Дворец Топкапы: роскошная резиденция султана в самом сердце Стамбула
Дворец Топкапы в Стамбуле: резиденция османских султанов
Дворцово-парковый ансамбль Топкапы — великая достопримечательность Стамбула и всей Турции. В его стенах обдумывались главные исторические события Османской империи. Это резиденция султанов, хранящая тайны и интриги. Только в 1924 году здесь открылся музей, доступный сегодня для туристов со всего мира.
Описание дворца Топкапы в Стамбуле не может ограничиваться архитектурными особенностями: каждое строение связано с определёнными периодами истории. Дворцовый комплекс по площади больше Ватикана в два раза, в определённые временные отрезки здесь единовременно проживало около 50 000 человек. В зданиях были мечети, бани и зоопарки. Находясь во дворце, туристы осознают, как жили султаны, их придворные. Это даёт представление об огромной эпохе существования Османской империи.
Как строился и обогащался дворец
История дворца Топкапы в Стамбуле начинается в XV веке, когда Константинополь был завоёван турками-османами. Султану Мехмеду II понадобилась новая резиденция: после завоевания он жил в здании, где сейчас находится площадь Беязыт. От старого дворца ничего не осталось.
Новый дворец было решено сооружать на месте развалин, оставшихся от прежних императорских резиденций. Топкапы использовался для «рабочих задач», как это было и со старым дворцом. Гарем же был вне дворцового комплекса. Так было заведено до тех пор, пока наложница султана Сулеймана в середине XVI века не воспользовалась своим положением, чтобы перенести гарем на территорию дворца. В результате произошла перестройка Топкапы — самая крупная с основания.
В дальнейшем дворцово-парковый ансамбль становился крупнее, богаче и красивее. Его история насчитывает 400 лет — здесь была обитель 25 османских султанов. Так продолжалось, пока Абдул-Меджид не стал жить в новом дворце — Долмабахче. Впоследствии именно это здание стало резиденцией турецких правителей.
Устройство дворца: результат многовекового строительства
Схема дворца Топкапы в Стамбуле регулярно менялась. Во время строительства ансамбля не было глобальных проектов: каждое здание построено для конкретных целей. Если у правителей постройка была в приоритете — она выполнялась. Это делает дворец оригинальным, не похожим на другие.
Топкапы устроен следующим образом: 4 двора, отделяющиеся друг от друга монументальными воротами. Отдельного внимания заслуживает гарем.
Первый двор
Пройдя через Императорские ворота, посетитель попадает в первый двор — Алай Мейданы. Именно через него въезжали султаны на своих конях. Внутри расположен монетный двор, фонтан, а также постройка, сохранившаяся со времён Константинополя — церковь Святой Ирины. Императорские врата напоминают двери средневековых замков. Их отличает двухэтажная структура и сводчатое перекрытие. На верхнем этаже находилась ложа для правителей: отсюда они могли наблюдать за проходившими здесь мероприятиями. На фасаде выбиты надписи — стихи из Корана.
Имперские ворота отличаются особым величием. Это арка, через которую все посетители проходили пешком, некоторые значимые гости прибывали верхом на коне. Все остальные территории были закрыты для посещения.
Алай Мейданы является внешним двором и занимает самую большую площадь. Именно здесь проводились церемонии, сборы султанов в походы. Пятничные молитвы и праздники также устраивались в этом месте. Если представители иностранных государств и другие важные гости приезжали к османскому правителю — двор предназначался для ожидания.
Христианская церковь
Церковь Святой Ирины в Топкапы отличается тем, что её решили не преобразовывать в мечеть. После того, как Константинополь пал при завоеваниях османов — из неё сделали оружейный склад. Но некоторые изменения всё же присутствуют: Ахмед III добавил таблички из мрамора, на которых содержались письмена. Только во времена правления Махмуда I из церкви делали военный музей, остальное время она служила складом.
Второй двор
Врата Приветствия построены во времена Мехмеда II и восстановлены Сулейманом, они стали входом во второй двор. Две башни напоминают о европейской замковой архитектуре, арка же выполнена в классическом для империи османов стиле. Султан мог проходить через них на своём коне, другим это было запрещено. Сегодня они стали главным входом в музей дворца Топкапы.
Здание государственного совета — одна из главных построек: тут обсуждались имперские дела и записывались постановления. Заседания проводились 4 раза в неделю.
Особенностью постройки является позолоченная решётка. Сквозь неё был виден интерьер — это значит, что принимаемые здесь решения не были конфиденциальными. Султан также мог наблюдать за Советом и контролировать происходящее. Также во дворе важны следующие постройки.
Башня правосудия. Интересная постройка конусообразной формы. Её высота позволяла смотреть за городом и видеть события, происходящими во дворце. Отсюда султан мог наблюдать за решениями государственного Совета — через окно.
Внешнее казначейство. Здание предназначалось для хранения собранных налогов, дарований правителю Османской империи и других ценных вещей. Архитектурный объект имеет восемь куполов, которые опираются на три колонны.
Во дворе также находится помещение для придворных слуг дворца Топкапы. Служащие были обязаны убирать женскую и мужскую части дома, вели переписки султана и ухаживали за троном перед проведением важных церемоний. Во дворе построены султанские конюшни. Здесь хранилось казначейство правителей, включая сёдла и упряжки. Дворцовые кухни — невысокие здания из камня, покрытые кирпичом. Здесь готовили кушанья для высокопоставленных чинов, занятых в управлении империей.
Отдельная мечеть также была во втором дворе: это не слишком приметное здание в неоклассическом архитектурном стиле. Привлекает внимание стоящий манускрипт построенной Ахмедом III крепости Сухуми. Он располагался на черноморском побережье, но во время войны было принято решение перенести его в Топкапы.
Третий двор
Главный дворец Стамбула Топкапы внутри представляет собой загадочное место. Двор Эндерун — «самый внутренний». На входе стоят ворота Счастья, отделяя двор от внешней части. Через них мог проходить только султан, его семья и особые личности. Ворота построены в стиле рококо, их декорации относятся к XVIII-XIX вв. А деревянный купол выполнен в стиле турецкого барокко. В третьем дворе есть несколько примечательных зданий:
- Палата Аудиенций — сюда приезжали послы и привозили дарования из других стран.
- Библиотека Ахмеда III — здание, окружённое фонтанами, здесь находятся книжные стеллажи с серебряной отделкой.
- Палата Сокровищ — тут хранились драгоценности, добытые в боях и накопленные правителями.
- Мечеть Агалар — самая большая мечеть. Сюда приходили султан, его оруженосцы и пажи.
Четвёртый двор
В султанском саду Тулип правители проводили немало времени. Здесь они были наедине с собой, могли обдумывать важные события и принимать решения. Интересны и другие объекты:
- Зал обрезания. Был построен при Сулеймане — тут проходила церемония в соответствии с известной мусульманской традицией.
- Ереванский павильон. Необычное здание в форме восьмиугольника. Создан в честь памяти о завоевании Еревана. Здесь хранятся важные материалы дворцовой библиотеки.
- Багдадский павильон. Построен как память о завоевании Багдада. Красивое здание с белыми буквами, высеченными на голубом фоне.
- Павильон Ифтарийе. Красивый киоск, с которого султаны могли любоваться закатами. Также они здесь ужинали.
- Павильон Софы. Внутри помещения правители принимали гостей и могли наблюдать за спортивными событиями.
- Мечеть Софы. В этой святыне молились султанские служащие, занятые в Палате Казначейства и Сокровищнице.
Чтобы султан мог поправить здоровье, ему нужен был лекарь. Поэтому в четвёртом дворе есть Киоск Медицины и Башня Главного лекаря. Также рядом расположена гардеробная.
Гарем и покои жены Сулеймана
Одно из интереснейших мест, которые таит дворец Топкапы в Стамбуле — покои Хюррем Султан. Известно, что Роксолана, ставшая главной женой Сулеймана, добилась особого положения, и гарем разместили как можно ближе к покоям султана.
Старый гарем находился на месте Топкапы. Потом из него сделали сохранившийся до сегодняшних дней изразцовый павильон.
Что нужно знать посетителям
Внимательно изучив план дворца, делаем вывод: чтобы посмотреть весь ансамбль, потребуется целый день. Это нужно учесть и приехать заранее, под открытие для посещения.
Рассказы туристов, ездивших туда самостоятельно часто содержат множество пробелов и нестыковок. Чтобы не было недопонимания, лучше всего посещать дворец Топкапы на экскурсии с гидом. Он расскажет интересные факты, проведёт по всей территории и продемонстрирует основные достопримечательности. Тогда у туриста будет целостное восприятие этого удивительного места.
Детям предоставляются скидки, самые маленькие могут пройти бесплатно. Стоимость посещения дворца Топкапы меняется, многие туристы советуют обменивать валюту и посещать культурно-исторические объекты с лирами. Вход в некоторые здания оплачивается дополнительно — это касается Гарема и церкви.
Правила посещения
Туристам нельзя снимать фото внутри залов. Девушкам нужно обязательно позаботиться о головном уборе, закрыть ноги. Мужчины не могут проходить в священные отделы в шортах. Но это правило уже привычно, если вы посещали мечети. Нельзя заходить с детской коляской. Если при съёмке вы хотите задействовать дополнительное оборудование (например, штатив) — для этого требуется получение разрешения у администрации.
