Medeatourvl.ru

Путеводитель путешественника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ангкор-Ват: одно из самых монументальных древних сооружений в мире

Ангкор-Ват — древний храм в Камбодже: первое или восьмое чудо света?

Автор статьи2019-02-06 Понравилось 6 Просмотров 2894

Ангкор-Ват — древний храм в Камбодже: первое или восьмое чудо света?

Байки Ангкор-Ват: кто создал храм?

Ангкор-Ват: история в джунглях

Камбоджийское чудо Света в цифрах

Загадки храма Ангкор-Ват и пара фактов

Правила поведения в древнем храме

В дебрях экзотических джунглей Азии, в 240 км от Пномпея и 5,5 км от Сиамприап прячется древнее мистическое сооружение. Культовый храм Ангкор-Ват (Камбоджа) демонстрирует невозможную архитектурную симметрию и переворачивает «цивилизованное» представление об искусстве.

Ангкор-Ват — древний храм в Камбодже

Ангкор — столичный район Кхмерской империи

Байки Ангкор-Ват: кто создал храм в Камбодже?

Легенду о строительстве мистического Ангкор-Вата можно найти в древнейших текстах. Однажды, говорится в Ведах, бог Индра позвал в гости наследника императора. Несколько дней прекрасный принц провел в небесном замке, украшенном драгоценными камнями, дорогими тканями, золотом и серебром, в окружении бесконечного блаженства, вкусной еды и танцев.

Ангкор-Ват — храм в Камбодже

Копия небесного пятиглавого дворца

Тяжело переносили присутствие принца лишь слуги повелителя. Он смущал их, заставляя тянутся не к божественной жизни, а человеческим соблазнам. Индра отправил обратно наследника империи, а в утешение пообещал построить точную копию пятиглавого храма на земле. Так появился потрясающий воображение Ангкор-Ват.

Ангкор-Ват в Камбодже

Древний Ангкор-Ват стал достойным соперником Соломонова Храма

Архитектурный памятник Ангкор-Ват: история в джунглях

Древний Ангкор-Ват в Камбодже — место, где не хватит рук для селфи и памяти смартфона. Датированный XII веком, уникальный памятник в Камбодже считается гигантским религиозным комплексом, посвященным индуистскому богу Вишну. Местные жители называют храм душой кхмерской нации, а вдохновленные туристы — очередным чудом Света в джунглях.

Древний храм Ангкор-Ват в Камбодже

На величие Ангкор-Вата ежегодно смотрят более 2 млн. приезжих

На территории храма Ангкор-Ват нет ни единого отеля, не найдете вы и туристической инфраструктуры. И в этом весь смысл. Обетованный «островок» еще десять столетий назад был крупнейшим городом мира. С 1431 года его разрушили сиамские войска, а время утопило под «покрывалом» тропиков и джунглей.

Древний храм Ангкор-Ват

Сегодня этот храм лучшее место для покоя и умиротворения

Ничего не зная о камбоджийском Ангкор-Вате, вы уже представляли эти места в глубоком детстве, листая «Книгу джунглей» Р. Киплинга. Автор написал рассказ о смелом Маугли сразу после поездки в древний храм Камбоджы. Да, это был Ангкор-Ват.

Ангкор-Ват — древний храм в джунглях

Нет более поэтичного и вдохновляющего места на земле!

Величественный город возводил король Сурьяварман II более полувека. Ни многочисленные войны, ни тропические джунгли, ни другие стихии не уничтожили древний храм за последующие тысячелетия.

Ангкор-Ват — история древнего храма

Скульптуры Ангкор-Ват в Камбоджи веками стоят, как «вкопанные»!

В разные времена Ангкор-Ват превращался в:

  • обитель индуистов
  • опасные джунгли со стихиями
  • буддийское святилище
  • царскую усыпальницу
  • монастырь для монахов-отшельников без права входа сюда посторонних

Древний храм Ангкор-Ват — секреты в Камбодже

Поговаривают, что город Ангкор основали потомки жителей Атлантиды

После эпохи застоя до 1860 года религиозный Ангкор-Ват для европейцев заново открывает путешественник Анри Муо. С 1992 года древний храм в Камбодже находится под охраной ЮНЕСКО, восстанавливается и реставрируется по сей день.

Ангкор-Ват таинственный храм в Камбодже

Есть мнение, что храм Ангкор-Ват — наследие великих атлантов

Камбоджийское чудо Света в цифрах

Многоуровневая территория, как громкое эхо Кхмерской империи, манит в каждый уголок Камбоджи. Храм символизирует Вселенную, а пять могущественных башен — бутоны лотоса или райскую обитель древних богов — гору Меру с пятью пиками.

Ангкор-Ват — религиозный комплекс

Храм напоминает земную проекцию созвездия Дракона, считает археолог Джон Григсби

Особый контраст роскошному каменному древнему храму создают бедные местные перуанцы, предлагающие туристам различные безделушки, дети, просящие милостыню, и дикие джунгли вокруг.

Красивый храм Ангкор-Ват

Местные исследователи утверждают, что в храме не жили, а только молились своим богам

В цифрах древний храм Ангкор-Ват выглядит примерно так:

  1. Площадь постройки камбоджийского храма составляет 81 га.
  2. Высота центральной башни Ангкор-Вата, в которой сокрыт лингам Шивы, составляет 65 м.
  3. У каждой из 4-х других башен есть собственная терраса, галерея.
  4. У подножья храма в джунглях находится ров длиной 5,5 км, шириной почти 200 м, как символ мирового океана. Кстати, в древние времена в нем разводили крокодилов.
  5. Скульптурная площадь всех экспонатов Ангкор-Вата и работ составляет почти 2 км2.

Храм Ангкор-Ват — древние загадки

На стенах Ангкор-Ват изображены тысячи скульптур

Математическим и географическим парадоксом до сих пор остается факт, почему из любой точки древнего храма видно только 3 из 5 куполов.

