Medeatourvl.ru

Путеводитель путешественника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Готардский базисный тоннель: самый длинный и самый глубокий железнодорожный тоннель в мире

В Швейцарии открывается самый длинный и глубокий тоннель в мире

Длина Готардского тоннеля составляет 57 км, глубина — 2,3 км

Сегодня Швейцария торжественно открывает Готардский тоннель, на строительство которого ушло 17 лет и более €11 млрд. Этот железнодорожный тоннель, который является самым длинным и глубоким в мире, проходит через самое сердце Альп и сделает железнодорожные поездки между странами Европы еще быстрее.

Президент Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн

Фото: Arnd Wiegmann, Reuters

Строительство Готардского базисного тоннеля началось 17 лет назад, когда из Швейцарии в Италию через Альпы можно было добраться за несколько часов либо через старый Готардский железнодорожный тоннель (15 км), либо через Готардский автомобильный тоннель (16,9 км). Но они уже не справлялись с объемом перевозок и транспорта. Работы по строительству нового тоннеля, который решил бы эту проблему, велись круглогодично и круглосуточно все 17 лет. Сегодня Швейцария открывает Готардский базисный тоннель, путь по которому на высокоскоростном поезде занимает всего 17 минут, делая страны Европы еще ближе друг к другу. Например, из Цюриха в Милан по земле и под землей теперь можно будет добраться менее чем за три часа.

Бесчеловечное метро

Бесчеловечное метро

Готардский базисный тоннель является самым длинным и глубоким железнодорожным тоннелем в мире. Его длина превышает 57 км, он проходит сквозь толщу гор на глубине 2,3 км. В тоннеле проложены два железнодорожных пути, по которым поезда будут двигаться в противоположных направлениях, что позволит пропускать по тоннелю около 260 грузовых и 65 пассажирских поездов в сутки. Таким образом, общий объем грузов, ежедневно перевозимых через тоннель, достигнет 377 тыс. тонн. На строительство, которое велось за счет швейцарских налогоплательщиков в рамках масштабного инфраструктурного проекта по повышению эффективности грузовых и пассажирских перевозок, было потрачено более €11 млрд. Тоннель будет работать в тестовом режиме до декабря нынешнего года, после чего будет открыт для регулярного сообщения.

В преддверии открытия тоннеля министр транспорта Швейцарии Дорис Лейтхард подчеркнула, что счастлива тем, что именно ее страна, которая не является членом ЕС, вносит столь важный вклад в экономику Европы. «Мы маленькая страна, у нас нет выхода к морю,— отметила она в интервью BBC.— И мы знаем, что ключ ко всему — это сотрудничество. И это замечательный проект сотрудничества. Думаю, что он символ того, что способны сделать швейцарские инженеры и Европа,— они проделали просто фантастическую работу».

На сегодняшнюю церемонию открытия приглашены лидеры европейских государств, в том числе канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, премьер-министр Италии Маттео Ренци. Первыми по новому тоннелю проедут президент Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн и высокие гости, а также победители специальной лотереи. Из 130 тыс. людей, купивших лотерейные билеты, право первой поездки выиграли 500 человек. По оценкам зарубежных СМИ, праздничные мероприятия по поводу запуска Готардского базисного тоннеля обойдутся Швейцарии в €8 млн.

Готардский тоннель в Швейцарии

Тестовое движение по тоннелю запустили еще в октябре 2015 года. Официальное открытие Готардского базисного тоннеля состоялось 1 июня 2016 г. Это самый длинный в мире железнодорожный тоннель — его протяженность составляет 57 километров.

Перевал Сен-Готард

Сен-Готард, самый важный горный перевал и транспортный путь Швейцарских Альп. 13 сентября 1799 года А. Суворов совершил переход через этот перевал

Первые пассажиры уже проехали сквозь Альпы, но регулярное движение по тоннелю начнется в конце 2016 года, когда будут полностью испытаны все системы, включая энергоснабжение и вентиляцию.

