Интересные места Крыма: музей подводных лодок в Балаклаве
Балаклавский подземный музейный комплекс
Балаклавский музейный комплекс является филиалом Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Его местоположение довольно специфично — в 17 километрах от Севастополя, в подземельях горы Таврос, на территории бывшего подземного завода.
На площадке музея расположены производственные помещения завода по ремонту субмарин 825 ГТС, ядерный арсенал 820 РТБ ВМФ, морской судоходный канал. Все объекты на территории комплекса были засекречены во время холодной войны.
Закрытый город
Еще пятьдесят лет назад Балаклаву невозможно было найти на карте. Засекреченный город был превращен в район Севастополя, а вход туда был возможен только по специальным пропускам.
Во время холодной войны И. Сталин отдал приказ о строительстве базы обслуживания советских подводных лодок, которые могли бы использоваться для нанесения ядерного удара. Подземный военно-морской комплекс расположился в бухте «Балаклава», в горе Таврос. Объекту дали имя — гидротехническое сооружение (ГТС) № 825. Помимо ремонтно-технического отдела, здесь располагался штаб для подготовки и тестирования ядерных ракет и хранилище с топливом на 9,5 тысяч тонн.
На территории комплекса соорудили еще одну базу — объект № 820. В этом месте собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части. Бункер ввели в строй в 1959 году.
Подводные лодки были укрыты в водном канале, там же их выводили в открытое море. Вход и выход были надежно замаскированы и защищены затворами (батопортами), которые буквально выдвигались из скалы.
Интересно, что жители города узнали о настоящем назначении комплекса только в 1993 году.
Последний раз из военно-морской базы лодки выводились в 1994 году. Спустя 9 лет здесь построили Балаклавский подземный военно-исторический музей.
Музей подводных лодок в Балаклаве
Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.
Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.
Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».
Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».
Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».
Маршруты экскурсий
Экскурсия по первому маршруту длится около часа и предполагает 12 остановок. Посетителям нужно обойти подземные лабиринты протяженностью 900 метров. В программу входит посещение базы укрытия лодок от атомного взрыва, судоходного канала длиной в 600 метров и арсенал ядерного оружия. Помещения объектов сегодня переоборудованы под музейные экспозиции, в основе которых — историческое погружение в строительство подземного комплекса, создание атомного флота и подводных сил.
Второй маршрут более емкий, экскурсия проводится в течение получаса. Передвигаться приходится на катере по подземному каналу, поэтому такой маршрут больше подойдет пожилым людям или посетителям с детьми. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.
Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.
Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 700 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 350 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.
Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.
Как добраться
Проехать от железнодорожного или автовокзала Севастополя до промежуточной остановки «5-й километр» можно на маршрутке или автобусе № 17, 20, 26 или троллейбусе № 17, 20. Схему маршрутов можно посмотреть здесь.
Затем пересесть на автобус № 9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь».
Далее, от остановки повернуть налево и идти 10–15 минут до западного берега Балаклавской бухты.
Если не хотите долго добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться такси. В Балаклаве есть местные таксопарки «Ананас», «Балаклавское такси», «Капитан», «Форвард».
Интересные места Крыма: музей подводных лодок в Балаклаве
Балаклавский подземный музейный комплекс теперь на новом сайте
Режим работы Балаклавского подземного музейного комплекса:
с 9:00 до 21:00
(начало последней экскурсии в 19-30)
понедельник — воскресенье
Кассы работают до 19.00.
Оплата в Музее за билеты производится как за наличный расчет, так и за безналичный (по картам).
Последний понедельник месяца — санитарный день.
Музейный комплекс «Михайловская батарея» работает в штатном режиме и всегда рад новым посетителям.
Режим работы музейного комплекса «Михайловская батарея:
Музей открыт для посетителей с 09.30 до 18.00.
Экскурсии с экскурсоводом для групп от 10 человек проводятся каждый час, начиная с 10.00. Время начала последней экскурсии — 17.00
Последний понедельник месяца — санитарный день.
В настоящее время билеты можно приобрести за наличный расчет в кассах музейного комплекса «Михайловская батарея», онлайн на этом сайте, на сайте БПМК https://muzey-sevastopol.ru , в группе социальной сети Вконтакте Балаклавский подземный музейный комплекс, а также в кассах Балаклавского подземного музейного комплекса.
Онлайн билет действителен в течении 3-х дней!
Военно-исторический музей фортификационных сооружений состоит из двух административных, музейно-экспозиционных территорий: Балаклавский подземный музейный комплекс и музейный комплекс «Михайловская батарея».
— южная экспозиционная площадка представляет собой подземный комплекс совершено секретных военных объектов периода «холодной войны»: морской судоходный канал, производственные помещения объекта 825 ГТС и ядерный арсенал объекта 820 РТБ ВМФ СССР. Уникальные исторические памятники приморской военной фортификации, созданные в сложных горных условиях комплексного сопряжения суши и моря являются образцами научного и инженерно-технического творчества.
— северная экспозиционная площадка. Более пяти тысяч уникальных экспонатов, размещены в 19-ти музейных залах. Основная часть экспозиции посвящена Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. Без преувеличения можно сказать, что это – самая богатая коллекция в мире, касающаяся данной тематики. Экспозиционные залы расположены в четком тематическом и хронологическом порядке. Таким образом, посетители невольно совершают путешествие во времени, начиная от основания города и заканчивая победой в Великой Отечественной войне.
Музей фортификационных сооружений — очень интересный объект нашей великой истории. Будем хранить ее!
Музей подводных лодок в Балаклаве — он же объект 825 ГТС
Это авторский путеводитель и я позволю себе написать об этой достопримечательности Крыма со своей точки зрения. Не факт, что она совпадет с вашей, так что обязательно посетите базу подлодок в Балаклаве лично. Так вот, на мой взгляд — это одно из самых пресных в плане эмоций, мест, в которых мне доводилось побывать в Крыму. Холодно и не интересно.
Музей подводных лодок в Балаклаве
Вам будет скучно, если вы не подводник, не фанат исторического кружка и не увлекающийся подлодками человек. То есть — обычный турист, которому сказали, что музей подлодок — это бомба. Нет, друзья, не бомба. Это просто система тоннелей, которая потеряла актуальность в современных условиях ведения войн. Которую забросили в 1994 году и теперь никуда не денешь, все эти тонны железобетона и стали.
Поэтому здесь было решено организовать музей, в котором нет вообще ни одной настоящей подлодки. Даже в официальном названии нет ничего общего с подводным флотом — Балаклавский подземный музейный комплекс. Я специально не читал ничего, кроме отзывов, про эту базу, чтобы посмотреть на все свежим взглядом. И то, что я увидел — меня не зацепило. Ничего, кроме уголка, посвященного морякам Курска.
Заранее (почти за два часа) я приехал в Балаклавскую бухту, чтобы занять очередь у кассы. Припарковался на пустой набережной, дождался кассиров, параллельно напоминая вновь приходящим туристам, что надо бы занять очередь, а не просто стоять у ограждения. Не потому, что мне больше всех надо, просто не хотелось потом пробиваться с боем.
Касса поразила по-японски богатым количеством дополнительных объявлений. Вся будка обклеена правилами и цифрами, местами дублируя друг друга. Не удивительно, что люди теряются и начинают переспрашивать. Например, с билетами на катер — цена состоит из официальной части — 300 рублей, которая идет музею за посещение, и еще 200 рублей — за собственно прогулку на катере, частному владельцу.
Людей такая сегментация вводит в ступор, хотя тут не надо быть семи пядей во лбу: музей принадлежит городу, лодки — частникам. Оплата через кассу за покатушки на лодках позволяет городу контролировать частников, которые по доброй воле никогда сами не поделятся доходами. Такой вот, государственно-коммерческий симбиоз и он подробно расписан на кассе.
Вся экскурсия — это стояние у плакатиков и макетиков. Плакаты, макеты, коридоры. В некоторых залах находятся экспозиции. В первом — инструментов, которыми проделывали тоннели. В следующем — образцы торпед и глубинных бомб. Есть фрагменты корпуса подлодки, образцы какого-то неведомого оборудования, крылатая ракета, инсталляции с манекенами из будней подлодок и персонала базы.
Интересно становится при переходе подземного водного канала, просто за счет необычности локации. Там же можно увидеть, что именно показывают счастливчикам, которые выбрали водную экскурсию: ржавые якоря и образцы вооружения. Читал много отзывов, где люди не поняли, зачем вообще катались на лодке — просто прогулка по тоннелю по воде.
Только в одном месте я задержался надолго и прочитал весь текст под стеклом — уголок памяти погибших моряков Курска. При всем понимании, что мужики ушли во время выполнения своей задачи, что такой исход в принципе витает над каждым экипажем каждой ПЛ, было чудовищно тяжело видеть их последние письма.
В конце экскурсии вы попадаете в сувенирный магазин, а после него — дворик у задних ворот, которые охраняются курсантом морского училища. У меня от этого места остались однозначные эмоции — что я здесь делал? Но судя по разговорам людей вокруг, многим понравилось. Недовольных лиц почти не было, разве что у детей — они очень быстро начинают скучать и шуметь.
Историческая справка
Музей подводных лодок в Балаклаве был построен в рамках программы по защите основных военных и промышленных проектов от воздействия ядерного оружия, принятой еще в сороковых годах.
В 1954 году был утвержден проект объекта 825 ГТС, а в 1959 году там же началась постройка объекта 820. Первая подлодка встала на ремонт в доках базы в 1961 году. Последняя — в 1991 году. В 1994 году база была передана в ведение города и частично разграблена населением.
Информация для посещения
Музей открыт со среды по воскресенье с 9-20 до 16 часов. В понедельник и вторник — закрыто. Касса работает в те же дни, но: с 9-10 до 16 часов, обед с 13 до 13-30.
В пиковый период, то есть летом и весь сентябрь, билеты распродаются за пару часов, поэтому не факт, что приехав после обеда, вы попадете на пешую экскурсию.
Цена билета — 300 рублей за пешую экскурсию и 500 рублей за водную прогулку по тоннелям на катере.
Несмотря на то, что музей не является частной лавочкой, оплата в кассе возможна ТОЛЬКО НАЛИЧКОЙ.
Как добраться
На общественном транспорте: от ЖД вокзала Севастополя до остановки «Пятый километр» на троллейбусах 17 и 20, либо маршрутки 17, 20 и 26. От остановки до Балаклавы идут маршрутки 9, 94 и 99. Вам ехать до остановки «Оболонь». Дорога от этой остановки пешком на западный берег бухты занимает 15 минут.
На машине: по навигатору до самого музея вас доведет ЯндексКарта. Рекомендую не вставать непосредственно рядом со входом и не проезжать дальше по набережной, после него. С наплывом посетителей тут становится тесновато, машины паркуются где как, а люди ходят табунами. Лучше парковаться метрах в 200 от входа, на площадке у газовой трубы или даже еще раньше. Уезжать будет гораздо проще.
На карте
Большой выбор отелей есть на Booking. У них нормальные цены, но не лучшие! Можно найти тот же отель на 20% дешевле через RoomGuru. На телефоне удобнее через их моб приложение для Android и iOS.
Выбрать страховку сейчас очень сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договора и сам пользуюсь страховками.
Музей подводных лодок в Балаклаве объект 825ГТС
Балаклава располагается в одноименной бухте, представляющей собой узкую полоску моря длиной 1,5 км и довольно большой глубиной – до 36 м. Это место упоминалось ещё в «Одиссее» Гомера, главный герой которой останавливался в бухте со схожим описанием.
С античных времён бухта использовалась в ходе военных действий, подтверждение чему можно найти в трудах Птоломея, Плиния, Страбона и других древних авторов. В средневековье бухту активно использовали генуэзцы, а в XVIII веке в годы русско-турецкой войны здесь состоялось крупное морское сражение, закончившееся для турецкого флота сокрушительным поражением.
Так, одной из главных достопримечательностей Балаклавы считается музейный комплекс, расположенный под землёй, на ранее действующей базе подводных лодок. Уникальный комплекс засекреченных объектов периода «холодной войны», широко известный в наши дни как «Объект 825 ГТС», является одним из филиалов Военно-исторического музея фортификационных сооружений.
Туры и путевки в Крым
Рекомендуем сравнивать цены на туры на сайтах: Travelata или Level.Travel. В стоимость тура включены: авиаперелёт, трансфер из аэропорта до отеля и обратно, проживание и питание в отеле и медицинская страховка.
Объект 825 ГТС — немного истории
В послевоенные годы СССР и США, стремительно наращивали свой ядерный потенциал, при этом угрожая друг другу нанесением сокрушительных ударов.
После осуществлённых Вооружёнными силами США атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (Япония) в августе 1945 г., СССР была принята программа, предусматривающая проведение ряда мероприятий с целью укрытия мирного населения и важнейших объектов как города Севастополя, так и флота.
Для этого руководством СССР было принято решение найти в Крыму такое место, где атомные подлодки могли бы базироваться для нанесения ответных ударов противнику. Выбрано было уникальное природное место – глубоководная Балаклавская бухта, которая не видна с моря и надёжно защищена от штормов.
В 1947 г. проект сложнейшего фортификационного сооружения – противоатомного подземного комплекса, спроектированного институтом «Гранит», расположенным в Ленинграде, был лично завизирован И.В. Сталиным. Строительство началось в 1954 г. и круглосуточно осуществлялось военными строителями и профессиональными метростроевцами подземным способом в толще горы.
Общая площадь комплекса составила 15000 м 2 . По проекту, в его состав планировалось включить несколько автономных объектов: топливное хранилище, ёмкость которого 9500 тонн; минно-торпедную часть; «гидротехническое сооружение» — тот самый объект 825 ГТС; ремонтно-техническую базу (ныне известную как объект 820).
Объект 825 ГТС, как сооружение противоатомной защиты первой категории был создан с целью укрытия, ремонта и обслуживания подлодок, а также для хранения боеприпасов. Ширина подземного канала составляет на некоторых участках до 22 м, глубина – 8 м, длина – более 500 м. В нём могло свободно разместиться до 7 небольших подлодок.
База способна выдержать взрыв до 100 килотонн, а при атомном конфликте заводом мог быть принят весь рабочий персонал, руководство и экипажи с обеспечением питьевой воды, питания и жилья более чем на 30 дней.
Интересно! Название объекта было зашифровано кодом 825 ГТС, где «ГТС» для непосвящённых в целях конспирации могло означать «городская телефонная станция».
Пункт базирования подлодок использовался до 1993 г. Именно в этом году жителям города и стало известно о настоящем назначении засекреченного комплекса. После распада СССР Украиной было заявлено, что нужды у государства в данном объекте нет. Комплекс почти не охранялся, в результате чего был разграблен мародёрами. Всё ценное оборудование вскоре было вывезено в неизвестном направлении.
Позже «морским собранием» Севастополя в обращении к Балаклавской мэрии было предложено сделать на заброшенном объекте музей морской техники и подводного флота. Его открытие состоялось в 2003 г.
Официальный сайт
С актуальной информацией о базе подлодок можно ознакомиться на официальном сайте объекта.
Где находится?
- Популярная у туристов достопримечательность расположена в горе Таврос в западной части Балаклавы.
- Местоположение: Таврическая набережная, 22, Балаклавский р-н, г. Севастополь.
На карте
Добраться до музейного комплекса можно несколькими способами.
От севастопольского ж/д вокзала и автовокзала г. на троллейбусах №17 или №20, либо на автобусах №№17, 20, 26 необходимо доехать до конечной остановки «5-й километр». Далее – пересесть на маршрутку или автобус №№9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь», после чего – повернуть в правую сторону, на западный берег бухты. Пешая прогулка займёт около 15 минут.
От восточного берега бухты нужно проехать одну остановку на автобусах №№9, 94, 99 (ост. «Оболонь»), после чего повернуть в левую сторону, к западному берегу бухты.
Таже из любой точки в Балаклаву можно доехать на такси. Такси и трансферы удобно заказывать на Kiwitaxi.ru — это онлайн-система поиска такси и бронирования индивидуальных трансферов. Из плюсов:
- фиксированная стоимость
- встреча с именной табличкой
- круглосуточная поддержка
Подводный музей
Музей открыл свои двери для посетителей в начале июня 2003 г., как часть Музея военно-морских сил Украины.
В его состав включены памятники приморской фортификации, создававшиеся в сложнейших природных условиях: судоходный канал, ядерный арсенал объекта 820 РТБ ВМФ СССР и производственные помещения секретного объекта 825 ГТС.
Посетителям доступны далеко не все помещения бывшего подземного музея, что связано с тем, что многие из них остаются в аварийном состоянии, из-за чего передвижение по некоторым участкам может быть опасным. Осмотреть можно зоны вокруг канала, проходящего насквозь через гору Таврос, несколько заводских цехов и арсенал.
Для посетителей организованы экспозиции, рассказывающие:
- Об истории ВМФ;
- О подводных силах Черноморского флота СССР;
- Об аспектах «холодной войны».
- Действует также выставка, в экспозиции которой представлены раритеты Восточной войны (1853-1856 гг.).
- Посетители музея могут ознакомиться с образцами вооружения и военной техники, несколькими моделями боевых судов.
Цены на билеты
Стоимость билетов на посещение основного маршрута музейного комплекса с аудиогидом:
- входной билет для взрослых с 14 лет — 700 ₽.,
- для учащихся средних школ, студентов очных форм обучения (7-13 лет) – 350 ₽.
- для детей с 3 до 6 лет — вход бесплатный.
Возрастных ограничений для входа в музей нет. Билеты можно приобрести в кассе музея (наличный и безналичный расчет) или на официальном сайте по ссылке выше.
Для военнослужащих по призыву, ветеранов войны, участников боевых действий, воспитанников Суворовских и Нахимовских училищ, кадетских корпусов, курсантов военно-учебных заведений, многодетных семей, детей с 5 до 7 лет, детей-сирот, работников музейных учреждений России, инвалидов второй группы, руководителей экскурсионных групп вход в комплекс свободный.
Экскурсии
Посещение разрешается только в сопровождении экскурсоводов. Экскурсионные группы формируются из числа индивидуальных посетителей (до 70 человек) в день посещения.
- Последняя часовая экскурсия начинается в 19-30.
- Стоимость индивидуальной лекции-экскурсии для группы до 1 до 10 человек – 20.000 ₽.
Существует два варианта экскурсий:
- Первый – пешеходный маршрут, позволяет ознакомиться со всеми действующими экспозициями музея, арсеналом и моделями подлодок. Его протяжённость составляет около 1 км, а продолжительность экскурсии – чуть меньше полутора часов. Вход и выход на территорию находятся в разных частях набережной.
- Второй маршрут экскурсии проходит через подземный канал, а передвижение осуществляется на катерах. Минусом этого варианта является некоторая ограниченность в информативном плане. Экскурсанты лишены возможности осмотреть музейные тематические экспозиции, но могут увидеть места ремонта и стоянок лодок, систему погрузки боеприпасов и затворные системы.
Стоимость билетов на катерную экскурсия по каналу:
- взрослый (с 14 лет) — 600 ₽;
- детский (7-13 лет) — 300₽;
- с 3 до 6 лет — бесплатно.
Также мы советуем увлекательные экскурсии для отдыхающих и путешественников здесь: Tripster.ru – сервис необычных экскурсий от местных жителей и гидов, которые могут рассказать о самом интересном в своих городах.
Режим работы
- Музей работает ежедневно с 9:00 до 21:00. (начало последней экскурсии в 19-30)
- Кассы открыты с 8:45 до 19:00.
- Санитарный день (выходной) — последний понедельник месяца.
Описание — что вы найдете на территории?
В рамках пешеходного маршрута экскурсанты делают 12 остановок. Наибольший интерес для посетителей представляют два транспортных зала, минно-торпедная часть, транспортная потерна, сухой док, арсенал и запирающие конструкции подземного канала.
Важно! Видеосъёмка и аудиозапись на территории подземного комплекса запрещены. Непрофессиональная фотосъёмка осуществляется бесплатно, без права публикации в электронных и печатных изданиях.
В первом транспортном зале находится экспозиция, рассказывающая об истории строительства, представлены образцы оборудования, фотоматериалы. Второй зал служил местом проведения обслуживания, контроля и подзарядки торпед. Именно отсюда они по рельсам транспортировались на подлодки или в арсенал.
Арсенал, по отзывам посетителей, является самой интересной частью маршрута. В его помещениях с точностью воссоздана обстановка периода «холодной войны», а также представлен ряд экспонатов, посвящённых истории советского флота. Не меньший интерес представляют помещения, предназначенные для сборки и проверки боеприпасов, склады и транспортные пути.
Транспортная потерна представляет собой протяжённый подземный ход, проложенный в твёрдых горных породах, служивший для перемещения между подразделениями объекта. Одними из самых интересных для посетителей объектов, являются модели подлодок, размещённые в сборочном цеху.
Сухой док использовался ремонта подводных лодок, а над производственной площадью были оборудованы кабинеты руководителей, медицинский пункт и столовая.
Запирающие конструкции – батопорты, использовались для изоляции базы от внешнего мира со стороны Чёрного моря.
Смотреть видео
Завод по ремонту подводных лодок
За время существования базы, в ней побывало 155 экипажей подлодок, а в цехах подземного завода трудились лучшие специалисты. Оборудование, предназначенное для ремонта, парк станков и установки для зарядки аккумуляторов располагались на смежных с сухим доком площадках.