Древний храм Ангкор-Ват — секреты и загадки

Сотни тайн древнего храма Ангкор-Ват до сих пор не разгаданы

Загадки храма Ангкор-Ват и пара забавных фактов

Мавзолей короля Сурьявармана — одна из самых любопытных загадок мира. Пристально изучая архитектуру и историю Ангкор-Ват Камбоджа, невольно задаешься вопросами:

  1. Как была достигнута полная симметрия при строительстве Ангкор-Ват в Камбодже?
  2. Чьей фантазии хватило, нанести на стенах более 2000 изображений апсар, мифических дев-танцовщиц? Неужели камбоджийский Микеланджело?
  3. Как могут веками держаться гладко отесанные древние камни Ангкора, не скрепленные раствором? А ведь и вправду, большинство из них держатся под тяжестью собственного веса.

Древний храм Ангкор-Ват — секреты и тайны

Ступени явно рассчитаны на существ гораздо выше нас

Блуждая по лабиринтам джунглей и кхмерской культуры, можно заподозрить, что древний храм в Камбодже создавался не для простых смертных. Интересно, а у самих Богов есть своя легенда создания Ангкор-Вата?

Древний красивый храм Ангкор-Ват в Камбодже

Особенно на закате открывается неземная. божественная красота

Правила поведения в древнем храме Камбоджы

«Наскальная живопись» Ангкор-Ват Камбоджа предлагает рассмотреть каждый камень, покрытый резьбой, барельефами. Здесь изображены божественные сюжеты, персонажи, эротические мотивы.

Ангкор-Ват

Древний храм Ангкор-Ват окружает многовековая флора и фауна

Дотронутся к ним — постигнуть божественное начало, но без фанатизма. На территории Ангкор-Вата более трех лет действует строгий свод правил поведения. Даже самый отчаянный турист не может залезть на строение, сфотографироваться на фоне монаха.

Ангкор-Ват храм Камбоджи

Тексты писаний на камнях выглядят так, будто их делали лазером

Ангкор-Ват — древний храм Камбоджи

Ангкор-Ват — это совершенно новые формы, цвета, правила и ощущения

Заходя внутрь древнего храма Камбоджи (Ангкор-Ват), плечи и колени должны быть скрыты от глаз — можно надеть индийское сари, алладины. Также нельзя подавать милостыню. За нарушение таких правил может последовать как штраф, так и арест.

Храм в Камбоджи Ангкор-Ват, его древние загадки

Более 2000 изображений мифических дев-танцовщиц, аспар

Для всех кому мало впечатлений — вид на храм Ангкор-Ват Камбоджа открывается сверху. Услуга полета на воздушном шаре, пожалуй, единственное экстремальное развлечение для туристов (15 минут удовольствия стоит 20$). Но поверьте: дух захватывает намного сильнее только в самом храме!


Аватар автора поста IndiaStyle

Ангкор — страна забытых храмов

Ну что, четвертый день пребывания за границей и второй день пребывания в Камбодже принес долгожданное исполнение грандиозных мечтаний — я увидел комплекс храмов Ангкор. Как я писал в предыдущем отчете, эта мечта, в отличие от Греции, зародилась не так давно — всего лет шесть назад, но она сразу стала яркой и назойливой. Наконец этот день настал. И уже не мельком, для галочки, как это было в предыдущий день, а основательно, с посещением основных храмов комплекса Ангкор — храмы Байон, Та-Кео, Та-Пром и Ангкор Ват. Конечно, очень хотелось бы посетить и другие археологические памятники этого грандиозного комплекса, но это лучше, чем с грустью разглядывать фотографии в сети.

Итак, храмовый комплекс Ангкор был основан в IX веке н. э. и просуществовал как действующее культовое учреждение до XV в., до завоевания кхемерского царства Сиамом, после которого собственно Ангкорское царство прекратило свое существование. Ангкор являлся одним из крупнейших городов на планете того времени — его население доходило до 1 000 000 человек! Для сравнения — в Париже IX века население составляло около 300 000 человек, и Париж являлся одним из самых больших и густонаселенных городов Европы. Бытовые постройки и дворцы знати строились из подручных материалов — дерева и пальмовых листьев. И только храмовые постройки возводились из песчаника. Собственно по этой причине до нашего времени практически не дошли никакие свидетельства жизни людей того времени — тропический климат очень быстро разрушает любые артефакты, лишая ученых каких-либо письменных источников и материальных памятников.

Читайте так же:
Водный дворец Тирта Ганга: архитектурное чудо современности

Ангкорская империя находилась под влиянием индуистской культуры со всеми ее составляющими элементами — кастовой системой, архитектурой, танцевальной культурой, произошедшей от мистерий индуистского цикла и, самое главное — религии. В IX веке Ангкорское королевство являлось одним из важнейший центров индуизма и, разумеется, город Ангкор, в котором, кстати, проживали исключительно люди высшей касты — брахманы и кшатрии, — стал религиозным центром именно индуизма. Следует отметить, что главным соперником индуизма в этом регионе являлся буддизм, и это приводило к серьезным конфликтам, как внутри государства, так и внутри поколений.

Из этого следует, что если старый царь придерживался индуизма, это вовсе не означает, что новый царь, его сын, будет придерживать мировоззрений отца. И если новый правитель отказывался придерживать религии отца, то это автоматически означало переориентацию и всего храмового комплекса Ангкор. Сами строения перестраивались, а изображения богов или будд довольно кощунственно переделывались. Это хорошо видно на примере храма Байон, изначально посвященного бодхисаттве Авалокитешваре, а с приходом к власти нового царя лики на стенах храма были варварски переделаны под лики Шив посредством того, что во лбу бодхисаттв пробивались дыры, которые должны были символизировать третий глаз. И таких примеров можно привести множество. Еще одной из характерной особенностью Ангкора является то, что помимо культового центра, он выполнял еще одну, довольно неожиданную функцию. Ангор можно считать ареной соревнования царей — каждый новый царь считал своей первостепенной задачей построить новый храм. Причем обязательно больше и красивее предыдущего. Храмы украшались золотом, серебром, драгоценными камнями, искусство барельефа росло, а Ангкор все более и более превращался в удивительнейший самостоятельный мир, похожий на легендарные города богов.

Хотя все храмы довольно однотипны по своему архитектурному стилю, каждый все равно остается уникальным и неповторимым. Храмы Ангкора делятся на два типа — пирамидальные плоские. К пирамидальным храмам относятся такие известные храмы как Байон, Та-Кео и, собственно, Ангкор- Ват. К плоским, из особенно известных, относится Та-Пром (в этом храме проводились съемки фильма «Лара Крофт и расхитительница гробниц»). По своему же устройству все без исключения храмы представляют собой уменьшенную модель вселенной — они имеют по четыре яруса, символизирующие уровни мира — Ад, землю, Рай и Небо Индры, где центральная, самая высокая башня воплощает собой мировую гору Меру. Еще одной характерной чертой ангкорских храмов является то, что все помещения сквозные и имеют четыре выхода, ориентированные по сторонам света (за исключением Ангкор Вата — у него из центральной башни ведут восемь выходов). И главный вход расположен на восточной стороне стены (опять же — за исключением Ангкор Вата — его вход расположен на западе).

Ангкор — страна забытых храмов

Общей особенностью всего Ангкора является то, что ходить можно куда угодно. Ну совершенно -хочешь лазить по стенам — пожалуйста, хочешь пройтись по портикам — не проблема, хочешь пожать руку Шиве (если он не одет в обрядовые одеяния) — тоже не вопрос. Да, есть кое-какие ограничения — нельзя трогать статуи Будды, ходить в обуви по коврикам внутри помещений, нельзя громко разговаривать или заниматься общими для музеев ограничивающими действиями. Важно другое — хоть по комплексу и проложены автодороги или пешеходные маршруты, но ты волен пройти где угодно и как угодно с единственным условием — ничего не сломать и желательно не разбиться. Тебе еще помогут пройти по узенькому карнизу храма и предложат помощь в фотографировании. Еще и позы придумают. Правда, с другой стороны, такое излишнее выпячивание всех сторон своей национальной культуры во многом начисто лишают храмовый комплекс своей сакральной мистики и священного благоговения в отношении чужих богов или Будды. К этому относятся и вечные мелкие торговцы, сующие свой товар всем подряд и всё подряд — придают экскурсии сходство с остановкой станции Вековка. Торговцы высокими и пронзительными голосами буквально умоляют туристов купить у них хоть что ни будь- «брелокимагнитыстатуэткикопиихрамоввеераплаткиаодииндолаааар — предложу, что угодно за любую цену — только купи!» — примерно так выглядит эта сцена. Правда, попадая на территорию храма, у меня вся праздность куда-то пропадала. От этих мест, может чисто психологически ощущаетя колоссальные скрытые и явные силы. Особенно это чувствовалось в самом центре Ангкор Вата. Но я постараюсь быть последовательным.

Первым в программе стоял храм Байон, или, если по-правильному — Прасат Байон.

Это не самый старый храм Ангкора — его заложили в конце XII века и завершен уже в XIII веке. Инициатором строительства стал царь Джаваярман VII (Он же Маха Парамасангатапада). Изначально храм строился как буддийский и, как было сказано выше был посвящен бодхисаттве Авалокитешваре. Этот храм на протяжении своей истории неоднократно перестраивался в зависимости от вкусов и предпочтений каждого нового царя.

Несколько раз он перестраивался в индуистский и обратно. Статуи Будды то выносились наружу и заменялись статуями богами индуистского пантеона, то все снова переигрывалось — индийские боги оказывались снаружи, а Будда возвращался на свои изначальные места. И эта религиозная карусель продолжалась до самого захвата Сиамом Ангкорского царства. Собственно, Байон — это последний храм Ангкора и единственный храм изначально посвященной буддийской Махаяне. Лица бодхитсаттв безмятежно смотрят на мир с каждой из многочисленных башен храма. Выражения лиц могут меняться с грозных на веселые, с грустящего на хмурый в зависимости от освещения. На меня многочисленные бодхисаттвы смотрели немного равнодушно, с несколько ироничной улыбкой. Я посчитал, что это добрый знак и именно в этот момент из-за туч выглянуло солнце.

На первый взгляд вблизи Байон больше напоминает каменный хаос и нагромождение каменных блоков. Это связано в первую очередь с тем, что галерея и верхняя терраса построены очень сжато друг к другу. Чтобы понять из-за чего появляется такое ощущение скомканности и нагроможденности достаточно вспомнить Ангкор Ват, где первая галерея первого яруса и верхняя терраса второго яруса отделены друг от друга довольно большим расстоянием, которое создает иллюзию огромного пространства.

Еще одной интересной особенностью храма являются многочисленные барельефы, изображающие различные этапы истории Ангкорского царства.

Триумфальные ворота Ангкор- Тхома

Та-Кео

Вторым храмом программы стал Та-Кео. Этот храм, построенный в X веке королем Джаяварманом V. Этот храм был посвящен шиваитскому культу (другим словом посвящен богу Шиве). Храм полностью построен из песчаника. Это единственный храм из всего комплекса не имеет никаких барельефов. Это связано с тем, что барельефные работы были прекращены сразу после строительства. Как и большинство храмов, Та-Кео выстроен по стандартному плану — центральная башня, символизирующая священную гору и пять сопровождающих башен.

Читайте так же:
Севан: озеро, которое прикасается к небу

В этом храме мне удалось почувствовать себя мартышкой — чтобы подняться на четвертый ярус надо было подняться по очень узеньким ступенькам да под углом в 70 градусов. Подняться было еще полбеды, а вот спускаться — это была уже проблема. Но когда передо мной камбоджиец лихо перепрыгивал через ступеньку бежал вниз, у меня захватило дух. А потом передо мной по ступенькам прыгала девочка лет десяти. Как она с нее не сверзнулась — для меня так и осталось загадкой. Благо она мне показала лучшие пути для спуска — иначе все могло бы закончиться несколько иначе.

Это был первый храм, где мне удалось походить по карнизам храма, ширина которых сантиметров десять… Это было страшно, но круто)))) Местные смотрители даже предложили пофотокать на этих карнизах. Все закончилось благополучно)

Следующим пунктом программы стал храм Лары Крофт. То есть Та Пром. Этот затерянный в джунглях храм при восстановлении по максимуму постарались сохранить в том виде, в котором его нашли французские исследователи.

Храм был основан в XII веке царем Джаяварманом VII и изначально задумывался как целый город- монастырь со своей собственной инфраструктурой, бытовыми постройками, защитными укреплениями и системой жизнеобеспечения. Изначальная конфессионая принадлежность монастыря была буддийской. Из-за того, что этот храмовый комплекс имел несколько иное назначение, чем возведенный чуть позже Байон или несколько сотен храмов возведенных ранее. Та-Пром имеет необычное для всех прочих культовых сооружений строение. Оно не пирамидальное, оно не высится к небу — все четыре яруса храмовой постройки выполнены в виде концентрических квадратов, выстроенных на земле, а не над ней. Таким образом, культовый центр монастыря приходится не на самую высшую точку, а на центр всей постройки.

Главной достопримечательностью Та-Прома являются не столько его строения, которые выполнены в максимально стандартном стиле, сколько те деревья, которые растут на постройках. Они накидывают всему комплексу 5–6 сотен лет. Выглядят они очень загадочно, время в этом месте чувствуется практически тактильными чувствами. Все дышит величием природы и бессильем человека.

Многие деревья, растущие на территории монастыря старше его самого — им по 500 — 800 лет и, глядя на них, кажется, что они способны простоять еще столько же. Человеческие строения разрушатся, превратятся сначала в груду камней, а затем и просто в пыль, а лес будет стоять. Вечный и нерушимый. Собственно, груды кирпича, которые так и не успели разобрать и валяющиеся бесформенными грудами на территории всего комплекса только подтверждают этот тезис. Да и размеры деревьев подавляют своей мощью и силой — человек, стоящий возле него кажется муравьем, а здания — небольшими зелено-черными холмиками. Огромные корни растений, ползущие по крышам и стенам построек, пожирают, впитывают в себя все искусственное и временное.

Храм Ангкор-Ват — суперсооружение древности, затерянное в джунглях. Секреты древних строителей

Загадочный и притягательный, огромный и богато украшенный Ангкор-Ват — самый большой храм на Земле. Он возвышается над равнинами Северной Камбоджи. Но на много веков его башни и стены поглотили джунгли. Сейчас он постепенно раскрывает свои тайны учёным-исследователям.

Ангкор-Ват — крупнейший храмовый комплекс главного города кхмерской цивилизации — Ангкора. Считается, что его построил правитель великой империи кхмеров Сурьяварман II.( 1113-1145/1150гг.)

«Он был могущественным военным лидером, но, помимо этого, ещё и полубогом. Перед ним все склонялись ниц», — говорит археолог, исследующий Ангкор-Ват, Чарльз Хайам в фильме National Geographic.

Изображение Сурьявармана II в Ангкор-Вате

Изображение Сурьявармана II в Ангкор-Вате Michael Gunther/ru.wikipedia.org/CC BY-SA 4.0

Каждый из правителей империи строил в столице храмовый комплекс, окружая его рвом с водой. А вокруг находились поселения подданых: дома, поля, дороги.

Специалист по охране архитектурного наследия Джон Стаббс из Всемирного фонда памятников (WMF) считает его настоящим мегаполисом:

«Это город городов с храмом Ангкор-Ват в центре, как Ватикан в Риме».

Вид на Ангкор-Ват с воздуха

Вид на храмовый комплекс Ангкор-Ват с воздуха Steve Jurvetson from Menlo Park, USA/ru.wikipedia.org/CC BY 2.0

Его площадь около 3000 кв. км. Древние архитекторы спланировали комплекс так, чтобы он внушал восторг и благоговение. Величественная лестница ведёт в просторный внутренний двор. Там посетителей встречала огромная статуя бога Вишну — верховного божества в индуизме, в честь которого храм возводился. Вокруг стояли пять грандиозных башен, олицетворявших гору Меру, обитель Богов. Как и эту священную гору, храм тоже окружала вода — искусственный ров.

Вид на Храм Ангкор-Ват, Камбоджа

Вид на Храм Ангкор-Ват, Камбоджа, с воздуха Charles J Sharp/ru.wikipedia.org/CC BY 2.5

Как считают историки и археологи, его построили всего за 35 лет, причём его размеры превышали любой средневековый храм Европы.

В Англии, например, только один собор построили так же быстро — Солсберийский (38 лет), остальные строились по 200-300 и более лет.

Археологи до сих пор не понимают, как это удалось древним кхмерам. Но не только сроки строительства изумляют учёных. Ангкор-Ват таит ещё ряд загадок. Например, как комплекс устоял в природных условиях этой местности?

Цикл муссонов, который вызывает ежегодные наводнения и засухи на этой земле со временем разрушают любые конструкции. Чтобы укротить силы природы, понадобился настоящий инженерный гений.

Вместо того чтобы возводить фундамент, который может выдержать колебания уровня воды в почве, строители храма заставили воду работать на себя.

Ангкор-Ват — как корабль, плавающий в океане подземных вод. И чтобы каменный корабль не «сел на мель» в засушливый период, они создали водный резервуар неподалёку, в котором уровень воды стабилен круглый год.

Роль «секретного механизма» выполняет огромный ров вокруг храма. Внешний периметр — 5 км, ширина 200 метров. Он заметен даже из космоса.

видн на Ангкор-Ват из космоса

Съёмка NASA Ангкор-Вата из космоса https://earthobservatory.nasa.gov/ ru.wikipedia.org/public domain

В ров стекает лишняя вода в дождливый период, а в засуху он сохраняет уровень грунтовых вод неизменным. Над строительством грандиозного гидросооружения трудилось чуть ли не всё население империи, считают историки.

Рабочие выкопали 1,5 млн куб. м. песчаного грунта (им можно наполнить 200 тыс. самосвалов). Этот песок, по замыслу древних инженеров, применили для строительства стен, чтобы сделать три огромные террасы.

Но как горы плавающего песка удерживают тяжёлые каменные стены без цемента и металлической арматуры?

За искусной резьбой каменных поверхностей кроется ещё один секрет древних строителей — латерит. 2 Вода, просачиваясь сквозь скалу, вымывает некоторые элементы и получается образование из железа, алюминия и кварца. Пористый и облегчённый, но прочный материал, своего рода «кирпич». Он пластичен, почти как глина, его поверхность легко обработать и подогнать при кладке.

«Латерит — это волшебный камень, — говорит археолог Чарльз Хайам, — его можно резать как масло, придавать любую форму. А затем он становится твёрдым как скала».

Но латерит — материал некрасивый, а храм должен впечатлять и поражать великолепием. Поэтому стены поверх кладки облицевали песчаником, из которого удобно вырезать орнаменты и статуи для украшения комплекса.

Археологи считают, что в этом прослеживается влияние индийской культуры, где большинство храмов возводили из песчаника.

Читайте так же:
Храм тигров — самый полосатый, рычащий и… умиротворенный

стены Ангкор-Вата

Стены Ангкор-Вата Photo Dharma from Penang, Malaysia//ru.wikipedia.org/CC BY 2.0

Песчаник инженеры-строители Ангкор-Вата брали далеко на севере государства, в священной местности, откуда, как считают историки, пошла империя кхмеров — на холмах Кулен. Там камни вырубались и раскалывались с помощью деревянных клиньев на отдельные блоки от 2 до 12 тонн. Потом специальные команды носильщиков доставляли их за 30 км к месту строительства.

Специалисты подсчитали, что рабочие добывали и переносили от 300 до 400 глыб в день, чтобы успеть в срок закончить строительство. Всего перевезли около 10 млн блоков.

Много лет историки спорили, как доставлялись блоки. Этот секрет древних им раскрыли барельефы на стенах храмов неподалёку от Ангкор-Вата.

Камни сплавлялись на плотах по каналам и буксировались слонами или буйволами.

Доставленные на место блоки поднимали и укладывали с помощью строительных лесов и примитивных грузоподъёмных систем. Использовали для этого и слонов.

Качество кладки поражает специалистов. Довольно большие блоки уложены настолько плотно, что невозможно просунуть лезвие ножа. Поверхности идеально состыкованы повсюду. Специалисты считают, что использовалась технология абразивной обработки. Огромные камни тёрли друг о друга, смочив водой. Они сглаживались и притирались.

Особенно удивляет то, что блоки держатся только за счёт сцепления поверхностей без всяких скрепляющих растворов и швов.

При столь идеальной стыковке вся стена превращается в монолит и можно вырезать рисунок без прерываний и искажений на месте стыковки.

Барельеф Ангкор-Вата «Битва Дэвов с асурами»

Барельеф «Битва Дэвов с асурами» PIERRE ANDRE LECLERCQ — собственная работа/ru.wikipedia.org/CC BY-SA 4.0

Как украшались стены? Специалисты подсчитали, что около половины времени из 35-летнего строительства храма заняло украшение стен резьбой. Работали над ней мастера двух-трёх уровней.

Главные специалисты наносили на камне рисунок, а младшие резчики уже работали по трафарету. Мастера добивались эффекта глубины изображения, делая совсем неглубокие надрезы — 3-5 см. На них изображены сцены из индуистской мифологии.

Сейчас эти барельефы блестят, отполированные многочисленными прикосновениями паломников и туристов, но во времена Сурьявармана II их, по мнению археологов, покрывал золотой слой, и резьба ослепляла великолепием.

барельефы Ангкор-Вата

Барельефы Ангкор-Вата Jadamta — собственная работа/ru.wikipedia.org/CC BY-SA 3.0

В святая святых главного храма комплекса, куда имели доступ только высшие священнослужители, ведут самые крутые ступени в мире. По ним приходится подниматься, выворачивая стопы, так как они очень узкие.

Но именно такая конструкция, считают археологи, помогает удерживать стены, подпирая их и распределяя нагрузку на фундамент.

Ангкор-Ват Каменная лестница

Каменная лестница Diego Delso/CC BY-SA 3.0

Как ни торопились строители закончить храм до смерти правителя, они всё же не успели. Некоторые барельефы на стенах остались незавершёнными.

Археолог Чарльз Хайам полагает, что храм всё же выполнил главную функцию — погребальную. Прах Сурьявармана доставили туда после его смерти. Считалось, что так он смог уйти к богу Вишну.

«Пепел поместили в огромный каменный ларец… И когда ларец поставили в «центр мёртвых», под центральную башню, по легенде, статуя Вишну… открыла глаза и царь ожил».

Ангкор-Ват Diego Delso/ru.wikipedia.org/CC BY-SA 3.0

С упадком империи джунгли и болота уничтожили деревянные дома, разветвлённая система каналов покрылась известковыми отложениями, русла заросли водорослями. Город погиб, но храм выдержал испытание временем.

Ещё один грандиозный памятник старины, о котором мало знают, — Баальбек. Учёные до сих пор не нашли ответ на вопрос, кто построил этот величественный храмовый комплекс.

Ангкор-Ват

Ангкор-Ват — центр древнего города Ангкор и самый величественный храм Камбоджи, который притягивает сюда толпы туристов.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Ни один из нескольких десятков храмов Ангкора не может сравниться с Ангкор-Ват по красоте. При постройке его было использовано больше камней, чем при строительстве великой пирамиды Хеопса в Египте, причем общая площадь поверхности стен намного больше и почти вся поверхность храма покрыта искусно вырезанными барельефами. Камни для строительства храма добывали в священной горе Пном Кулем, за 50 км, и на плотах сплавляли по реке. Учитывая огромное количество необходимых камней, трудно представить, как камбоджийцы справлялись с этой задачей, имея лишь примитивные по нашим меркам орудия труда. На строительстве было занято более 300 000 рабочих. Как и египетские фараоны, короли Ангкора не жалели никаких усилий, чтобы превзойти своих предшественников и построить храм, равного которому еще не было. С Ангкор-Ват это получилось. Есть лишь несколько рукотворных творений на земле, способных соперничать с этим шедевром.

Строительство Ангкор-Ват было начато королем Сурьяварманом II (1112-1152) и завершено после его смерти. Храм изначально строился как индуистский. Интересно, что его ориентация отличается от всех остальных святилищ Ангкора — главный вход находится с западной стороны, а не с восточной. В индуистской религии запад обычно ассоциируется со смертью, и существует версия, что основным предназначением храма было служить мавзолеем для Сурьявармана II. В пользу этого говорит и то, что барельефы расположены так, что смотреть их нужно, обходя храм против часовой стрелки, как в похоронных ритуалах. С другой стороны, бог Вишну часто ассоциируется с западом. Договорились на том, что Ангкор-Ват служил одновременно и храмом, и мавзолеем короля.

Территория храма огромна. Прямоугольный комплекс Ангкор-Ват занимает 210 гектаров и окружен широким, 190-метровым рвом. Только перейти через ров и дойти до центральной части храма займет как минимум 20-30 минут. Пять главных башен трехъярусного храма поднимаются в высоту на 65 метров: четыре башни по углам храма и одна в центре. Любопытно, что, с какой бы стороны путник ни приближался, ему всегда видны лишь три башни из пяти. Подобный эффект достигается за счет того, что основания храма не видно: оно приподнято на высоком цоколе из латерита и песчаника (850×1000 м), окруженном колоннадой. Дизайн храма не случаен. Центральная башня Ангкор-Вата символизирует священную гору Меру, обитель Шивы, башни по краям — окружающие пики посреди материка (внутренние дворики), окруженные океаном (ров). Семиголовая мифическая змея Нага символизирует мост из радуги, связывающий землю с жилищем богов. Главный, западный, вход в храм Ангкор-Ват — широкие, богато украшенные барельефами и скульптурами ворота. С правой стороны — трехметровая восьмирукая статуя Вишну. Паломники и юноши перед свадьбой по традиции приносят в подношение статуе локон своих волос. От ворот до основного храма ведет широкая улица со скульптурами наг на балюстрадах. По обеим сторонам улицы — два пруда, у северного пруда обычно с утра собираются фотографы, чтобы запечатлеть храм в рассветных лучах солнца. Внутри храм представляет собой три яруса галерей с множеством прекрасных барельефов. В древние времена подниматься на верхний ярус Ангкор-Вата могли только король и верховный жрец. Недавно, после многих лет перерыва, власти открыли доступ на третий ярус храма простым смертным, и теперь можно подняться на самый верх, найти тихий уголок и помедитировать над красотой этого великого произведения искусства. Третий ярус храма — одно из двух мест в Ангкоре, где существуют требования к одежде — необходимо, чтобы плечи и колени были закрыты. Лучшее время, чтобы находиться на вершине Ангкор-Ват, — закат. В это время можно любоваться тем, как золотые лучи заходящего солнца проникают через отверстия в стенах, освещая прекрасных небесных танцовщиц (апсар).

Читайте так же:
Храм Пура Улун Дану: священная жемчужина острова Бали

Дойдя по улице до храма, поверните направо, чтобы обойти его, разглядывая барельефы в правильном направлении. Обратите внимание, насколько тщательно, с каким мастерством они вырезаны. Большинство барельефов было создано в XII веке, и только несколько незаполненных стен были доделаны в XVI веке. Сразу видно, насколько мастерство более поздних скульпторов уступает древним мастерам. Осмотреть все барельефы за несколько часов невозможно, лучше сконцентрироваться на самых выдающихся.

Западная галерея

Битва при Курукшетре — южная часть западной галереи изображает сцену из индийского эпоса Махабхарата, битву между северянами кауравас и южанами пандавас. Снизу изображены бьющиеся пешие воины, управляемые командирами на слонах, над ними — командующие армиями. Обратите внимание на убитого командира, лежащего на куче стрел, воина на слоне, сложившего оружие и признавшего поражение, смертельно раненного офицера, падающего из колесницы и подхватываемого солдатами.

Южная галерея

Армия короля Сурьявармана II — картина триумфального шествия королевской армии. Сам король изображен сидящим на боевом слоне с оружием в руке, похожим на лезвие на длинном древке, его прикрывают от солнца пятнадцатью зонтиками и обмахивают веерами слуги. За королем рядами идут кхмерские воины. В отличие от других барельефов, 94-метровая военная процессия Сурьявармана II, построившего Ангкор-Ват, отражает реальную жизнь того времени. Начинаясь с западного угла, барельеф изображает министров, принцев и принцесс на слонах, чей ранг определяется количеством зонтиков вокруг них. Немного далее парад теряет свой военный характер, чтобы уступить религиозной пышной процессии брахманов с собранными в пучок волосами, которые звонят в маленькие колокольчики. Здесь также можно рассмотреть Раджахотара, или королевского жертвенного священника, которого несут в паланкине позади ковчега со священным пламенем, — перед ним шествуют музыканты, носильщики и шуты. Парад заканчивается на правом краю, изображая сиамцев, в то время союзников кхмеров, в колоколообразных платьях с перьями в волосах, придавая им вид воинов Океании и в течение долгого времени ошибочно принимаемых за варваров. Обратите внимание на прямоугольные отверстия среди королевской армии. Считается, что на этих местах были указания к местонахождению спрятанных королевских сокровищ, и тайцы, захватив Ангкор, вырезали их.