Читайте так же:
Достопримечательности Малаги: что посмотреть на родине Пабло Пикассо

Наименование проекта: Gotthard Basistunnel (Готардский базисный тоннель, от basis — основание)
Заказчик: Федеральные железные дорогаи Швейцарии (SBB)
Генподрядчик: Rhomberg Sersa Rail Group
Место расположения: Швейцария. Северный портал тоннеля находится возле деревни Эрстфед, а южный портал — возле деревни Бодио.
Срок реализации проекта: 1993-2016 гг.
Стоимость работ: около 12,3 миллиарда долларов

Сен-готардский тоннель — зачем строить еще один тоннель?

Готардская железная дорога — железная дорога, пересекающая центральный массив Швейцарских Альп, служит для соединения итальянских железных дорог с одной стороны и швейцарских, германских и примыкающих к ним железных дорог Средней Европы — с другой. Общая протяженность — 274,2 км.

Самая важная часть готтардской железной дороги — перевальный участок длиной 90 км, начинается на севере у Эрстфельда и оканчивается у Биаска, на южном склоне Сен-Готарда; состоит из двух крутых подъемов, одного в долине Рейс, а другого в долине Тессино, соединенных большим Сен-готардским тоннелем,который построили в 1872 году, проложенного восточнее от 57- км нового тоннеля. До открытия нового тоннеля — эта была важнейшая транспортная магистраль между севером и югом Европы, по которой поезда шли каждые 6 минут, перевозя 5 миллионов пассажиров и 25 миллионов тонн груза каждый год, тоннель уже не справлялся с нагрузкой.

Поэтому с целью улучшения экологической обстановки и разгрузки магистрали власти приняли решение построить уникальный железнодорожный тоннель от Эрстфельда (Erstfeld) — Бодио (Bodio) или как его сегодня называют готардский тоннель.. С декабря 2016 г. через тоннель ежедневно проходят 260 грузовых и 65 пассажирских составов. Пассажирские поезда развивают в среднем скорость до 250 километров в час. Время в пути из Цюриха в Милан сократилось в два раза: на дорогу уходит 1ч. 40мин. вместо 3ч. 30мин.

1888 год - окончание строительства Сен-готардского тоннеля

1888 год — окончание строительства Сен-готардского тоннеля

Особенности строительства Готардского тоннеля

При прокладке Готардского тоннеля инженерам пришлось преодолевать многочисленные сложности. Одной из них была высокая температура из-за того, что тоннель строился на рекордной глубине, в некоторых местах превышающей две тысячи метров. Для обеспечения работы тоннелепроходческих комплексов (ТПК) специальные вентиляционные системы охлаждали воздух с 45 градусов Цельсия до примерно 28 градусов.

Из-за высокого давления происходила усадка породы. Непросто было и доставлять оборудование и людей на такую глубину — для этого была прорыта 800-метровая вертикальная шахта, через которую спускали людей. Для создания тоннеля использовались буровзрывные работы и несколько ТПК, которые сами по себе являются уникальными и технически сложными машинами. Длина одной из таких буровых установок составляет четыре футбольных поля.

Завершение проходки готтардского тоннеля

Завершение проходки тоннеля. Источник: euromag.ru

При проходке из скалы извлекли более 28 миллионов тонн породы, большая часть которой использовалась в составе бетонной смеси при строительстве Готарда.

В тоннеле создана уникальная 32-километровая система вентиляции (общая длина вентиляционных шахт) — самая большая из всех когда-либо построенных в мире.

Вентиляционная система должна обеспечить максимальную безопасность людей в случае пожара. Для этого в тоннели, многочисленные переходы и технические помещения должно поступать достаточно свежего воздуха во время аварийных остановок поезда. Кроме того, вентиляция должна эффективно выводить дым. Энергоснабжением и электрификацией тоннеля занималась компании «ABB Россия». Было проложено более 21 километра защищенных кабелей, установлено 300 трансформаторов и более 500 управляющих устройств. Тоннель оснащен десятками тысяч осветительных ламп, сотнями распределительных устройств, трансформаторов и другим электрооборудованием. Любой сбой в их работе тут же передается в систему управления Готарда.

Читайте так же:
Отдых в Кении 2022 — цены, лучшие пляжи и отели у моря

Железнодорожная компания Швейцарии построила в городах Биаска и Эрстфельд два центра техобслуживания, которые в том числе помогают избежать аварийных ситуаций.

Оба центра оборудованы системами бесперебойного питания. При работе над проектом использовалась информация с 28 геоспутников, 3D-моделирование и другие инновационные технологии. Если сложить протяженность всех переходов, съездов и технических ответвлений Готарда с основной длиной двух основных «трубок» тоннеля, их общая длина составит 152 километра.

Схема расположения готардского тоннеля

Предпосылки для создания Готардского базисного тоннеля

Готардский тоннель расположен практически у подножия горного хребта, что позволяет поезду попадать в него с равнинного участка. Благодаря этому возможно увеличить не только скорость прохождения составов, но и их вес. Глава Alp Transit Ренцо Симони отмечает, что при перемещении тяжелых грузовых составов по Готарду можно будет обходиться одним локомотивом вместо двух.

Готард — это два однопутных «коридора» диаметром по восемь метров в одну и в другую сторону, соединенные многочисленными переходами, а также две технические станции для обслуживания составов и несколько съездов.

По словам Симони, переходы между тоннелями, которых построено около 200, предназначены для эвакуации пассажиров при чрезвычайных ситуациях. Через Швейцарию проходит один из основных транзитных маршрутов между севером и югом Европы. Чтобы разгрузить автомобильные дороги через Альпы, а заодно перенаправить контейнеры на более экологичный железнодорожный транспорт, швейцарцы и решили строить тоннель. С этой же целью в 2007 году был открыт другой рекордсмен — 34-километровый тоннель Лечберг.

По словам главы агентства Infranews Алексея Безбородова, строительство тоннеля, прежде всего, продиктовано стремлением швейцарцев повысить экологичность и безопасность транспорта:

Во-первых, снижаются расходы на страховки, это немаловажно. Кроме того, снижаются вредные автомобильные выбросы…

Эксперт добавляет, что строительство железнодорожных и автомобильных тоннелей (в Швейцарии их около 100) позволяет экономить время поездок и расход бензина, а также уменьшает негативное влияние на окружающую среду, что вполне соответствует «общеевропейскому подходу». Готардский тоннель вместе с другим железнодорожным 15-километровым тоннелем Ceneri (открытие намечено на 2019 год) и тоннелем Летчберг является частью проекта «Новая железнодорожная линия через Альпы» (NRLA). Железнодорожный транспортный коридор должен связать Швейцарию, Германию и северные страны с Италией и далее — с Грецией и Балканами. Стоимость NRLA, по данным Alp Transit, оценивается в 19 миллиардов франков.

Строительство готардского тоннеля

История строительства Готардского тоннеля

Первый эскиз тоннеля был сделан еще в 1947 году инженером Карлом Эдуардом Грюнером. Для того чтобы его задумка воплотилась в жизнь, потребовалось почти 50 лет. Конкретный проект железнодорожного тоннеля под Альпами был разработан в начале 1960-х по поручению швейцарского правительства специально учрежденным для этого комитетом, но был положен под сукно на фоне разногласий по поводу маршрута и экономического спада в стране.

При этом изначальный вариант, предложенный комитетом, много раз перекраивался, и в итоге изменился до неузнаваемости. Вместо двухпутного тоннеля с дополнительным техническим тоннелем обслуживания появились два однопутных с многочисленными переходами, а длина их увеличилась с 45 до 57 километров. Согласовать этот проект на всех уровнях удалось лишь в начале 1990-х после обсуждения с кантонами (территориальные единицы) и всенародного референдума — проект поддержали 64 процента жителей Швейцарии. Готард строился одновременно в 5 секциях: Эрстфед, Амстег, Седрун, Файдо и Бодио.

Первые работы начались в 1993 году с пробной разработки Пиора и взрывной прокладки шахт доступа с 1996 по 1998 в Седруне, Файдо и Амстеге. Основные работы были начаты в 2001. На декабрь 2004 года было построено 53,2 км, что составило 40% от проектной длины. 24 августа 2015 года власти Швейцарии объявили, что большинство технических работ по сооружению железнодорожной инфраструктуры тоннеля завершено. С 1 октября 2015 года началось тестовое движение по тоннелю, а 1 июня 2016 года состоялось официальное открытие самого большого в мире железнодорожного тоннеля.

Читайте так же:
Тассилин-Адджер: уникальная каменистая долина в пустыне Сахара

Фото - кадр с церемонии открытия тоннеля

Церемония открытия тоннеля — по мнению многих зрителей эксцентричная…

На церемонии открытия присутствовали высокопоставленные лица, в том числе:
президент Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Италии Маттео Ренци и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

В театрализованном шоу с участием актеров была отражена альпийская культура, история, культы и легенды. Также оно было посвящено памяти девяти рабочих, которые погибли при строительстве тоннеля. Общие впечатления зрителей от увиденного шоу были неоднозначны, многие зрители оценили его как «шокирующее» и «эксцентричное».

Внутри самого длинного в мире железнодорожного тоннеля

Внутри Готардского базисного тоннеля

Нарядившись в оранжевую каску и ярко-салатовый жилет со светоотражающими полосками, я любуюсь новехонькими железнодорожными путями Готардского базисного тоннеля в Швейцарии — самого длинного в мире железнодорожного тоннеля.

Его открытие состоялось в июне, а его коммерческая эксплуатация началась 11 декабря (основные работы по прокладке были начаты в 2001 году, а общее планирование велось в течение 50 лет. — Ред.).

Тоннель, проходящий под альпийским Сен-Готардским массивом, соединяет северную и южную часть страны. Высокоскоростные пассажирские поезда, следующие по нему, способны развивать скорость до 250 км/ч.

Прямо над моей головой в небо вздымаются почти 2 тысячи метров твердой горной породы — это Альпы с их покрытыми снегом вершинами, исчезающими в облаках.

А впереди передо мной — многие километры блестящих рельсов, уложенных на прямоугольные бетонные шпалы.

"Укладка последней шпалы завершилась торжественной церемонией", — сообщает наш гид Алоиз Биссиг, которая также принимала участие в сооружении тоннеля. Переводчик Ева Планк переводит нам ее рассказ с немецкого.

"Каждую шпалу приходилось шлифовать вручную, потому что никакая машина не справилась бы с этой очень тонкой работой", — добавляет она.

Этот тоннель длиной 57,1 км обещает произвести революцию в европейских грузоперевозках. С его помощью будут связаны два крупнейших в Европе порта: нидерландский Роттердам и итальянская Генуя. На альпийских трассах станет на миллион грузовиков в год меньше.

Маурус Лаубер, глава швейцарской транспортной системы, объясняет, что в настоящий момент, когда поезда идут зигзагами, минуя ущелья и проходя по маленьким тоннелям, им приходится карабкаться вверх по склонам и спускаться с них, что увеличивает расход электричества.

Для того чтобы поезд мог подняться вверх по склону, нужно два локомотива и большое количество энергии.

Однако Готардский базисный тоннель пронзает горы по прямой, не поднимаясь и не спускаясь — такие железные дороги инженеры называют "равнинными". Теперь поезда не нужно тянуть вверх, что позволяет экономить энергию.

Весь тоннель, как и многое из того, что сделано в Швейцарии, — это образец работы истинных мастеров.

Швейцария — многонациональное государство, состоящее из 26 территориальных единиц — кантонов (и полукантонов). Здесь говорят на немецком, французском, итальянском языках, а также на романшском (ретороманском) — языке, своими корнями уходящем к латыни времен Римской империи.

В мире, полном политических разногласий, Швейцария остается страной, где всё делают на совесть, и где люди, несмотря на национальные различия, умеют сплотиться и выполнить работу вместе.

Читайте так же:
Мертвое море: несколько интересных фактов и где находится самое знаменитое море в мире

Автор фото, Lina Zeldovich

Автор фото, Lina Zeldovich

Автор фото, Lina Zeldovich

Тоннель — это пример сплоченной работы над колоссальным по своему масштабу инфраструктурным проектом.

Его прокладывали сквозь очень твердую породу 73-х разных видов, каждый из которых теперь представлен в Швейцарском музее транспорта, как рассказывает его директор Мартин Бутикофер.

В музее теперь хранится и огромное металлическое колесо, когда-то вгрызавшееся в эту каменную толщу.

Четыре тоннелепроходческие машины, или ТПМ, одновременно прокладывавшие дорогу под горами из четырех разных мест, должны были встретиться в одной точке, что требовало невероятно точных расчетов.

Светясь от гордости, наш гид говорит мне, что все четыре ТПМ прекрасно справились с этой задачей.

Машины длиной около 500 метров каждая перемалывали породу при помощи колеса диаметром 9,4 м, измельчали обломки для бетонной строительной смеси и обшивали стены тоннеля стальными листами, проходя примерно 9 м в день.

Этот тоннель не просто позволяет быстрее добраться из одного пункта в другой. Работа над ним и его открытие еще больше объединило страну.

Несмотря на то, что у швейцарцев нет одного общего языка, они обладают сильным и развитым национальным самосознанием.

"Швейцарцев отличает то, что франкоязычные граждане не хотят быть французами, немецкоязычные не хотят быть немцами, а население Тичино — италоязычного кантона — не хочет, чтобы их считали итальянцами, — рассказывает мне Табеа Мандур, отвечавшая за работу со СМИ во время строительства тоннеля. — Все мы считаем себя швейцарцами".

Мандур живет в Цюрихе, и ее родной язык немецкий, однако Вероника Лафранки из официального туристического агентства Тичино, живущая по ту сторону Альп, полностью с ней согласна: "Я говорю по-итальянски, но я швейцарка!"

Андреас Банхольцер из туристического агентства кантона Во, находящегося в регионе Женевского озера (франкоязычной части государства), объясняет, что швейцарцев как нацию объединяет возможность высказывать свое мнение по поводу любых изменений в стране, включая строительство тоннеля, за которое они проголосовали еще в 1992 году.

"Мы всё решаем вместе, — говорит Банхольцер. — Именно это делает швейцарцев швейцарцами".

Лаубер говорит, что граждане страны научились работать вместе и стоять друг за друга еще много лет назад.

Годом основания Швейцарии считается 1291-й, когда жители трех первых кантонов Ури, Швиц и Унтервальден заключили соглашение на лугу близ Фирвальдштетского озера.

Они объединились против династии Габсбургов, пытавшейся подчинить себе этот альпийский регион.

Проживание в Альпах, гористой местности со скудными ресурсами и непредсказуемой погодой, научило людей помогать друг другу, любую работу выполнять предельно точно и проявлять изобретательность. Эти качества до сих пор ценятся очень высоко.

Кроме того, ценится и инженерное мастерство, необходимое для того, чтобы связать многочисленные регионы этой гористой страны друг с другом.

Питер Фуглисталер, директор Федерального управления транспорта Швейцарии, отмечает, что швейцарцы не очень эмоциональны, но для них открытие самого длинного в мире тоннеля — очень волнующее событие.

"Национальная железная дорога — это часть швейцарской самобытности, — объясняет он. — Мы очень гордимся этим тоннелем. Он — символ наших инженерных достижений и независимости".

При реализации таких громадных инфраструктурных проектов, часто очень затратных, сложных и медленно продвигающихся, единство и сотрудничество являются важнейшими условиями того, что строительство будет доведено до конца.