Часы работы дворца Топкапы в Стамбуле зависят от периода посещения. В зимний сезон — с конца октября по апрель — объект работает с 9 утра до 16:45. В летний — на два часа дольше. Не стоит приходить сюда под закрытие, т. к. кассы закрываются за 45 минут до прекращения работы.
Если вы не знаете, где находится дворец Топкапы в городе, посмотрите карту: сюда приезжают на трамвае, выйти нужно на остановке Султанахмет. Оттуда недолго идти пешком. Но лучше — отправляйтесь во дворец в составе организованной экскурсии по Стамбулу.
Музей не работает по вторникам. Во время государственных и религиозных праздников он открывается только в послеобеденное время.
Дворец Топкапы – музей реликвий мусульманского мира в Стамбуле
Дворец Топкапы в Стамбуле 400 лет являлся резиденцией султанов Османской империи. 25 повелителей один за другим управляли отсюда государством. Здесь утонул в бане Селим Пьяница, сошел с ума Ибрагим Безумный, блистал во всей красе Сулейман Великолепный, негласно правила султанша Роксолана. Здесь султан жил и работал, принимал государственные решения, сюда прибывали послы иностранных государств.
Строительство Топкапы
Главный дворец турецкой резиденции возведен в 1478 году по приказу Мехмеда II.Он расположился на мысе, в месте слияния Мраморного моря, пролива Босфора и бухты Золотой Рог. Постепенно вокруг здания на площади 700 тысяч квадратных метров возвели ансамбль внутренних дворов и крытых павильонов. Казначейство и оружейный склад, госпиталь и конюшни, пекарни и террасы с фонтанами, мечети и роскошные сады создали город в городе.
В середине XVI века султан Сулейман I по просьбе жены, желающей быть поближе к повелителю, построил на территории гарем дворца Топкапы, где поселились жены и дети. Пять тысяч слуг обслуживали живущих во дворце. От внешнего мира его отделяла высокая стена длиной 1400 метров. Каждый правитель достраивал и расширял резиденцию по своему усмотрению.
Описание стамбульского дворца
В состав Топкапы входит четыре равноправных двора, четко разделенных, но составляющих одно целое. Высокие своды и колонны создали просторные помещения, украшенные росписью, позолотой, кафелем. Постройки легки и изящны, но выглядят роскошно и монументально. В переводе с турецкого языка «Топкапы» обозначает «пушечные ворота»: пушечный выстрел сопровождал отъезд и возвращение в резиденцию султана.
Первый двор
В первый двор ведут Ворота Повелителя, украшенные мрамором и стихами из Корана. Слева – древнейшая православная церковь в честь святой Ирины. На протяжении веков османы не разрушили православную святыню, устроив там оружейный склад. Интерьер церкви украшен черным крестом на золотом фоне над алтарем.
Двор просторный, с садом, монетным домом. Здесь расположился фонтан, где поили лошадей, выделено место для казни. Палач совмещал должность с обязанностями главного садовника. В здании с башней принимали прошения простолюдинов.
Отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву и совершали намазы. Здесь ожидали аудиенцию иностранные послы. Под воротами в подземелье расположились тюремные камеры для приговоренных к смертной казни.
В первый двор через ворота верхом на коне имел право въезжать только повелитель с матерью, остальные обязаны идти пешком. Иностранные гости входили через другие ворота.
Второй двор
Ворота Приветствия ведут во второй двор, в котором размещалась канцелярия и казна, сад с кипарисами и дворцовый госпиталь. Пекарни и кухни, императорские конюшни, казармы янычар и оружейная комната, мечеть и строения для прислуги делали жизнь комфортной.
Здесь же находился фонтан палача, в котором он мыл руки и меч после казни. По краям ворот – две башни, служившие тюрьмой для осужденных высокопоставленных особ. В зале заседаний визирей (Диване) Императорский совет во главе с Великим Визирем решал государственные вопросы, султан в заседаниях не участвовал.
В здании Дивана султан принимал почетных гостей. В центре двора – Башня Правосудия. Видная со всех сторон, она служила смотровой площадкой для наблюдения за дворцом.
Третий двор
Третий двор, личные покои султана, утопают в пышных садах. Сюда ведут ворота Блаженства. Покой султана охраняли белые евнухи. Входить посторонним разрешалось с позволения правителя. Допускали сюда только иностранных послов. Справа располагалась переговорная комната с большим камином, где правитель принимал почетных гостей.
В Тронном зале возвышался золотой трон падишаха, украшенный драгоценными камнями, на котором восседал султан. У входа соорудили громко журчащий фонтан, заглушающий то, что происходит в Тронном зале.
Центральную часть двора украшает библиотека, созданная Ахметом III, где хранится коллекция древних книг. Её дополняют предметы гардероба падишаха с рубашками, которые защищали правителя от врагов и неудач.
В домах третьего двора жили портные, они шили одежду для султана и высших лиц империи. Здесь жили мальчики-пажи, находящиеся на службе у султана. Их обучали правилам хорошего тона, музыке, каллиграфии. Сокровищница султана, расположенная в особой комнате, хранит предметы из золота, серебра, самоцветов.
Четвертый двор
Четвертый двор – образец красоты и покоя. Сад с павильонами сооружен для отдыха и уединения падишаха. Здесь он проводил свободное время. Прогуливаясь по саду, повелитель любовался Босфором и Мраморным морем.
На Мраморной террасе, в беседке с позолоченной крышей, султан ужинал, наслаждаясь покоем и уединением. В саду – Каменная Башня, жилище и лаборатория главного лекаря Топкапы.
Купола, своды и потолки павильонов расписаны изразцами и яркой резьбой. Структура комнат во дворце Топкапы обеспечивала безопасность: каждый двор – это крепость. Такой крепостью были и покои султана.
Отсюда через подземный ход при опасности султан вместе с приближенными мог сесть на корабль и покинуть Родину. К счастью, никто из султанов Османской империи не скрывался. Ни один смельчак не посмел штурмовать дворец Топкапы.
Гарем дворца Топкапы
На западной стороне второго двора расположен гарем – часть семьи султана. Арабское слово «Гарем» обозначает «запрещенное место». Высокая стена, окружающая территорию, скрывала наложниц от постороннего взора. Гарем охраняли 200 темнокожих евнухов.
Проникшему на территорию женской части дворца грозила смертная казнь. Во внутренних покоях жили жены султана. Их комфортную жизнь обеспечивали мечети, кухни, бассейн, фонтаны, роскошные украшения и одежда.
Наложницы султана, его мать, дети, родственницы с рабынями тоже жили в гареме. В 400 комнатах жили 1200 человек. Управляла гаремом мать султана, который по закону имел четырех жен. Мать выбирала сыну жен и наложниц, отдавала приказы Великому Визирю, решала государственные вопросы.
Наложниц учили искусству одевать и украшать себя. Им преподавали музыку и чтение, правописание и вышивку, искусство танца и правила хорошего тона. Наложницы прислуживали детям султана и его матери. Привлекательных и талантливых девушек отправляли в услужение султану. В случае зачатия наложницу переводили в роскошные покои и выделяли прислугу.
Легенда гласит о том, что во времена правления Сулеймана Великолепного, нарушив традиции императорского двора, султан официально взял в жены наложницу. Славянка по происхождению, Анастасия Лисовская, попавшая в плен к крымским татарам, продана в рабство и подарена падишаху Сулейману в наложницы.
Умная, сообразительная, находчивая и веселая Роксолана (это имя ей дали в плену) сумела понравиться правителю так, что он крепко полюбил ее и официально женился, одарив драгоценностями.
За веселый нрав и общительность в гареме девушку прозвали Хюррем (веселая). После женитьбы султан не знал ни одной женщины и всецело доверял любимой. Хюррем стала главной советницей правителя. Уходя в походы, он доверял управление двором жене, которая вела переписку с иностранными государями, принимала послов.
В семье родилось семеро детей: 6 сыновей и дочь. Счастливый отец выбрал наследника престола, им стал Селим II.Главный Визирь, приближенный султана, враждовал с Роксоланой. Зная это, придворные отравили Хюррен.
Сокровища Топкапы
Турецкие султаны собирали и хранили раритеты и драгоценности. В роскошно украшенной комнате Сохранности – коллекция вещей, сделанных из золота и украшенных серебром, рубинами и изумрудами, нефритом, жемчугом и алмазами.
Кинжал Топкапы со множеством алмазов и крупных изумрудов изготовлен в подарок иранскому шаху. Отправленные с подарком послы вернулись назад с известием о смерти шаха. Кинжал пополнил сокровищницу и стал орудием убийства соперников правящего султана. Встроенные в рукоять часы показывали время убийства.
Кашикчи, алмаз ложечника – крупный бриллиант, обрамленный 49 маленькими бриллиантами. Бедняк, нашедший камень в куче мусора, не знал цены и обменял у ювелира на 3 ложки. Ювелир, в надежде на благосклонность, преподнес алмаз султану.
«Жемчужина» сокровищницы – троны падишахов. Султан Селим I привез из иранского похода выкованный из чистого золота трон шаха, украшенный перламутрами и изумрудами. Трон падишаха Мурата IV выполнен из редкого эбенового дерева и украшен по периметру драгоценными камнями и золотом. Золотой трон «Байрам» использовался при вступлении султана на престол.
Коллекция фарфора с 10 тысячами экспонатов образца X-XIII веков, который ценился во времена султанов.
Военные доспехи султана Мустафы III: кольчуга, щит и меч из железа, покрытые позолотой и украшенные россыпью алмазов, топазов и рубинов.
Два золотых подсвечника, каждый весит 48 килограммов. Украшены топазами и 6666 бриллиантами (столько же в Коране выражений).
Ордена, перстни, щиты и доспехи, драгоценные камни. Дорогой алмаз в 48 каратов, расписанные шкатулки из слоновой кости и лук в золотом чехле безмолвно говорят о привычках повелителей. Печать султана с изумрудами и коллекция шелковых молитвенных ковров знакомят с укладом мусульманского быта.
В Топкапы хранятся мусульманские святыни:
- Трехметровое знамя Пророка.
- Священная мантия Мухаммеда.
- Письмо пророка Мукавкаса, личная печать, волосы из бороды и отпечаток ноги на камне.
В сокровищнице сохранились христианские реликвии:
- Фрагмент черепа святого апостола Петра.
- Рука святителя Иоанна Предтечи.
- Ковчеги с частицами мощей святых.
Всего в сокровищнице 65 тысяч экспонатов. Топкапы превращен в Музей, хранящий реликвии мусульманского мира и открытый для любого посетителя.
Дворец Топкапы в Стамбуле — история, описание, фото
Дворец Топкапы — это 700 тыс. м² роскоши турецких султанов. Топкапы представляет собой целый дворцовый комплекс с жилыми и хозяйственными постройками, банями, фонтанами, кладовыми, и прочими помещениями.
Отдельное внимание на территории комплекса туристы уделяют гарему, церкви св. Ирины, мусульманским святыням — мечу и плащу пророка Мухаммеда.
Популярность дворцу Топкапы в своё время добавил сериал «Великолепный век», некоторые эпизоды которого были отсняты в интерьерах гарема и других помещениях Топкапы.
Краткая история
Дворец был построен Мехмедом II Завоевателем в 1460-1478 годах.
В XVI веке на территории дворца Топкапы был построен Гарем. Его строительство (при Сулеймане I) стало крупнейшей перестройкой дворца с момента основания. Со временем во дворце был сделаны ещё ряд изменений.
Топкапы ъоставался центром жизни и управления Стамбула до середины XIX века.
В начале 1850-х годов было принято решение, что дворец Топкапы не отвечает всем требованиям государственного протокола. Поэтому началось строительство его преемника — дворца Долмабахче. Со временем центр жизни и управления династией был полностью перенесён в Долмабахче.
В 1924 году дворец Топкапы был преобразован в музей по приказу Мустафы Кемала Ататюрка.
План дворца Топкапы
Дворцовый комплекс разделён на четыре двора. Каждый двор имел своё предназначение и свой уровень доступа.
Вход на территорию дворца и первый двор
Императорские ворота в Топкапы (© фото Alexx Malev / Flickr)
Проход через первые ворота — бесплатный. Всё что требуется – пройти через металлоискатель.
Первый двор называется Янычар (парадный двор). Во времена правления султана он был доступен посетителям.
Двор Янычар — самый большой по размеру в Топкапы. На его территории находится церковь Святой Ирины (одна из ранних христианских базилик Константинополя) и кассы с билетами во дворец.
Церковь св. Ирины (© фото Andrew Gould / Flickr )
Пройдя мимо церкви Святой Ирины, можно увидеть спуск к Археологическому музею и проход в парк Гюльхане.
Также во дворе Янычар находится кафе, где можно перекусить после осмотра дворцового комплекса. Цены такие же, как и в большинстве мест в историческом центре Стамбула.
Вид внутри церкви Святой Ирины (© фото Casey And Sonja / Flickr)
Ворота Приветствия и второй двор
На территории двора разбит сад с высокими деревьями. Там же можно встретить зелёных попугаев.
В бывших дворцовых кухнях сейчас выставлены кухонные принадлежности, посуда, кофейные сервизы, сосуды для хранения и прочее. Например, есть коллекции китайского, японского, европейского, русского и турецкого фарфора.
Ворота Приветствия в Топкапы (© фото Paul Simpson / Flickr)
В конюшнях в наше время выставлены конные экипажи.
В османские времена только султан и Валиде-Султан (мать султана) могли проехать через средние ворота на лошадях. Всем остальным необходимо было спешиться.
На территории второго двора находится казна и палата императорского совета, где проходили заседания (Диван).
Здание казны сейчас разделено на две части. В одной части находится экспозиция коллекция часов, а в другой — коллекция оружия.
Над палатой императорского совета возвышается Башня Справедливости, которая раньше использовалась в качества наблюдательного пункта.
Рядом со зданием казны и палатой совета находится вход в Гарем (у него есть своя касса). Подробнее о гареме читайте ниже.
Зал имперского Совета и Башня Справедливости в Топкапы (фото © Veselina Dzhingarova / Flickr)
Ворота Счастья (Блаженства) и третий двор
Стена ворот объединена крышей с императорским залом, где раньше принимали послов и важных чиновников. На возвышенности внутри зала расположен трон падишаха в драгоценных камнях и жемчуге.
На территории третьего двора, в специальной комнате можно увидеть религиозные реликвии. Например, отпечаток стопы пророка Мухаммеда, посох Моисея, меч и плащ пророка Мухаммеда.
Императорский зал с троном (фотография © falco / Pixabay)
Также есть часть черепа апостола Петра, десница Иоанна Крестителя в золотой оправе, мощи святых.
В сокровищнице султана находится кинжал Топкапы, алмаз ложечника и другие драгоценности.
Обратите внимание: мужчин в шортах и женщин в коротких юбках могут не впустить в мечети и в места хранения священных реликвий. Для женщин обязателен платок на голову.
Фото и видео съемка трона и в выставочных залах запрещена.
Что ещё находится на территории третьего двора Топкапы:
- императорский зал с султанским троном
- библиотека султана Ахмеда III и Новая библиотека
- сокровищница султана
- галерея портретов и миниатюр
- собрание реликвий
- выставка каллиграфии
- школа для пажей
В здании школы для пажей-посыльных сейчас выставлена коллекция одежды султанов.
Библиотека Ахмеда III во дворце Топкапы (фото © Paul Simpson / Flickr)
Четвёртый двор
Четвёртый двор построен для уединения и отдыха султана. Из этой части дворца открывается великолепный вид на Мраморное море и пролив Босфор.
Внизу четвёртого двора находится павильон Меджидийе и Комната Эсваб — последние постройки дворца.
Павильон Реван (фото © falco / Pixabay)
Достопримечательности четвертого двора:
- башня главного лекаря Хекимбашы
- павильон обрезания наследников султана (Сюннет одасы)
- павильон и мечеть Софы
- мраморная терраса
- беседка Ифтарийе
- багдадский павильон
- Ереванский павильон или летний дворец Реван
- павильон султана Ибрагима
На территории четвёртого двора находится ресторан Коньялы с видом на Босфор, Золотой Рог и Мраморное море.
Среди знаменитых гостей этого ресторана — королева Елизавета II, президент Пакистана Беназир Бхутто и экс-президент США Ричард Никсон.
Гарем дворца Топкапы
Гаремом названа часть территории дворца, где жила императорская семья, наложницы и евнухи султана. Слово «гарем» буквально означает «запретный» или «частный».
За кассами и турникетами находится коридор (бывшая караульная комната евнухов), ведущий к дворику евнухов гарема.
Императорский зал в Топкапы (© Dan / Flickr)
Гарем занимает шесть этажей, но для туристов доступна только часть гарема на первом этаже (с целью сохранения памятника).
На втором этаже (закрытом для посещения) находились покои фавориток, главных служанок и наложниц.
На территории гарема находится около 300 помещений, среди них:
- мечеть евнухов, их комнаты и спальни
- школа и покои для принцев
- внутренний двор Джарийелер
- спальные покои и хамам султана
- покои, внутренний дворик и хамам Валиде-султан (матери султана)
- терраса с бассейном
- Пиршественный, или Тронный зал
- библиотека Ахмеда I
- двор наложниц
- Золотая дорога (коридор, по которому наложницы шли в спальню султана)
- мечеть для гарема
- отельные туалеты для женской половины гарема, евнухов и рабов
- девять хамамов
- гаремская кухня
Султаны содержали в гареме до 300 наложниц, хотя обычно их число было меньше. При поступлении в гарем девушки обучались Исламу, турецкой культуре и языку, а также искусству макияжа, одевания, манеры поведения, музыке, чтению, письму, вышиванию и танцам.
Экскурсии в дворец Топкапы в Стамбуле
Индивидуальная экскурсия на русском языке для 1-4 человек с посещением дворца Топкапы стоит от 120 евро.
Поклонникам сериала Великолепный век должна понравиться экскурсия Стамбул. Великолепный век за 125 евро (цена за группу). Экскурсия рассчитана на компанию до 8 человек и длится 4 часа.
Сборные групповые экскурсии стоят от 30 евро и рассчитаны на группы до 30-45 человек.
Цена билета в дворец Топкапы
Для взрослых
- дворец Топкапы — 100 лир
- гарем — 70 лир
- собор Святой Ирины (Hagia Eirene, Айя-Айрена) — 60 лир с проходом без очереди и аудиогидом на русском языке — 21 евро (≈189 лир)
Дети до 8 лет — бесплатно
Билеты в гарем и собор Святой Ирины необходимо покупать отдельно от билета во дворец.
Даже в низкий сезон желающих попасть в дворец Топкапы много. Без очереди в дворец можно пройти по Музейной карте Стамбула (включая гарем и собор Святой Ирины).
Дворец Топкапы (фотография © falco / Pixabay)
Время работы
График работы дворца Топкапы в Стамбуле:
Летний период
(1 апреля — 1 октября)
с 09:00 до 18:45;
продажа билетов до 18:00
Зимний период
(1 октября — 1 апреля)
с 09:00 до 16:45;
продажа билетов до 16:00
Выходной день
Важно для посетителей дворцового комплекса
- запрещена фото и видео съёмка коллекций выставочных залов. Для использования штатива при съёмках необходимо разрешение. Запрещено фотографировать тронный зал и сам трон
- запрещён проход с детскими колясками
- в мечеть и в места хранения священных реликвий могут не впустить туристов в коротких юбках или шортах. Женщинам нужно будет надеть платок на голову
Как добраться до дворца Топкапы
Добраться до Топкапы можно пешком от Айя-Софии и Голубой мечети.
По площади возле Айя-Софии пройдите вдоль собора (спиной к трамвайным путям, оставляя справа Голубую мечеть). Пройдя до конца собора, поверните налево, в сторону фонтана, крепостной стены и ворот в ней.
До площади с Айя-Софией и Голубой мечетью можно доехать на трамвае Т-1 или автобусе ТВ-2 до остановки Султанахмет (Sultanahmet).
Чтобы разобраться в транспорте Стамбула, рекомендуем прочитать статьи про метро Стамбула и проездной Istanbulkart.
vladimirdar
Всего 38 фото
Давно уж хотелось рассказать о дворце Топкапы — главном дворце Османской империи до середины XIX века. Расположен Топкапы в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, в месте соединения пролива Босфор и залива Золотой Рог с Мраморным морем. Фактически на этом месте ранее находился античный акрополь города Византий, предшественника Константинополя. Частично в более позднее время эта территория была застроена многочисленными строениями комплекса Большого дворца византийских императоров. После взятия Константинополя османским султаном Мехмедом II в 1453 году в этом месте началось строительство Дворца Топкапы и с тех пор более четырехсот лет он был резиденцией султанов Османской империи. Здесь была сосредоточена вся жизнь огромной страны, принимались важные решения, сюда пребывали послы из разных стран. Эта резиденция являлась местом работы и жительства самого султана (в нём жили и правили за 400 лет 25 султанов). Поэтому комплекс зданий Топкапы раскинулся на огромной площади. Он включал в себя все необходимое – жилые и хозяйственные постройки, бани, фонтаны, кладовые, помещения для приготовления пищи и многое другое. Важное место среди всех этих зданий дворца занимал гарем султана, в нем проживали несколько сотен женщин-наложниц и жен правителя империи.
Масштабы Дворца Топкапы как впечатляют, так и побуждают разделить этот рассказ на четыре основные логичные части поскольку Дворец устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стенами и разделённых ими между собой. Кроме того, визуальных материалов о Топкапы достаточно много и хоть не хотелось перегружать читателя, одновременно я все еж стремился рассказать о Топкапы поподробнее. И здесь есть, о чем поведать. Итак, это первая часть моего рассказа – Первый двор Дворца Топкапы – Двор янычар.
Для начала — реконструкция этого места времен Византии. Хорошо угадывается собор Айя-София, за ним немного правее виднеется Церковь Святой Ирины. Ну, а далее в перспективе как раз и видно землю где некогда находился акрополь античного Византия.
02.
Реконструкция Антуана Хелберта
Само название Топкапы переводится с турецкого как «Пушечные ворота». И оно не случайно, так как именно при каждом въезде и выезде султана производился пушечный выстрел. У резиденции были и другие названия – «Дворец слез» или же «Дворец плача». Строительство дворца началось не сразу. Мехмед Завоеватель, овладевший Константинополем, первоначально поселился на месте, где сейчас располагается площадь Баязид (вывший византийский форум Феодосия), а на том месте, где в будущем начнется строительство Топкапы, изначально находился только гарем султана. В 1475-78 гг. Мехмед II начал сооружать (к тому времени на давних развалинах резиденции византийских императоров) свой новый дворец — Топкапы.
03.
В плане Топкапы представляет собой прямоугольник неправильной формы, разделенный на четыре части, особо выделен гарем, как бы еще одна часть внутри четвертой. Все сооружения обнесены стеной двух уровней: внешней и внутренней. Посетителей пускают в музей-дворец, но им доступно не все помещения, хотя в основные они могут все еж пройти.
04.
В Топкапы можно попасть обойдя Айя-Софию справа (если смотреть на нее с площади Султанахмет) или со стороны Мраморного моря — с улицы İshak Paşa Cd. Здесь на склоне у стен и башен Топкапы на маленьком пятачке формируется один из основных туристических потоков направляющихся в Топкапы и Айя-Софию.
05.
06.
Фото ниже поможет сориентироваться на месте. Слева у нас Айя-София, в центре — фонтан Ахмеда III, а справа — Имперские врата Топкапы.
07.
Ворота, через которые Султан из дворца Топкапы проходил в Святую Софию (уже естественно мечеть к тому времени) для пятничной молитвы. За кадром слева — Айя-София, справа — Императорские врата.
10.
Императорские врата с внутренней стороны Первого двора. Сейчас здесь проходит основной досмотр личных вещей посетителей музея. В Первый двор можно попасть бесплатно. Как раз здесь в правой части Первого двора (по ходу) находятся большие билетные кассы дворца у его внутренней крепостной стены. Справа от ворот располагались дворцовая больница и кабинеты служащих казначейства. Также справа от Императорских ворот но за стенами Первого двора когда-то находились султанские хлебопекарни.
11.
Мы уже в Первом дворе дворца Топкапы, где расположена древнейшая церковь города в честь Святой Ирины, а также Монетный двор и фонтан Плача.
Первый (внешний) двор, названный «Бирун», является самым большим из четырех. Каждый раз, когда Оттоманские султаны проходили через Императорские врата во Двор янычар, отправляясь в поход или возвращаясь с него, устраивались всевозможные торжественные церемонии. То же касалось пятничных молитв и прочих празднеств. Двор Алай Мейданы использовался в качестве места ожидания важными гостями (например, послами иностранных государств и янычарами) аудиенции султана. А наиболее значимым гостям даже дозволялось въезжать в этот двор верхом на лошади. Это было единственное место во дворце, открытое для посетителей.
12.
13.
14.
Айя-Ирина представляет новый для VI века тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Первая христианская базилика на этом месте была возведена еще в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии.
16.
Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, — как уточняет Сократ. Как мы видим на двух фото выше — Айя-София находится от Святой Ирины совсем рядом.
Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть — вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом (арсеналом).
17.
Начиная с 1846 года, храм был превращён в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом.
18.
Вблизи от Святой Ирины расположено здание Монетного двора империи, которое на сегодняшний день является музеем.
Монетный двор.
19.
Ворота Монетного двора.
20.
Далее мы видим угловое здание в состоянии долговременной консервации, а справа от него переулок ведущий к замечательному Стамбульскому Археологическому музею. Мы там еще побываем)
21.
Очевидно, что здесь левее и перед Воротами Приветствия в обзначенном контуре тротуарной плиткой находилось некое историческое здание. Что тут было мне пока не удалось узнать.
22.
Если продолжать идти от Имперских ворот в сторону Второго двора, справа увидим безымянную крепостную башню внутренней крепостной стены Дворца Топкапы.
23.
. и далее визуально пропустив Кассы Музея, увидим Фонтан Плача.
24.
Теперь перед нами главные ворота "Баб-и Селям" — "Врата Приветствия" или "Серединные Врата". Это и есть начало обзора экспозиции музея. И хоть Врата Приветствия как бы относятся ко Второму двору — мы тем ни менее осмотрим их в первой части относящейся к Первому.
25.
Справа от ворот конная гвардия. Экзотично и достойно.
26.
Срединные врата были построены по указу Мехмеда Завоевателя в 1468 г.
27.
После их восстановления, осуществленного во время царствования Сулеймана Великолепного, их арочный каменный свод с его боковыми нишами стал отражать классический архитектурный стиль Османской империи, а две башни стали напоминать о вратах европейских замков.
28.
На стороне, выходящей в первый двор, начертаны Kelime-iTevhid (утверждения исламской веры), подпись Махмуда II, основные положения о репарациях, датированные 1758 годом, а также подпись Мустафы III.
29.
Стальная дверь, встроенная во врата в 1524 г., является работой Исы бин Мехмеда.
30.
31.
Ворота Приветствия изнутри довольно затейливые в своей отделке.
32.
33.
На стороне, выходящей во Второй двор, располагаются арки в стиле рококо 18-го века. Помещения по обеим сторонам от ворот, которые ранее использовались охранниками, более не существуют.
34.
Только Султану было дозволено проезжать верхом сквозь Врата Приветствия, которые ведут в центральную сокровенную часть дворца. В настоящее время они служат главным входом в музей Топкапы для посетителей.
35.
36.
37.
38.
Таким образом мы с вами уже почти во Втором дворе дворца Топкапы — но дальнейшее уже во второй части моего рассказа о Дворце Топкапы.