Суд Ямы

Суд Ямы — 60-метровая панель, посвященная суду над умершими богом смерти Ямой (аналог Страшного суда) и изображению рая и ада. Таблички сообщают о существовании 37 небес и 32 адов. Мастера перенесли в рай дворцы, в которых окруженные слугами небожители ведут праздную жизнь — причем их радости вполне земные. А вот часть, изображающая пытки, более разнообразна — здесь властвуют высокие палачи со свирепыми животными. Практически везде можно увидеть две дорожки: та, что повыше, изображает небеса, а та, что ниже, — ад. Слева сверху богатые и известные находятся на их пути к небесам — к буйволу, на котором сидит 18-рукий Яма со своими помощниками, в то время как внизу менее удачливые бедные простые люди начинают долгий, полный страданий путь в ад. Можно видеть, как королевскую пару приветствуют две коленопреклоненные фигуры, справа группа женщин предлагает подарки принцессе — в это время несущие ее паланкин мужчины стоят в ожидании. Правее сверху — небесные дворцы, важные персоны в паланкинах с опахалами, чуть ниже — гаруды и львы, подобно атлантам, держат рай, под ними происходят изуверские пытки ада. За воровство цветов в саду Шивы в тело, распятое на раме, забивают гвозди, а в 23-м круге ада Калашу-тра грешников поджаривают на огне.

Восточная галерея

Взбивание молочного океана — этот барельеф, пожалуй, выполнен наиболее искусно во всем Ангкоре. На барельефе изображено, как 88 асуров (демонов) с лева и 92 деват (полубожеств) справа взбивают океан молока с помощью огромного змея — натянув его, как канат. Сцена взята из священной книги Бхагавата-Пураны и очень часто изображается в кхмерском искусстве.

Интересно, что на барельефе ангелами руководит царь обезьян Хануман, — это неожиданная фантазия кхмерских скульпторов. В самой истории никакие обезьяны не принимали участия во взбивании океана, а сам Хануман — герой другого индийского эпоса Рамаяна.

В этой же галерее находится единственный вход в Ангкор-Ват без лестницы, специально сделанный для того, чтобы король мог садиться на слона прямо из галереи.

Далее в галерее барельеф, изображающий Вишну, уничтожающего врагов. Это поздняя добавка, датируемая XVI веком, выполнена она значительно хуже, чем более старые работы.

Северная галерея

Битва бога Кришны с королем демонов Баном — внук Кришны (даже не пытайтесь разобраться в степени родства богов, запутаетесь) был похищен демоном Баном и заточен в городе, окруженном стеной огня. На панели Кришна сражается с армиями Баны, чтобы освободить внука. Внушительная фигура многоголового и многорукого Баны, сидящего на гаруде (получеловек-полуптица), появляется на барельефе не менее шести раз. В конце панели Кришна, победив Бану, воздает должное Шиве, сидящему на горе Кайлас, и принимает его просьбу сохранить жизнь Бану. В стороне от Шивы — его редко изображаемый в Камбодже сын Ганеша со слоновьей головой.

Вернемся в западную галерею с северной стороны. Битва на Ланке — это один из самых красивых барельефов в Ангкор-Вате. Он изображает сцену одного из последних разделов эпоса Рамаяна — финальную битву между армиями Рамы и предводителем ракшасов (демонов) Раваной. Раванаукрал прекрасную Ситу, жену Рамы. Рама с братом Лакшманом отправились в его царство, чтобы вернуть жену. По дороге они помогли царю обезьян Хануману вернуть свой трон, и тот вместе со своей армией присоединился к походу. На барельефе армия обезьян бьется с ракшасами. Рама сражается с самим Раваной. Раз за разом Рама отсекает каждую из десяти голов Ра-ваны, но они вырастают снова. Только поразив его в сердце стрелой, Рама смог убить Равану.

Обойдя первый ярус храма, поднимитесь на второй ярус по крутой лестнице. Наружная часть второго этажа малоинтересна, но внутри изображены 1500 апсар, небесных танцовщиц. Всего на стенах Ангкор-Вата более 3000 апсар, и ни одна из них не повторяет другую. Даже волосы у них изображены в 37 разных стилях. В 1980-е годы индийские реставраторы пытались очистить храм с помощью средств, содержащих кислоту, и сильно повредили многих танцовщиц. Сейчас большинство из них восстановлено немецкими специалистами.

Кто построил огромный храмовый комплекс Ангкор-Ват?

2015-02-16 в 02:29 Кто построил огромный храмовый комплекс Ангкор-Ват? - Ангкор-Ват, Ангкор

Огромный храмовый комплекс Ангкор-Ват является главным символом Камбоджи и даже изображен на флаге этой страны. Жители Камбоджи гордятся тем, что их предки-кхмеры смогли возвести такое чудо света, не уступающее по великолепию другим известным архитектурным памятникам. Европейские же исследователи, изучая храм, часто задавались вопросом: а не присвоили ли кхмеры себе чужие заслуги?

В 1858 году французский натуралист Анри Муо отправился в Индокитай на сбор научных сведений о Камбодже, Лаосе, Сиаме. Приехав в камбоджийский город Сиемреап, он решил обследовать его окрестности. Анри оказался в глубине джунглей и через несколько часов понял, что заблудился.

После нескольких дней плу-тания в джунглях Муо увидел в лучах заходящего солнца три каменные башни, напоминающие прекрасные бутоны лотоса. Подойдя поближе, Анри увидел ров с водой, а за ним огромный каменный забор в искусной резьбе, изображающей богов, людей и животных. За ним высились строения необычайных размеров и красоты.

Читайте так же:
Удивительные факты о Бутане, которых вы не знали

Заблудший путник

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен, — писал Муо в книге «Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области центрального Индокитая». — Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира».

Решив, что перед ним древний замок или храм, француз стал кричать, призывая на помощь. Оказалось, что в величественной постройке жили буддийские монахи. Они и спасли Муо, уже умиравшего от малярии и голода.

Когда Анри стало лучше, монахи рассказали ему, что он находится в величайшем храме Камбоджи, который называется Ангкор-Ват. Европейцы о нем ничего не знали. Хотя еще в 1550 году храм был посещен португальцем Диогу ду Коуту, который издал заметки о своем путешествии.

В 1586 году другой португалец, монах-капуцин Антониу да Мадалена посетил Ангкор-Ват и оставил письменные свидетельства об этом: «Это такое необычное сооружение, что невозможно описать его пером, тем более что он не похож ни на одно другое здание в мире. У него есть башни и украшения и все тонкости, которые человеческий гений только может себе представить».

А в 1601 году испанский миссионер Марсело Рибандейро, так же как и Муо заплутав в джунглях, набрел на этот величественный храм. Ангкор-Ват европейцы посещали и в XIX веке. Тот же Анри Муо пишет, что за пять лет до него там побывал французский миссионер Шарль-Эмиль Буйево, опубликовавший в 1857 году отчет об этом путешествии. Но описания Буйево и его предшественников не зацепили внимания общественности. Так что прославила Ангкор-Ват именно книга Анри Муо, вышедшая в 1868 году.

Центр Вселенной

Храм Ангкор-Ват представляет собой комплекс зданий, расположенных на участке прямоугольной формы площадью 200 гектаров. За каменной стеной, как предполагают археологи, был не только храм, но и королевский дворец и другие постройки. Но так как эти строения были возведены из древесины, они не сохранились.

Сам храм символизирует священную гору Меру -«центр Вселенной и местожительство богов» в индуистской мифологии. Красивее всего пятибашенный храм смотрится в сезон дождей, когда 190-метровый ров заполняется водой. Тогда Ангкор-Ват выглядит центром Вселенной в окружении вод Мирового океана. Именно таким его и задумывали создатели.

Сам трехступенчатый храм с остроконечными башнями -торжество симметрии. Оказавшись в нем, человек сразу видит все сооружение, которое возвышается на трех стоящих друг на друге террасах. Кажется, будто храм вырастает на глазах приближающегося человека. Такой эффект оказался возможен из-за расположения террас. Первая терраса возвышается над землей на 3,5 метра, вторая — на 7 метров, а третья — на 13 метров. При этом каждая окружена галереями, крытыми двускатными крышами.

С какой бы стороны посетитель не подходил к Ангкор-Вату, он всегда видит только три башни. Высота центральной из них составляет 65 метров. Учитывая, что все это великолепие покрыто сотнями скульптур и рельефами с образами из древнеиндийских эпосов — Рамаяны и Махабхараты, можно лишь восторгаться этим творением рук человеческих.

Самый большой город

Когда-то храм Ангкор-Ват находился в сердце империи кхмеров — городе Ангкор. При этом «Ангкор» не является историческим названием. Оно распространилось позднее, когда эти места были покинуты кхмерскими властителями, а после пришли в упадок. Это место кхмеры стали называть просто «город» — на санскрите «нагара», позднее трансформировавшееся в «Ангкор».

В самом начале IX века кхмерский император Джая-варман II начал строительство первого культового сооружения в этих местах. За 400 лет Ангкор вырос в город-гигант, состоящий из более 200 храмов. Главным из них был Ангкор-Ват. Историки приписывают его строительство императору Сурьяварману II, правившему в 1113-1150 годах.

Правитель считался земным воплощением Вишну, и кхмеры поклонялись ему как живому божеству. А храм, являясь символом небесного дворца, служил прибежищем духа правителя и его будущей усыпальницей.

Ангкор-Ват строился более 40 лет. Храм, превышающий по площади весь Ватикан, возводили десятки тысяч рабочих и каменотесов. Закончилось строительство уже после смерти Сурьявармана, но усыпальница на момент его смерти была готова.

В 2007 году международная экспедиция провела исследование Ангкора с использованием фото со спутника и других современных технологий. В итоге был сделан вывод, что Ангкор — самый крупный город доиндустриальной эпохи. Размеры Ангкора с запада на восток составляют 24 километра, а с севера на юг — 8 километров.

На пике его развития здесь проживал миллион человек — немыслимая цифра для тех лет. Для обеспечения такой массы людей продовольствием кхмеры соорудили сложную гидравлическую систему, способную питать как сельскохозяйственные угодья, так и служить источником воды. Кроме того, эта система предохраняла Ангкор от наводнения в сезон дождей.

В 1431 году войска Сиама захватили Ангкор и разорили его. Потеряв столичный статус и возможность развиваться, город стал угасать, а люди покидали его. Уже через сто лет джунгли превратили Ангкор в заброшенное место. Впрочем, полностью безлюдными и Ангкор, и Ангкор-Ват никогда не были.

Легенды и фантазии

Откуда же взялись предположения, что Ангкор-Ват гораздо древнее своего официального возраста? Причин тому несколько. Если взглянуть на спутниковое фото Ангкора, то можно заметить, что структура храмового комплекса воспроизводит положение звезд созвездия Дракона на рассвете в день весеннего равноденствия в 10 500 году до нашей эры.

У кхмеров по этому поводу есть красивая легенда. Однажды у королевской четы родился ребенок, который был сыном верховного божества Индры. Когда мальчику исполнилось 12 лет, Индра спустился и забрал его к себе, на гору Меру. Несмотря на любовь божества к принцу, небесные девы стали роптать, что человек подвержен соблазнам и его необходимо вернуть обратно.

Ради сохранения спокойствия в небесной обители Индра решил отправить мальчика на землю. Чтобы принц вспоминал Меру, Индра захотел подарить ему копию своего дворца. Но скромный мальчик сказал, что он будет счастлив жить и в коровнике Индры. Тогда божество прислало к принцу талантливого зодчего, который и построил великолепный Ангкор-Ват, явившийся копией коровника божества.

Иную гипотезу выдвинул испанский миссионер Марсело Рибандейро, увидевший Ангкор-Ват в 1601 году. Зная о том, что традиции не позволяли кхмерам строить каменные здания, он подошел к этому логически: «Все лучшее мир познал от эллинов и римлян».

Что и написал в своей книге: «Есть в Камбодже руины древнего города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским. Примечательно, что никто из туземцев не может жить в этих руинах, и они служат прибежищем диким зверям. Эти язычники считают, по традиции, что город должен быть восстановлен чужеземным народом».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию