрушенными стенами галереи шириной 2,5 метра. Надписи на стенах относятся к 11 веку. Внутри храма – статуя Будды. На равнине, на восток от Пном Чисо, расположены Сен Тмол, Сен Раванг и священный водоем Тонле Ом. Если провести невидимую линию, то все они находятся на прямой линии от Пном Чисо до Ангкора.

Национальный парк Кирирум (Kirirom National Park)

Находится на высоте 675 м над уровнем моря среди сосновых лесов, созданных искусственным путем. Парх находится в 112 км от Пномпеня по дороге в Сиануквиль. Кхмеры любят проводить здесь выходные.

Храмы Ангкора

Храмы Ангкора поражают не блеском куполов и не внутренним убранством – они поражают совершенством форм, правильностью пропорций и некому внутренней эмоцией, сравнимой с рождением нового непонятного чувства. В то время как полное понимание строений камбоджийских зодчих может быть вне досягаемости для многих, глубокая красота памятников трогает каждого. Область Ангкора охватывает площадь более 200 квадратных километров в северо-западной Камбодже. Многие из памятников, в пределах этой области разрушились некоторые до сих пор затеряны в джунглях, а проходы к другим только недавно были очищены от мин.

Ангкорский период охватывает 7 веков. Начался в 802 году, когда Джаяварман 2 провел ритуал на священной горе Кулен, провозгласив себя королем-богом. И окончился в 1432 году, когда кхмеры под натиском тайцев оставили Ангкор и перенесли столицу на берега Меконга в Пномпень. История была восстановлена при помощи надписей на пали, санскрите и кхмерском языке. Надписи рассказывают о генеалогии и позволяют воссоздать хронологическую структуру.

В 1177 году Чампа совершило хорошо запланированное и неожиданное для кхмеров нападение на столицу в Ангкоре. Пройдя на кораблях по Меконгу и озеру Тонлесап, они разграбили и сожгли столицу. Это было самое унизительное поражение кхмеров за всю историю. На стороне Чампа был предатель из династийного рода правителей Ангкора. После поражения Чампа заняло Камбоджу, пока Джаяварман 7, не организовал отпор. Он освободил столицу и поднялся на трон в возрасте 55 лет и продолжал управлять страной в течение почти 40 лет. Он был самым активным строителем. Построил храмов, дорог, мостов, больниц, домов отдыха для паломников больше, чем все другие короли вместе взятые. Возможно, это связано с его увлечением буддизмом, которое проникло во все аспекты его правления.

В 13 веке в Таиланде стали образовываться сильные государства, предпринимавшие разорительные набеги на Ангкорскую империю. В 1350 г. таи сделали своей столицей Аюттхаю и стали большой угрозой Ангкору. После того, как кхмеры ушли из Ангкора, оставшиеся после войн деревянные дома постепенно разрушились, а храмы стали поглощать джунгли. Но, вопреки бытующему мнению, некоторые храмы, типа Ангкора Ват, поддерживались монахами на протяжении 15-16 столетий, хотя это никогда не восстанавливало его прежнюю славу.

О руинах Ангкора первые сообщения стали поступать в Европу в 16 веке. Самое ранее сообщение было представлено португальцем Diego do Couto, который описал, как в середине 16 столетия, король Камбоджи натолкнулся на руины при охоте на слонов. Французский натуралист Энри Муо ступил на землю Сиама в 1858 году. Три месяца спустя он отправляется в путешествие, которое продолжалось до апреля 1860 года. В своих дневниках он пишет, что заблудился в джунглях, заболел малярией и уже почти умирал, не надеясь на спасение. Когда среди деревьев разглядел огромные каменные дворцы, не веря в чудо, он вышел к ним, где его подобрали и выходили жившие там монахи. В течение этой поездки он провел 3 недели в Ангкоре, сделал измерения Ангкор Вата и описания его руин. После этого он отправился исследовать белое пятно на кате в районе современной границы Камбоджи и Лаоса, но, заболев лихорадкой, умер в ноябре 1861 года в Лаосе в возрасте 35лет. Его работы были переправлены его вдове в Шотландию. Где и были изданы в 1864 году.

23 июня 1866 года художник Делапорт посетил Ангкор и сделал зарисовки храмов. Сегодня его гравюры – единственное свидетельство состояния храмов в середине 1860 годов.

Английский писатель Редьярд Киплинг, побывав в этих местах и пообщавшись с местными жителями, описал храмы и окружающие джунгли в произведении «Маугли». В книги описывается большое количество обезьян, населявших местность в то время, но и сейчас вряд ли посещение местности обойдется без встречи с ними.

Дальнейшее исследование Ангкора было приостановлено в связи с тем, что область Ангкора в 1864 году находилась под юрисдикцией Сиама, и французский колониальный режим на нее не распространялся. Храм Бантей Срей отошел к Камбодже только в 1941 году благодаря Японии, захватившей Индокитай.

Имена архитекторов не сохранились, поэтому основные заслуги в постройке приписывают правящем в конкретный период королям. В силу влияния буддизма «дома для бога и поклонения предкам» строились из камня, кирпича, латерита или песчаника. Все остальные постройки вплоть до жилища короля – из дерева. Войны и естественные причины не позволили сохраниться деревянным строениям до настоящего времени. В результате Ангкор создает впечатление огромного города, построенного в давние времена не без помощи космических пришельцев – огромные храмы высотой с 20-ти этажный дом, занимающие площадь в несколько футбольных полей, представляют собой не простое нагромождение камней, а точно продуманные сооружения с коридорами, комнатами и террасами. Практически все храмы, в особенности Бантей Срей, Байон и Ангкор Ват, украшены изысканной резьбой. Причем из камня вырезаны целые картины общей площадью в несколько десятков квадратных километров!!! И вырезаны вручную 900-1000 лет назад.

 

Отдельного внимания заслуживают распространенные в кхмерской архитектуре фальш-окна, где вместо стекол использованы выточенные из камня тонкие колонны (высотой до 1,5 метров, 15-20 см в диаметре), которые после выточки подвергались резьбе. Проведенные исследования говорят, что такой цилиндрической точности можно было добиться только при обработке на токарном станке!. Но ни одной детали от станков, ни одного инструмента, позволяющих понять процесс обработки не найдено.

Исследователи утверждают, что кхмеры не были строителями. Камни, из которых построены храмы, просто положены один на один, без дополнительного крепления, по принципу, один держит другой своей массой. Скорее кхмеры были скульпторами-художниками по камню. Они складывали камни в определенном порядке, делая комнаты и коридоры, а затем срезали ненужные части, попутно покрывая оставшиеся поверхности резьбой.

Храмы Ангкора

Ангкор Ват (Angkor Wat)

Расположение: 6 км к северу от Сием Риепа; 1 км от Ангкор Тома
Построен: в первой половине 12 века
Религия: индуизм (Вишну)
Время осмотра: не менее 4 часов, в течение всего дня

Это самый большой памятник Ангкорской группы и один из наиболее сохранившихся храмов, является подлинным архитектурным шедевром. Совершенство в объеме и размерах, сочетание величия и легкости делает его одним из самых прекрасных памятников в мире. Занимает площадь в 210 гектаров, окружен каменной 5,5-ктилометровой стеной, которая, в свою очередь, окружена рвом шириной 200 метов.

Строительство храма началось в самом начале правления Сурьявармана II, продолжалось 30 лет и закончилось после его смерти. Это стало известно после прочтения надписей на барельефах храма, которые являются единственным источником информации о далеких временах.

Большие споры возникли по поводу назначения постройки – храм или усыпальница. Барельефы в храме расположены таким образом, что их нужно рассматривать слева направо, как принято в религиозных индуистских церемониях, посвященных смерти человека. Усугубило споры расположения храма: главный вход на западе, Ане на востоке, как в других храмах Ангкора. Но именно этот аспект стал решающим, так как он соответствует пути солнца по небосклону с востока на запад, от рождения к смерти. Следовательно, храм при жизни является местом моления, а после смерти стал мавзолеем Сурьявармана II.

Понять внутреннее строение и расположение Ангкор Вата при движении по нему очень сложно из-за его громадных размеров. Сверху его можно увидеть, поднявшись в воздух на шаре или на Пном Бакенг. Сложность переходов и пересечений, красота храма и его барельефов постоянно отвлекают внимание от созерцания его целиком, заставляя рассматривать каждую мелкую деталь.

Ангкор Том (Angkor Thom)

Расположение: 1 км от Ангкор Вата до южных ворот, 7 км от Сием Риепа
Построен: конец 12-начало 13 века
Религия: буддизм
Время осмотра: ворота 10 минут

Ангкор Том был последней столицей великой кхмерской империи и действительно имел большие размеры. В то время он был больше любого европейского города, и в нем проживало около миллиона человек. В пределах городских стен были дома короля, его близкого окружения и священников; остальная часть людей жила за пределами городской стены. Все жилые дома были построены из дерева, поэтому до нашего времени не сохранились. В пределах Ангкор Тома сохранились храмы, построенные до появления города Бапхуон и Пимеанакас, также можно увидеть последнее строение Байон и церемониальные постройки Террасы Слонов и Прокаженного короля. Помимо этих объектов интерес представляют более 10 менее известных, но отнюдь не скучных, памятников. Во время расцвета города многие скульптурные изображения и элементы храмов были отлиты из золота. Но все богатства были вывезены тайцами (впоследствии, из тайских королевств их вывезли бирманцы).

Ангкор Том имеет форму квадрата и окружен восьмиметровой стеной из латерита, каждая сторона которой около 3 километров. С внешней стороны ее окружает ров шириной 100 метров, а с внутренней стороны проложена дорога шириной около 25 метров. К городу с четырех сторон подходят четыре дороги плюс дополнительная, с воротами Победы, выходит на Террасу Слонов. На каждом въезде в город стоят большие ворота с четырьмя лицами. Все четыре основных входа ведут к главной достопримечательности – храму Байон, выражающего своим видом несдержанность своего правителя-строителя.

Байон (Bayon)

Расположение: на пересечении дорог в центре Ангкор Тома.
Построен: в конце 12-начале 13 века
Религия: буддизм
Время осмотра: 1 – 1,5 часа, утром или вечером

Байон соперничает по популярности с Ангкор Ватом, хотя оба храма абсолютно не похожи друг на друга по своим целям, архитектуре и художественным оформлениям. Храм является синтезом различных стилей ангкорской архитектуры и до сих пор является одним из самых загадочных храмов этой группы. Его символика и переполнение барельефами и скульптурами наряду с невероятно большими объемными лицами вносят неясность при определении времени его постройки. Непосредственно Байон был построен спустя почти 100 лет после Ангкор Вата, в то время как его основная структура, на которой он построен, существовала задолго до его взведения.

Более 200 больших лиц, вырезанных на 54 башнях, придают храму величественный характер и привлекают туристов со всего мира. В зависимости от освещения эти лица могут иронично улыбаться или наводить ужас. Эти лица отражают известную улыбку Ангкора.

Терраса Слонов (Terrace of the Elephants)

Расположение: Королевская площадь Ангкор Тома
Построен: конец 12 века
Религия: буддизм
Время осмотра: 10-15 минут, в течение дня.

Терраса Слонов была восстановлена через 100 лет после постройки, вероятно поэтому она дошла до нас в хорошем состоянии. Простирается на 300 метров от Бапхуона до террасы Прокаженного короля и имеет три главных платформы и две вспомогательных. Южная лестница украшена трехголовыми слонами, центральная лестница – львами и гарудами в барельефах основания лестницы. Свое название терраса получила благодаря фасаду, украшенному слонами с наездниками. Стоя на террасе, король смотрел парад своих войск и принимал делегации. В северной части расположена статуя лошади, окруженная апсарами и демонами.

Терраса Прокаженного короля (Terrace of the leper king)

Расположение: к северу от Террасы слонов, дальше по главной дороге
Построено: конец 12 века
Религия: буддизм
Время осмотра: 5-10 минут, в течение всего дня

Терраса Прокаженного короля продолжает тему великолепия. Которое характеризует все объекты, построенные в правление Джаявармана 7. Первоначально стена была шириной в метр, но была разрушена. Вторая стена была построена перед первой шириной два метра. При раскопках археологи оставили коридор, который позволяет осматривать сразу обе стены.

Любопытное название связано со статуей прокаженного короля, находящейся на платформе. Сейчас здесь стоит копия, а оригинал находится в национальном музее в Пномпене. Имя прокаженного короля покрыто тайной. Теория о том, что им был Джаяварман 7 и именно поэтому строил много больниц, не нашла исторической поддержки. Некоторые историки утверждают, что статуя изображает Каберу, бог богатства, или Ясовармана 1, оба из которых, были, предположительно, прокаженными. Еще одна версия, что статуя получила название из-за лишайника, который растет на ней.

Пименакас (Phimeanakas)

Расположение: сзади террасы Слонов, вход через гопуру
Дата: конец 10 века
Религия: индуизм
Время осмотра: 30 минут, в течение дня

Это был домашний храм короля. Первоначально он заканчивался золотой башенкой. Короли, правившие после Раиндравармана, вносили свои дополнения в облик храма. Существует легенда, в которой говорится о золотой башне в королевском дворце Ангкора, где жил дух змеи с девятью главами. Дух появился кхмерскому королю, замаскированному как женщина, и король проводил с ней в башне каждую ночь прежде, чем он присоединялся к своим женам и любовницам в другой части дворца. Если бы король не пришел хотя бы на одну ночь, то сразу же умер.

Рекомендации. Храм с самыми крутыми лестницами и стертыми кромками ступенек. Для подъема лучше использовать лестницу с западной стороны.

Пре Канн (Preah Khan)

Расположение: 2 км к северо-востоку от Ангкор Тома
Построен: вторая половина 12 века
Время осмотра: 40-60 минут, вторая половина дня

Обширный буддистский монастырь (56 гектаров), был посвящен отцу Джаявармана Дхараниндраварману. Каменная двухметровая стела, со всех четырех сторон имеющая надписи, дает полную информацию о храме и его назначении. Пре Канн был построен на месте сражения, где Джаяварман разбил армии Чампы.

Центральный комплекс храма – буддистский, северные и западные сектора посвящены индусским сектам Шива и Вишну. Деревья, растущие в храме, взяли на себя роль опоры некоторым строениям и тем самым привносят особый колорит при его осмотре.

Та Пром (Ta Prohm)

Расположение: по дороге из Ангкор Тома через ворота Победы, рядом с Бантей Кде
Построен: середина 12 – начало 13 века
Религия: буддизм (посвящен матери короля)
Время осмотра: 1 час, утром или вечером

Та Пром до сих пор остается нетронутым археологами и реставраторами, за исключением расчистки дорожек и укрепления стен. Это позволяет испытать чувство удивления первых исследователей, натолкнувшихся на него в середине 19 века. Весь окутанный джунглями и позволивший деревьям прорасти сквозь стены, храм погружен в некую романтичную ауру. Деревья и камни настолько переплетены, что в некоторых местах трудно понять, что было раньше камень или дерево.

Только однажды, во время съемок первой части фильма «Лара Крофт – расхитительница гробниц» храм был закрыт для посещений. Стоит поторопиться увидеть это одно из самых романтичных мест на Земле, потому что в скором времени археологи начнут спливать деревья и освобождать от них храм.

Этот монастырь один из самых больших комплексов на территории Ангкора. Надпись на санскрите гласит, что Та Пром имел 3 140 деревьев и 79 365 человек, которые обслуживали храм, включая его 18 высоких священников, 2 740 должностных лиц, 2 202 помощников и 615 танцовщиц. Среди собственности, принадлежащей храму, был набор золотых блюд, весящих большое чем 500 килограммов, 35 алмазов, 40620 жемчужин, 4540 драгоценных камней, 512 шелковых постелей и 523 зонтика от солнца.

Та Кео (Ta Keo)

Расположение: по дороге из Ангкор Тома через ворота Победы
Построен: конец 10-начало 11 века
Религия: индуизм (Шива)
Время осмотра: 20-30 минут, в течение дня

Та Кео – одна из самых больших и высоких построек в стиле храм-гора. Его строительство не было закончено, хотя смерть короля имела определенное значение. Если бы Та Кео был завершен, то это был бы один из лучших храмов в Ангкоре. Храм имеет 32 метра в высоту. Отсутствие художественного оформления придает храму чистоту и свежесть. Та Кео – точная копия священной горы Меру, с прямоугольным основанием и пятью квадратными башнями. Большая часть верхней платформы занята башнями.

Пном Бакенг (Phom Bakheng)

Расположение: 1,3 км к северо-западу от Ангкор Вата, 400 метров к югу от Ангкор Тома
Построен: конец 9-начало 10 века
Религия: индуизм (Шива)
Время осмотра: 1 час, на восходе или закате солнца

Став королем в 889 году, Ясоварман перенес столицу из Ролуоса в место, известное сейчас как Ангкор, назвал Яшодхапура и построил Бакенг. Поэтому Бакенг иногда называют первым Ангкором. Первоначально город, остатки которого едва различимы сегодня. Был больше, чем нынешний Ангкор Том. Город окружала стена со стороной 4 километра (город занимал площадь 16 кв.км).

Сам храм Бакенг был частично построен, частично выдолблен из скалы, на которой находится. Следы этого метода видимы в некоторых местах и сейчас. Этот храм – самый ранний пример расположения пяти башен в шахматном порядке и здесь же впервые появляются небольшие башни на нижних уровнях. Сегодня, однако, большинство башен разрушено. Кирпичные башни, на различных уровнях, представляют 12-ти летний цикл животного гороскопа, а все 108 башен комплекса отображает в символической форме 4 лунных цикла с 27 днями в каждом. В главной башне когда-то хранился фаллос, важный элемент тогдашнего мировоззрения.

Рекомендации: на самый верхний уровень можно подняться на слоне. Слоны «отходят» от южных ворот Ангкор Тома (15-20 минут) или Байона (30 мину). Незабываемое впечатление после долгого хождения по храмам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желаем Вам приятного отдыха и ярких впечатлений!

Заказать тур