"Эти машины казались нам червями, проделывающими свои ходы сквозь горы", — говорит Хансуэди Хергер, житель кантона Ури, под которым совершалась часть проходческих работ.

Читайте так же:
Что посмотреть в Гонконге

Самый длинный и глубокий тоннель железнодорожный тоннель в мире

Самый длинный и глубокий в мире Готардский базисный* тоннель был открыт 1 июня 2016 года в Швейцарии. А регулярное движение по нему началось 11 декабря 2016 года. Новый тоннель не только обеспечил железнодорожное сообщение через Альпы, но и перевел грузовые перевозки север-запад с автомобильных на более экологичные железнодорожные.

карта Готардского базисного тоннеля

На сегодняшний день это самый длинный и глубокий железнодорожный тоннель в мире: он пролегает между деревней Эрстфельд на севере и поселением Бодио на юге Швейцарии. Его протяженность составляет 57,1 км, а максимальная высота гор над тоннелем составляет 2300 метров. Без мощной системы вентиляции температура в нем достигала бы +40 градусов. На то, чтобы пробиться сквозь горную толщу Альп и наладить скоростное железнодорожное движение по новому маршруту строителям потребовалось 17 лет.

Идея постройки тоннеля была выдвинута еще в 1947 году. Первый вариант проекта был составлен министерством внутренних дел Швейцарии в 1962 году и включал двухпутный тоннель в виде прямой линии, который должен был протянуться на 45 км.

поезд выходит из тоннеля

Впоследствии параметры исходного плана были радикально изменены, и выработано техническое решение с двумя однопутными тоннелями. Ранее запланированный дополнительный обслуживающий туннель был вычеркнут из проекта, но были добавлены переходы-галереи между ветками примерно через каждые 325 м, позволяющие при необходимости переводить движение поездов из одного туннеля в другой. Общая длина сооружения, включая служебные и пешеходные ходы – 151,84 км

Проект, строительство которого обошлось в более чем 12 млрд долларов, был одобрен швейцарцами на референдуме в 1992 году. Первые геологоразведочные работы начались в 1993 году, а основное строительство – 4 ноября 1999 года. Буровые работы в восточном тоннеле завершили 15 октября 2010 года, в западной части – 23 марта 2011 года. 24 августа 2015 года власти Швейцарии объявили, что большинство технических работ по сооружению железнодорожной инфраструктуры тоннеля завершено.

Строительство тоннеля по контракту с правительством Швейцарии вела компания AlpTransit Gotthard AG. Деньги на финансирование проекта были взяты из бюджетных поступлений от налогов на топливо и на добавленную стоимость, еще часть средств – государственный заем, который должен быть выплачен в течение 10 лет.

строители тоннеля

В строительстве одновременно было занято более 3500 рабочих, включая геологов, инженеров и планировщиков. Работы велись круглосуточно, семь дней в неделю. Прохождение через скальные породы осуществлялось как посредством буровзрывных работ, так и за счет четырех тоннелепроходческих комплексов. Всего на поверхность было извлечено 24 млн тонн (13,3 млн куб. м) скальных пород, что эквивалентно пяти пирамидам в Гизе. Во время строительства погибли 9 рабочих.

  • Длина: западный тоннель – 56978 м, восточный тоннель – 57091 м.
  • Полная длина, включая служебные и пешеходные ходы – 153,4 км.
  • Общая протяженность пути, пройденного с помощью тоннелепроходческих комплексов – 45 км.
  • Объём извлеченных скальных пород: 24 млн т (13,3 млн куб. м).
  • Полная стоимость: 12 млрд долларов.
  • Частота движения поездов: 260 грузовых поездов и 65 пассажирских поездов в день.

* Базисными туннелями называют транспортные сооружения, выходы которых располагаются у самого подножия хребта. Поезда попадают в туннель непосредственно с равнинного участка, что позволяет значительно увеличить скорость и максимальную массу составов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию