Medeatourvl.ru

Путеводитель путешественника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авила: очаровательная и неприступная родина святой Терезы

Авила – крепостные стены, хранящие историю

Крепостные стены Авилы – памятник древней военной архитектуры

Старинный испанский город Авила, родина святой Терезы Авильской, находится в провинции Кастилия и Леон, в паре часов езды от Мадрида. Ветер и солнечный свет столь же естественны для исторического пейзажа Авилы, как и миражи для африканской пустыни. Это земля, на которую когда-то въехал верхом Альфонс VI, где Изабелла Католическая попрощалась со своим перворожденным сыном Хуаном, увековеченным в надгробии скульптора Фанчелли в монастыре Святого Томаса. Это земля, где мятежники Хуана Падильи бросили свой вызов императору Карлу V.

Знакомство с прошлым

Святыня Los Cuatro Postes – лучший вид на Авилу и крепостные стеныВысокие стены Авилы надежно защищают ее от мираАвильская крепостная стена включает в себя восемьдесят семь башен и девять ворот

Знакомство с Авилой традиционно начинается с небольшой святыни, расположенной на левом берегу реки Адаха, более известной как «Четыре столба» (Los Cuatro Postes). Архитектурный ансамбль состоит из четырех объединенных между собой дорических колонн, между которыми возвышается строгий гранитный крест. Считается, что сооружение было построено в 1566 году на месте небольшого храма времен Римской империи. Именно на этом самом месте, согласно легенде, дядя поймал семилетнюю Тересу Авильскую, сбежавшую с братом из дома, дабы принять муки от мавров за веру. Отсюда открывается великолепный вид на город и окружающие его крепостные стены.

Строительство городской стены было начато по приказу короля Кастилии и Леона Альфонса VI в девятом веке. Равных этой стене в Европе больше нет, она насчитывает 87 башен (88-я была разрушена в конце XVI века по приказу Филиппа II) и 9 ворот, ее протяженность составляет 2,5 километра, а высота – 12 метров. С восточной стороны к стене примыкают Кафедральный собор, Алькасар и Ворота Святого Викентия. Этот хорошо сохранившийся памятник средневекового зодчества в 1985 году был признан объектом культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

Примечательно, что авильские стены, как и святыня «Четырех столбов», не были возведены на пустом месте. Основанием для постройки крепостных стен послужили оборонительные сооружения времен Римской империи. Камни и целые архитектурные фрагменты, которые помнят руки прославленных предков, были сохранены и вмонтированы в стены Авилы. Их можно увидеть при посещении исторического комплекса, они отличаются по цвету и стилю, но, благодаря тому, что были включены в строительство более поздних сооружений, прекрасно сохранились до наших дней.

Начало экскурсии

Элементы романских построек, сохраненные при строительстве крепостных стен АвилыСвидетельства того, что крепостная стена Авилы была возведена на месте военных укреплений времен Римской империиАрхитектурные элементы в романском стиле, умело сочетаемые с готическим стилем и стилем мудехар

Исторический комплекс-музей крепостных стен Авилы открыт с 10 утра до 6 вечера в зимнее время. С 27 марта по 24 октября (кроме двух летних месяцев) комплекс закрывается в 8 вечера, а в июле и августе и вовсе открыт до 9.

Длинный путь по крепостной стене начинается от Мясницких ворот (Puerta de Carnicerías), примыкающих к задней части городского собора. Здесь находится туристический центр, где можно приобрести входные билеты на посещение комплекса (стоимость – 5 евро для взрослых и 3,5 евро для детей), получить план маршрута, карту города, а также иллюстрированные брошюры с историей возникновения и постройки авильских стен.

Испанские художники любят изображать крепостные стены АвилыСпускаясь и поднимаясь по многочисленным лестницам и переходам, обойти всю крепостную стену можно за 35 минутВеликолепные виды с многочисленных смотровых площадок на верху авильской крепостной стены

Будьте готовы к тому, что придется пройти более километра по самому верху крепостной стены, спускаясь и поднимаясь по многочисленным лестницам и переходам, находящимся как снаружи, так и внутри этого мощного каменного сооружения. Освещение является существенным элементом в восприятии красоты и монументальности исторического комплекса, поэтому желательно выбирать для посещения солнечные дни. Это позволит в полной мере оценить архитектуру внутренних помещений, рассчитанную на естественное освещение, а также получить эстетическое удовольствие от игры света на древних камнях. Это живописнейшее место не зря пользуется повышенным вниманием испанских художников.

Не менее впечатляющей станет и прогулка вокруг стен снаружи (el Paseo del Rastro), со всеми окружающими их садами и живописными закоулками, а также великолепными видами на реку Адаха. Пасео-дель-Растро – это многочисленные пешеходные дорожки, которые проведут вас от древних стен Авилы по всему историческому центру города.

Заказать индивидуальный тур

Специальный поезд в помощь туристам

Аккуратные пешеходные дорожки снаружи крепостной стены АвилыУхоженные зеленые сады у подножия авильских крепостных стенТуристический поезд Murallito

Вокруг стен и по историческому центру города можно также проехаться на специальном туристическом поезде «Mурайито» (tren turístico Murallito). Экскурсионный маршрут с шестью остановками стартует от Пласа-де-Сан-Висенте и следует мимо самых значимых исторических мест Авилы: центрального рынка (Mercado Grande), монастыря святого Томаса (Monasterio de Santo Tomás), монастыря святой Терезы (Convento de Santa Teresa), церкви Святого Иоанна Крестителя (Iglesia de San Juan Bautista), святыни Los Cuatro Postes, монастыря Воплощения (Monasterio de la Encarnación).

Маршрут завершается в исходной точке и занимает 35 минут. Можно совершить всю экскурсию сразу, купив билет за 4 евро, а можно заплатить чуть меньше 6 евро и приобрести билет, действующий 24 часа. Это позволит вам выйти на любой из шести остановок, осмотреть как следует исторические памятники, войти внутрь действующих монастырей или музеев, да и просто перекусить в одном из многочисленных ресторанчиков Авилы, а потом снова продолжить свой путь на «Мурайито».

Базилика Святого Викентия

Базилика Святого Викентия, вид со стороны крепостной стеныБазилика Святого Викентия, вид со стороны недостроенной колокольниБазилика Святого Викентия, вид сверху, с крепостных стен Авилы

На Пласа-де-Сан-Висенте расположена также одна из важных достопримечательностей Авилы – Базилика Святых братьев-мучеников, более известная как Базилика Святого Викентия (Basílica de San Vicente) – один из хорошо сохранившихся образцов романской архитектуры в Испании. Базилика является национальным памятником с 1882 года.

Считается, что базилика была первой церковью Авилы и оказала влияние на архитектуру всех культовых сооружений того времени. В постройке угадываются романские, готические и даже византийские черты. Портик и дверные проемы – романский стиль в чистом виде, так же как и внутренний интерьер. Колокольня, как будто недостроенная, украшена зубцами, похожими на зубцы крепостных стен Авилы – в стиле мудехар. План сооружения представляет собой латинский крест, имеет купол, три нефа, трибуны, атриум, две башни, склеп и является вторым по размеру в Авиле после Кафедрального собора.

Читайте так же:
Достопримечательности Финляндии: 15 мест, которые вас могут удивить

Центр интерпретации мистики

Центр интерпретации мистики находится в здании современной архитектурыЦентр интерпретации мистики, зал 2, познание своего «я»Центр интерпретации мистики, зал 4, мистические кубики

В Авиле также существует единственный в Европе Центр интерпретации мистики (Centro de interpretación del Misticismo), расположенный в непосредственной близости от монастыря святой Терезы. Это довольно современное здание, построенное в 2004 году, которое, тем не менее, удачно вписывается в общий ландшафт старинного кастильского города. Расположение этого музея именно здесь логично, ведь Авила известна как центр католической мистики, центральным персонажем которой является святая Тереза Авильская, большая часть мощей которой находится в городе.

Экспозиция центра состоит из четырех залов, соответствующих четырем частям универсума.

Зал 1 – «Традиция». Большая часть экспозиции посвящена одному из центральных мистических символов – дереву, который является общим для многих культур. Здесь же можно встретить и другие символы – зеркало, дом, книги, земля…

Зал 2 – «Познание своего «я». Место, где можно соединиться с самим собой через постижение механизмов и принципов мистицизма.

Зал 3 – «Освещение». Символизирует напряженность, противостояние между «я» и «мы», а также изобилует метафорами о великом Ничто.

Зал 4 – «Действие». Зал для игры в кубики, на сторонах которых написаны замысловатые изречения, объяснение мистических явлений и философия мистицизма.

Посещение музея представляет собой уникальный духовный опыт, который обязательно нужно пережить – своими глазами увидеть, как известные символы сохраняются и воплощаются в разных материалах – от камня, дерева и песка до бетона, белого воска и металакрилата.

Крепость, замок, собор, монастырь, стена. Авила буквально вымощена католицизмом и мистицизмом, крепостные стены надежно закрывают ее от мира и мир от нее, вынуждая город смотреть в небо. Чтобы проникнуться духом этого старинного города, необходимо посетить его церкви и монастыри, завернуть в маленькие улочки. Нужно самому почувствовать воздух его соборов, увидеть старинные здания и прикоснуться к крепостным стенам, хранящим богатую историю.

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Метки: испания, туризм, авила, тереза авильская, las murallas de avila, пасео-дель-растро, murallito, крепость авила, четыре столба авилы, базилика сан-висенте, центр интерпретации мистики

Две женщины за стеной. Авила

Напевала я сама себе, за неимением поблизости Кости с гитарой. Небо над Авилой синело невообразимо.

Раннее цветение было в полном разгаре.

И хотя с каштанами Испания у меня не ассоциировалась абсолютно, но что не сделаешь для красного словца, некоторые вон даже родного отца не жалеют. А я жалела. Жалела тысячи сожженных на костре инквизиции, которая первые свои жаровни развернула именно здесь. В Авиле.

Может еще и поэтому я произносила её название про себя АвИла. Что-то близкое к овину, от которого до пучка соломы, который подкладывали под костерок еретика для быстрого согрева, рукой подать. Хотя по науке надо называть с ударением на первый слог.

«Сострадание — это искушение, которое христианин должен преодолевать!» Вещал Томас де Торквемада, когда Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский назначили его великим инквизитором в 1486 году. И запылали костерки с распятыми на крестах иудеями, маврами и прочими несогласными. По большому счету, сам Тарквемада был из семьи выкрестов, где лишь три поколения тому назад его еврейские бабушка и дедушка приняли христианство. Но дядя его тем не менее удостоился кардинальской шапки. Двуличие нашей жизни сбивает с толку постоянно. «Как страшно жить!»

Кресты ядовитыми грибами повыростали, как по всей стране, так и рядом с невообразимой красавицей, самой большой в Европе и второй в мире после Великой китайской — Авильской крепостной стеной. Может кто-то подумает, что это я так о символе веры. Но я не о нем. Крест животворящий к кресту, на который наматывают замученного пытками человека, а потом поджигают и его, и этот крест, лишь за то, что он молится Богу под другим именем — одно из самых отвратительных деяний человека.

Но забудем на время «об ужасах инквизиции» и отправимся смотреть на Авильскую стену не кусками, а целиком! Ведь всем известно:

«Лицом к лицу, лица не увидать.

Большое видится на расстоянии».

Как фигурально, так и буквально. Что-то меня сегодня на поэзию потянуло. «На расстоянии» сказал классик (А Есенин классик, или пока еще считается нашим современником?). Вот для того, чтобы уехать на достаточное расстояние, мы выходим из главных ворот Авилы расположенных рядом с Базиликой святого Викентия, которые так и называются Ворота св. Викентия,

садимся на паровозик и едем к смотровой площадке, расположенной в полутора километрах от городской стены и называемой «Четыре колонны».

А там открыв рот от захватывающего вида, тем не менее не забываем фотографировать, потому что дольше, чем положено, а положено очень не длинное время (вас никто ждать не будет) любуемся на эту красоту.

Стена.

88 башен, 9 ворот, 2500 башенок, где могли укрыться воины, 2,5 км. длинны. И вообще, она чертовски хороша.

Читайте так же:
Маленькие города Австрии: 14 самых очаровательных и атмосферных мест

То что римляне тут побывали, как бы сомнений ни у кого, надеюсь, не вызывает. И наверняка свою лепту в фундамет этого сооружения они внесли, т. к. артефакты их периода можно довольно часто видеть вкрапленными в стену. Но считается, что то что мы видим сейчас — это дело указа Альфонсо IV, отвоевавшего Авилу у мавров. Вот они-то, мавры эти, за 9. лет стену и построили. Район был опасный, сами победители не верили, что они здесь всерьез и надолго. Поэтому строили на совесть. Правда руками бывших врагов.

Конечно она и перестраивалась, и достраивалась. Нелюбимый мною Филирпп II в. 1596 году её серьезно подреставрировал, а в XIX веке её решили снести. Но банально не нашли денег для этого варварства. Так что кризисы иногда бывают очень даже на пользу…некоторым!

Авила в неспокойные годы была форпостом, прикрывавшим тогдашнюю столицу Испании — Толедо от мавров. Но не только военные события происходили рядом с её стенами. Недовольные правлением Энрике IV Бессильного, брата Изабеллы будущей Изабеллы Католической, могучая кучка группа грандов симфолически лишило Энрике власти, обвинив в гомосексуализме, половом бессилии и нежелании воевать с маврами и провозгласила королем малолетнего брата Энрике — Альфонсо.

Но этот спектакль не произвел на сторонников Энрике особого эффекта и прозвали они его — Авильским фарсом. Фарс-не фарс, но опредеонный камушек это событие в восхождение на престол Изабеллы внесло.

Изабелла.

Очень сладкое, на мой взгляд, имя. У меня оно ассоциируется с сортом винограда. Но Изабелла Католическая, первая королева объединенной Испании, никогда не была приторной девицей. Хотя в архитектуре она любила твердый материал и мягкие формы. Авила построена почти вся из серого гранита. Который, впрочем, очень мило отливает золотистым на ярком солнце. Посмотрите на эти горошины на колоннах клуатра в авильском монастыре св. Фомы. Чем не виноградины?

Отвлеклась. Она была отважна, умна и хоть и не сильно образованна в начале «славных дел», т. к. к королевствованию её не готовили, но пробелы в образовании восполнившая. А еще она была очень набожна. И ещё — у неё был духовник Томас де Торквемада.

Вот интересно, откуда и когда человеку, человеку не глупому, занимающему верхушку «табели о рангах» того общества, более того, помазаннику божьему, приходит в голову идея изгнать, а потом и вырезать выжечь огромную часть трудоспособного населения страны (а тогда земли не были так густонаселены, как сейчас) под фетишем истинной религиозности? И кто решил, что именно эта вера истинная. И кто решил, что ты имеешь на это право?

«Деньги, деньги, деньги, рублики,

Фунты, франки, стерлинги да тугрики…»

Все в конечном итоге упирается в деньги. Колумба снаряжать было надо. Войны вести надо. «А где деньги, Зин?» Но есть ли истинность в той вере, которая посягает на человеческую жизнь? На мой взгляд Изабелла и её супруг Фердинанд, были не Католическими королями, а настоящими еретиками, поклонниками лукавого и от лукавого — золотого тельца. Или наоборот от тельца к Бафомету, что не суть важно!

А Тарквемада, вообще, на мой взгляд, сатана.

С такими мыслями я подошла ко входу в монастырь святого Фомы, заложенному Изабеллой и Фердинандом в Авиле и построенному на деньги тех самых в лучшем случае изгнанных, а в худшем сожженных евреев.

Я немного нарушу хронологию событий того дня, т. к. к этому монастырю я подошла к концу своего визита в Авилу, но: во-первых, не хочется мне на ноте инквизиции заканчивать рассказ об этом славном городе, а во-вторых, как-то одно за другое зацепилось и так вышло.

И когда я его только увидала, солнце припекало, небо сияло и облачка кучерявились. Когда же я в невеселых мылях о погубленных душах подошла ко входу в монастырь, подул такой жуткий ветер, что если бы я была бы богата ушами, как царь Мидос, ветер сбрил бы мне их в чертовой бабушке.

Торквемада этот монастырь любил. Он был его домом и местом его последнего упокоения. Да и назывется он на испанском — монастырь святого Томаса. Как вам параллелька — монастырь имени себя самого.

Но забавная штука история — в середине XIX века антирелигиознае фанатики разметали по ветру надгробие и могилу Тарквемады. И стоит ли этому возмущаться. Что посеешь, то и пожнешь.

Да и Изабелла к концу жизни утратила всю свою жизненную энергию, став брюзжащей затворницей. И в монастыре этом похоронен их единственный с Фердинандом сын — Хуан, так и не ставший королем. Не это ли возмездие за дела неправедные.

Привитая этой супружеской парой вместе с их духовным наставником гангрена — инквизиция, на короткий промежуток времени сплотила испанскую нацию, но в конечном итоге разъела её изнутри, превратив сначала в «малый политик», потом в окраину Европы, прибывавшую в статусе малозначимой до не столь давнего времени.

Монастырь — самая унылая достопримечательность Авилы. Он сер, громоздок и неопрятен. Когда-то поражавший размахом, сейчас внутри него почти нет людей, лишь пару безлюдных музеев, пустые кафедры, такие же пустые клуатры, с наглухо задраенными колодцами, вокруг которых ничто не хочет расти. Пыль, прах и запустение, относительное конечно.

Читайте так же:
Как добраться до Амстердама недорого?

В общем вышла я оттуда с четко оформившейся мыслью: «Так им всем и надо!»

Ну и хватит о грустном. Перейдем к гораздо более приятной части. Авила, вообще, город очень приятный. Умытый какой-то, аккуратненький. Черепичка к черепичке.

Булыжничек к булыжничку.

И уж точно это не потому, что тут Изабелла любила проводить жаркие летние месяцы, при этом палила костры, которые извели половину испанских лесов, а вторую половину государственных запасов древесины её пра-какой-то правнук Филипп II на постройку Великой армады.

А я все думаю, почему это в Испании лесов нет!

Тьфу-ты опять про них! Больше не буду.

Думаю, Авила такая приятная, что над ней витает душа другой женщины. Совершенно иной в своих деяниях, помыслах и духовном наполнении. Душа святой Терезы.

Тереза.

Тереза авильская — еврейка (1515—1582 гг.). Она из семьи выкрестов. И еще в 1970 году её провозгласили Учителем церкви вместе с Екатериной Сиенской.

Семья её была знатна и богата, но из-за нетерпимости к выкрестам перебирается из закостеневшего в католитическом экстазе Толедо в провинциальную Авилу. Девочка умна, начитана и очень набожна. Как у всякой девчонки, начитавшейся не только жития святых и мучеников, но и рыцарских романов, в голове романтическая каша с религиозным уклоном. Она даже убегала с братом Родриго воевать мавров. Но беглецов быстро нашли и говорят именно в том месте, где находится смотровая площадка Четыре столба, откуда открывается вид на Авильскую стену.

Но любовь к Богу пересиливает любовь к светской жизни, которой Тереза не чуралась в юные годы и она уходит в кармелитский монастырь Воплощения в Авиле. Возможно тут была и какая-то личная, любовная драмма. Родня была против, но Тереза осталась непреклонной.

«Мысль о замужестве ужасала меня. Монастырская жизнь защищала от подчинения мужу, мужчине, который так часто разбивает жизнь женщины».

Многим, наверное, известна скульптура Бернини — «Экстаз святой Терезы», что в церкви Санта Мария делла Виттория в Риме. Если бы я знала, что в апреле поеду в Авилу, то неприменно бы добралась до этой римской церкви в феврале. А так… Очень жаль, что этого не случилось.

Тереза была писательницей и мистиком. Её посещали видения.

Инквизиция клеймила пишущих женщин, как порождение дьявола. А сегодня её считают создательницей литературного испанского и её автобиография вторая после «Дон Кихота» переводимая с испанского книга в мире.

Вера Терезы какая-то мягкая, одухотворенная. Её духовность не знает сословий. Она учит терпимости и жертвенной любви. Сопоставимо с этими её идеалами и то, что она создала орден босоногих монахинь кармелиток. Причем делала она это не рассылая письма и указы, а пройдя сама по дорогам Испании 5600 км. (так пишет Вики, хотя вряд ли в XVI веке кто-то ходил за ней с шагомером). А то что ко дню её кончины в Испании уже было 16 таких общин «босоногих кармелиток» — это факт. Кармелиты — орден зародившийся на горе Кармель, в Хайфе — городе в котором я живу!

Такая же мягкая аура окутывает и в монастыре св. Терезы. Монастырь действующий. В нем приятно и интересно.

Построен он на месте дома, где жила Тереза до пострига. В одно из окон виден садик, где она играла девочкой.

Внутри реконструированная комната. Что она обозначает и принадлежало ли что-то из её обстановки именно Терезе, я не поняла, если честно. Помните у Маяковского: «Голубые для уюта, красные для сладострастия.» Если это убранство комнаты монахини, то почему портьеры на кровати такого зовущего, пурпурного цвета. Что-то поскромнее бы, побледнее?!А? Не находите?

И еще, если честно, и я уже об этом писала, апрельская Испания меня гораздо больше погрузила в мысли о религии, чем февральская Италия. Две сильно католические страны. Но религия Италии оперная, религия Испании мистическая, жесткая, как строгий канон.

Я сама совсем не религиозна, но мне очень нравится одна аллегория св. Терезы. Аллегория лирична и звучит почти, как стихотворение. Приведу дословно, она коротенькая.

«Существует 4 вида молитвы, которые соответствуют четырем способам орошения сада. Первый состоит в том, чтобы с трудом добыть воду из колодца подобно тому, как мы с трудом отрешаемся от мирской суеты. С колодезным воротом доставать воду легче. Так и душа, обретя сокровища в глубине себя, легче находит путь к Богу. Третий путь орошения — вода, текущая из реки. Здесь божья помощь садовнику неизмерима. А четвертый путь — это дождь, который безо всяких усилий садовника в изобилии сходит с небес. Это соответствуется соединению с Богом, мистическому озарению.»

Поскольку расписалась я тут не на шутку, остальные достопримечательности только перечислю.

Первой в Авиле меня встретила Базилика св. Викентия.

Считается, что нынешняя Базилика возведена на месте погребения в 304 году всятого Викентия и его сестер Сабины и Кристены. В Базилике есть очень интересный, на мой взгляд, кенотаф с мощами святого и его сестер. Он расписной, с балдахином. Датируется также как и базилика XII веком.

Великие мистики в реалиях: Тереза Авильская

Католическая святая Тереза Авильская (Teresa de Ávila) была основательницей орденской ветви «босоногих кармелиток» и автором нескольких мистических сочинений. Западная церковь причисляет ее к учителям Церкви, но кроме этого, она одна из первых женщин-писательниц. В отличие от большинства ее позднейших последовательниц, авторские труды Терезы до сих пор востребованы.

Читайте так же:
Достопримечательности Португалии: 25 мест, которые обязательно нужно увидеть

Тереса Санчес де Сепеда-и-Аумада (Teresa Sánchez de Cepeda y Ahumada) родилась 28 марта 1515 года в Готаррендура (Gotarrendura), в кастильской провинция Авила. Ее дедушка со стороны отца был евреем из Толедо, принявшим вместе со своей семьей в 1485 году христианство. Отец будущей святой Алонсо Санчес, чтобы скрыть свое происхождение от марранов (от испанского marrano — «свинья», так в 14-15 вв. на Пиренеях грубо называли евреев-выкрестов), взял фамилию своей первой супруги де Сепеда.

У отца Терезы было трое детей от первого брака. Вторым браком он женился на Беатрис Давила-и-Аумада (Beatriz Dávila y Ahumada), которая происходила из обедневшего кастильского рода. После Терезы, у ее матери Беатрис, родилось еще десять детей. Родители Терезы была знатными и богатыми. Они состояли в родстве со многими благороднейшими домами Кастилии.

Рано научившись читать, Тереза полюбила жития святых и мучеников, а также довольно распространенную в то время светскую литературу — рыцарские романы. Однажды она вместе с братом Родриго убежала из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди учения Христа, но беглецов быстро вернули. После смерти матери, скончавшейся, когда Терезе было 14 лет, отроковица на коленях молила стать ее заступницей Божью Матерь. Через два года после кончины матери и замужества старших сестер, Тереза, по настоянию отца, поступает в монастырь августинок в Авиле, откуда вернулась через 18 месяцев.

В юности Тереза, по ее признанию, чувствовала «смертельное отвращение к монашеской жизни». Предположительно в 1536 году, после выздоровления от серьезного недуга, Тереза тайно от отца бежала в монастырь кармелиток, приняв имя Тереза Иисусова (Teresa de Jesus).

В первые годы монастырской жизни Тереса де Хесус тяжело заболела: ее разбил паралич, но она сумела оправиться и превратилась в мудрую женщину, вокруг которой сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. Первоначально многие, включая и ее отца, подумали, что это чистой воды шарлатанство, но, спустя три года, когда она, казалось, отдала Богу душу и ее тело уже собирались предать земле, как стоило Терезе совершаеть внутреннюю молитву — и она возвращается к полноценной жизни.

Однажды в 1554 году Тереза вошла в часовню, как ее захлестнула волна жалости принять страданиеза Иисуса Христа. Это чувство преобразило ее, позднее она признается: «Жизнь моя кончилась — началась жизнь Бога во мне». За семь лет (1555-1562 гг.) Тереза проходит семь ступеней экстаза. В 1560 году она переживает видения Ада,

Как описывала Тереза в своих книгах, жизнь в монастыре подарила ей необычный духовный и мистический опыт. Писать она начала скорее по послушанию, нежели по желанию. За относительно небольшой отрезок времени она сумела оставить после себя большое количество произведений, став не только первым богословом-женщиной в истории католической церкви, но и первой испанской писательницей.

Основное произведение, написанное Терезой, — «Внутренний замок». В этом мистическом трактате она изображает душу как замок с многочисленными комнатами, в центре которого находится Христос. Тот, кто преуспеет в жизни во Христе и в молитве, переходит из одной обители в другую, пока не пройдет, наконец, в самую сокровенную комнату. При этом каждому переходу из обители в обитель соответствует своя особая молитва.

В советском фильме «Гусарская баллада» полководец Кутузов, в исполнении актера Игоря Ильинского, проникновенно и с иронией говорит барышне Шурочке, без спросу надевшей военный мундир: «Не верю я безгрешным — сам грешен». Американский психолог Вильям Джемс, оценивая мистический опыт святой Терезы Авильской, отметил, что «ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством».

Вторая половина жизни Терезы была посвящена созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг. Она умерла 4 октября 1582 года во время очередного путешествия, когда гостила в основанном ею монастыре Альба-де-Тормес (Alba de Tormes). По иронии, в ночь, когда она скончалась, в Испании было введено грегорианское летоисчисление.

В 1614 году происходит беатификация Терезы, т. е. ее причисляют к лику блаженных католической церкви. В 1617 году она становится покровительницей Испании, а в 1622 году — святой. В 1944 году римский папа Пий XII делает Терезу покровительницей игроков в шахматы. В 1970 году очередной понтифик Павел VI возводит святую Терезу в учителя Церкви.

Читайте другие статьи из серии «Великие мистики в реалиях»:

Авила: очаровательная и неприступная родина святой Терезы

В Испании много городов, городков и деревень, сохранивших свои первозданный вид на протяжении многих сотен лет. Авила – не исключение. Он расположен в 110 км от Мадрида на высоте 1128 метров над уровнем моря.

Авила

Фото: Nicolas Vigier https://www.flickr.com/photos/boklm/ (https://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/)

Авила

Фото: Sergio https://www.flickr.com/photos/sdbarrutia/ (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

Авила

Фото: Nicolas Vigier https://www.flickr.com/photos/boklm/ (https://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/)

Поселение на этом месте существовало еще в доримскую эпоху. С приходом римлян поселение стало расти, начали возводить оборонительные сооружения. Следы пребывания римлян сохранились до наших дней.

Авила

Фото: valakirka https://www.flickr.com/photos/valakirka/ (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/)

Авила

Фото: Jen Hunter https://www.flickr.com/photos/litasworld/ (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

Достопримечательности Авила

В те далекие времена Авила располагалась недалеко от границы с Мавританией. Чтобы обезопасить себя от набегов мавров, жители города, от мала до велика, в течение 9 лет строили крепостную стену. Это грандиозное сооружение с 85 башнями и 9 воротами, достигающее местами высоты 12 метров, полностью сохранилось до сих пор, и является главной достопримечательностью города.

Читайте так же:
Отдых в Кении 2022 — цены, лучшие пляжи и отели у моря

Авила

Фото: Sergio https://www.flickr.com/photos/sdbarrutia/ (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

Авила

Фото: Jen Hunter https://www.flickr.com/photos/litasworld/ (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

В Авиле построено много церквей и монастырей. Особого внимания заслуживает собор Святого Сальвадора, строительство которого начали в XII веке и строили более 200 лет. Внешний вид собора суров, но в то же время прекрасен. Он украшен невероятной красивой каменной резьбой. При соборе открыт музей, рассказывающий об его истории.

Авила

Фото: Jen Hunter https://www.flickr.com/photos/litasworld/ (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

Авила

Фото: Nacho Facello https://www.flickr.com/photos/nachof/ (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/)

Авила

Фото: Jen Hunter https://www.flickr.com/photos/litasworld/ (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

Интересен монастырь Святого Томаса, к которому пристроен королевский дворец. Дворец был построен в конце XV века и был летней резиденцией Изабеллы I Кастильской и Фернандо II Арагонского.

Авила

Фото: santiago lopez-pastor https://www.flickr.com/photos/[email protected]/ (https://creativecommons.org/licenses/by-nd/2.0/)

Авила

Фото: tetedelart1855 https://www.flickr.com/photos/[email protected]/ (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)

В начале XVI века в Авиле родилась Тереза Авильская, покровительница Испании, прославившая город на весь мир. В 20 лет Тереза сбежала в кармелитский монастырь Воплощения, в котором провела многие годы. Там она поняла, что устав монастыря далек от евангельских принципов и требует реформирования. Тереза получила у Папы разрешение на создание собственного небольшого монастыря в Авиле. Монастырь святого Иосифа, созданный Терезой, существует до сих пор.

Авила

Фото: santiago lopez-pastor https://www.flickr.com/photos/[email protected]/ (https://creativecommons.org/licenses/by-nd/2.0/)

Авила

Фото: Raúl A.- https://www.flickr.com/photos/torrelodones/ (https://creativecommons.org/licenses/by-nd/2.0/)

Уникальная средневековая атмосфера города тщательно оберегается. Древние соборы и монастыри действуют. А на страже всего этого много веков стоит крепостная стена.

Испания. Авила 5. Монастырь святой Терезы (Convento Santa Teresa).

Plaza de la Santa. Церковь при кармелитском монастыре св.Терезы, которая была построена на месте отчего дома св.Терезы.

Тереза Авильская ( 1515 — 1582 гг.) — испанская монахиня-кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений, реформатор кармелитского ордена, создатель орденской ветви «босоногих кармелиток». Святая Тереза — первая женщина, которую Церковь в 1970 г. причислила к лику Учителей и Наставников духовной жизни. Считается одним из лучших писателей испанского золотого века и первой испанской писательницей.

Plaza de la Santa. Скульптура Святой Терезы:

Монастырь святой Терезы был построен в XVII в. после канонизации Терезы католической церковью на месте дома, в котором она родилась и жила (на площади Plaza de la Santa Teresa). Это действующий женский монастырь, поэтому большая его часть закрыта для посещения туристами. Однако паломники могут посещать непосредственно место ее рождения — часовню при церкви. Часовня декорирована сценами, изображающими святую и ее силу левитации.Также здесь расположен небольшой сад, в котором как считается Тереза играла в детстве.

Plaza de la Santa. Зал реликвий содержит реликвии святой Терезы и ее сподвижника святого Иоанна Креста (San Juan de la Cruz). Среди реликвий палец святой с ее правой руки, подошва от сандалий, четки и др.:

Войдём в церковь.

Витражи в монастыре св. Терезы:

Изображения Святой Терезы (из разных музеев мира).
Alonso del Arco (1635–1704). Картина изображает Святую Терезу из Авилы ( 1515-1582 ) , около 1700 г.:

François Gérard — St Theresa, 1827 г. (detail):

Жозефа де Обидуш , The transverberation святой Терезы ( 1672 ) :

Святая Тереза Авильская. Питер Паул Рубенс:

St. Teresa of Avila by Girgio Papasogli:

Джованни Лоренцо Бернини. Экстаз святой Терезы. 1645-1652 гг. Санта Мария делла Виттория, Рим:

В монастыре Святой Терезы:

https://img.tourister.ru/files/1/1/6/4/1/0/7/6/clones/870_694_fixedwidth.jpg

Вид из окна — садик, в котором играли детьми Тереза Авельская и её брат. «Видя, что нам невозможно умереть за Христа, мы с братом решили спасаться, как древние отшельники спасались в пустыне, и для этого начали строить из камешков в нашем саду маленькие затворы и пустыньки, — пишет Тереза. — Но сложенные камни почти тотчас распадались, и строения жалко рушились. Так всякая попытка исполнить наше желание (святой жизни) оставалась бессильной»:

Тереза Авельская прожила 67 лет. Возраст для того времени огромный. Для нашего времени это эквивалентно, должно быть, 80 годам.

Fuga final de lа carne — последнее бегство от плоти произошло 4 октября 1582 г. в Альбе де Тормес. Там же Тереза Авильская и похоронена. К её гробнице каждый год приезжают толпы паломников…

В 1622 г. Тереза Авильская была канонизирована. Как и святая Екатерина Сиенская, она признана Учителем Церкви; наряду со св. Иаковом считается небесной покровительницей Испании. Её произведения переведены на множество языков, включая арабский, корейский, иврит. О ней написано множество книг и снято множество фильмов. Но на русский язык из всех книг святой Терезы переведён только «Внутренний замок».
Представление о её творчестве в России из-за отсутствия адекватных переводов крайне неполно и, мягко говоря, своеобразно. Читая св. Терезу, веришь ей беспредельно. Однако её ненавидят те, кто не читал ни одной её строчки, зато читал о ней нечто, не имеющее никакого отношения к реальности, и написанное теми, кто также её не читал.
Русские читатели знают св. Терезу в основном по книге Д. Мережковского «Испанские мистики».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию