Medeatourvl.ru

Путеводитель путешественника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Камера обскура в тайском храме!

Камера обскура в тайском храме!

Храм Пра Тат Лампанг Луанг (Wat Phra That Lampang Luang) — самая значимая и определённо главная достопримечательность Лампанга. Да, звучит скучно, но не спешите закрывать статью — это не обычный храм. За ним есть история и невиданная раньше в тайских храмах камера обскура.

Главный храм Лампанга Ват Пратат Лампанг Луанг. Храм с камерой обскура в Таиланде

  • Храм Ват Пра Тат Лампанг Луанг: история и фото
  • Камера обскура в храме Wat Phra That Lampang Luang
  • Полезная информация

Храм Ват Пра Тат Лампанг Луанг: история и фото

Первое из необычного, что бросается в глаза, когда приезжаешь в храм Ват Пратат Лампанг Луанг, это кирпичная крепостная стена. Мы видели много тайских храмов, но такой — впервые. Выглядит он скорее как крепость, а не типичный храм.

Храм Ват Пратат Лампанг Луанг - главная достопримечательность Лампанга

Главный вход в храм Wat Phra That Lampang Luang:

Главный вход в храм Wat Phra That Lampang Luang

Один из входов в храм:

Главная достопримечательность Лампанга - храм Ват Пратат Лампанг Луанг

В одних источниках пишут, что храм был построен на месте крепости 8-ого века, которая использовалась для охраны дороги в Лампанг. Такая крепость называлась «wiang» и строилась на насыпном холме.

Другие источники утверждают, что храм относится к типу фортифицированных храмов, которые обносились стеной и назывались «wiang».

В любом случае, то, как сейчас выглядит храм, — это то, как он выглядел 600 лет назад, когда была заложена большая 45-метровая чеди с несколькими волосками Будды внутри.

Увидеть Ват Пратат Лампанг Луанг стоит по нескольким причинам:

  • Храм не перестраивался и выглядит так, как выглядели тайские храмы раньше: двор до сих пор усыпан песком (символизирует мировой океан), главный зал для молитв (вихарн) открытый, без стен.

Двор храма усыпан песком

Не самая лучшая иллюстрация песка во дворе храма, но всё же

  • Чеди не позолочена, а сохранилась в первозданном виде. Изначально пагода была облицована медными и бронзовыми вставками, которые окислялись на протяжении веков, и теперь можно видеть зелёные и синие оттенки.
  • Говорят, если загадать желание и обойти чеди три раза, то желание сбудется. Поэтому вокруг чеди постоянно ходят группы тайцев.
  • В здании Ho Phra Phuttabat можно увидеть не только слепок ступни Будды, но и эффект камеры обскура. Правда, входить туда можно лишь мужчинам.
  • Храм Wat Phra That Lampang Luang — прекрасный образец архитектуры в стиле королевства Ланна. Главный молитвенный зал Луанг построен из тикового дерева. Колонны, которые держат трёхъярусную крышу, искусно украшены позолотой. Да и сама крыша расписана и украшена резьбой по дереву.

Считается, что вихарн Луанг — один из старейших деревянных вихарнов в Таиланде.

Молитвенный зал в храме wat Phra That Lampang Luang

На территории храма есть ещё несколько красивых молитвенных залов, один из которых был построен в 1802 году. Но я не хочу утомлять вас описаниями вихарнов, поэтому перейду к самому интересному.

Статуэтка под деревом в храме Wat Phra That Lampang Luang

Камера обскура в храме Wat Phra That Lampang Luang

Здание Ho Phra Phuttabat находится позади чеди и всех вихарн. Оно выглядит настолько непрезентабельно, что больше похоже на подсобку, чем на место, где хранится отпечаток ступни Будды.

Здание, где хранится отпечаток ступни Будды

Если не знать заранее, что в здании что-то есть, то можно легко пройти мимо — никаких табличек, кроме «В обуви не входить», «Женщинам не входить». Кстати, последнее звучит как жуткий анахронизм.

Если зайти в здание Ho Phra Phuttabat и закрыть за собой двери, то на стене напротив дверей появится перевёрнутое изображение чеди. Если дверь открыть, изображение пропадёт. Это и есть эффект камеры обскура, а само помещение — простейшая камера-обскура.

Эффект камеры обскура в храме Лампанга

Слева — стена, когда дверь открыта. Справа — стена, когда дверь закрыта

Мы сняли небольшое видео, чтобы показать, как это всё выглядит на деле. А если хотите подробнее почитать про камеру-обскура, вот ссылка на вики.

На этом про храм всё. В следующих статьях расскажу про другие достопримечательности Лампанга и про сам город.

Читайте так же:
Отели Ханоя, Вьетнам. Карта отелей, цены. Отели в центре и около аэропорта

Полезная информация

Храм открыт для посещений с 7-30 до 17-00.

Вход бесплатный. В коротких шортах или футболках с вырезами входить нельзя. Слева от входа в храм есть прокат саронгов.

Покататься в конном экипаже 200 батов.

Храм находится в 15 км от Лампанга в деревне Ко Кха. Добраться на сонгтео будет стоить около 300 батов. Храм Wat Phra That Lampang Luang на карте:

Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

Маленькие хитрости великих классиков

Чета и зеркало

Портрет четы Арнольфини. Художник Ян ван Эйк. 1434 г.

Как разоблачить Вермеера Делфтского

Камера-люцида и камера-обскура

В начале XV века в европейской живописи начался Ренессанс, или Возрождение. По сравнению с портретами Средневековья, сухими и мало имеющими сходство с действительностью, картины вдруг приобрели невероятную жизненную достоверность. Искусство шагнуло вперёд семимильными шагами. С чего вдруг?

В 2001 году известный британский художник Дэвид Хокни устроил прямо-таки скандал в благородном семействе. Всё началось с того, что однажды, рассматривая в лупу искусные рисунки Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867), он подумал: как же они напоминают картины короля поп-арта Энди Уорхола, который имел обыкновение проецировать на холст фотографию и обрисовывать её! Вспомнить хотя бы банки супа Campbell’s (1962).

Дэвид предположил, что Энгр, возможно, использовал камеру-люциду (от лат. camera lucida – «светлая комната»): четырёхгранную призму, закреплённую на штативе, которая устанавливалась так, чтобы рисовальщик, глядя на неё сверху, одновременно видел и свою руку с карандашом, и отражение нужного объекта на листе белой бумаги, лежащем на столе. То есть изображения не было, но можно было, обведя контуры, его наметить и соблюсти пропорции.

Камера-люцида была запатентована в 1807 году. (Заметим, правда, что само устройство и эффект от него описал ещё в 1611 году Иоганн Кеплер в работе «Диоптрика»). Волшебная призма использовалась вплоть до изобретения фотографии. Так, именно с её помощью делал свои зарисовки на острове Новая Гвинея великий русский этнограф Николай Миклухо-Маклай. Он сам написал об этом в своей знаменитой книге.

Известно, что художники прошлого прибегали и к помощи ещё более древней камеры-обскуры (от лат. cameraobscura – «тёмная комната»). Она упоминается в V веке до н.э. в трактате китайского философа Ми Ти, описавшего эффект возникновения изображения на стене тёмной комнаты. Смысл был в том, что через небольшое отверстие в затемнённое помещение (или ящик) пускали яркий свет – и на противоположной стенке возникала перевёрнутая проекция объекта, находящегося по ту сторону отверстия. Изображение, правда, было размытым. Лишь позже открыли, что для чёткости отверстие надо было оснастить качественной линзой, какие появились лишь в XVI веке.

Блики на люстре

Итак, Дэвид Хокни предположил, что революционный переворот в живописи произошёл в те годы, когда у художников вовсю пошли в ход оптические приборы, линзы, зеркала. Доказательствам этого явления посвящён документальный фильм «Секретное знание» с участием Хокни.

В частности, в нём заснят его эксперимент с картиной мастера раннего Возрождения Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 г.), на которой детали выписаны с подозрительным тщанием.

Так использовалась камера-люцида. 1807 г.

Так использовалась камера-люцида. 1807 г.

Что касается люстры, то такого натурального изображения бликов на металле раньше никогда не встречалось. Расчёты Дэвиду сделал физик Чарльз Фэлко. Создав трёхмерную модель этого висячего подсвечника, они вычислили, что люстра написана в перспективе с одной точкой схода. А ведь камеры-обскуры с линзой ещё не существовало.

Подсказкой послужило выпуклое зеркало на стене. Оно представляло собой, конечно, обратную сторону вогнутого. Изготовить его было относительно просто: дно стеклянной сферы покрывали серебром, края отсекались. При этом задняя сторона изделия не затемнялась и тоже служила зеркалом, только выпуклым. То есть ван Эйк для создания картины воспользовался вогнутой стороной зеркала, которое способно проецировать картинку отражаемого. Копия люстры, освещённой ярким солнцем из окна, с помощью вогнутого зеркала проецировалась вниз головой на полотно со всеми сложнейшими бликами.

Читайте так же:
Съездили на остров Коконат с Пхукета. Ещё один райский уголок?

Кстати, по размеру спроецированная люстра точно совпала с написанной на картине. Зеркальце было небольшим, и максимальный размер проекции с его помощью составлял около 30 квадратных сантиметров. Так что случайно ли именно таковым является стандартный формат портретов эпохи Возрождения? Более крупные предметы приходилось складывать на картине паззлом из нескольких фрагментов.

Художники старались не афишировать свои секреты. Однако итальянский учёный Джованни Баттиста делла Порта в трактате «Magiae Naturalis» (1558) написал, как можно получать образы с помощью вогнутого зеркала: «Если ты не умеешь рисовать, то этот прибор поможет, а тебе останется только наложить краски».

Богатырское плечо красавицы Антеи

7Вермеер Молочница-деталь

Молочница (фрагмент). Художник Ян Вермеер. 1657-58 гг.

В 1500-х годах появились качественные линзы, камера-обскура была наконец усовершенствована: теперь можно было получить проекцию любого размера.

Но тут поджидали свои подвохи. Первый из них: прямая проекция из линзы на стену оказалась зеркальной. Поэтому, пока не снабдили конструкцию дополнительным зеркалом, герои на многих картинах оказывались левшами.

Вторая издержка применения камеры-обскуры также зафиксирована на полотнах величайших художников: некоторые фрагменты оказывались не в фокусе. Так, на картине Яна Вермеера Делфтского «Молочница» (1658) корзинка и хлеб на переднем плане выглядят чуть расплывчато, как это бывает на фотографии.

8Пармиджанино. Антея.1535

Антея. Художник Франческо Пармиджанино. Ок.1535—1537 гг.

О третьей типичной ошибке того времени вспоминали шесть лет назад, когда в Музей изобразительных искусств им. Пушкина впервые привезли из Неаполя один из самых знаменитых портретов эпохи Возрождения – «Антею» Пармиджанино (ок. 1535 г.). Самый частый вопрос, который зрители задавали гидам, касался странных пропорций её тела. Действительно, почему у красавицы такое богатырское правое плечо и чуть ли не медвежьи лапы?! А дело в том, что художник просто не слишком искусно воспользовался техникой. Ведь если какая-то часть проекции оказывалась не в фокусе, ему приходилось менять положение холста. В результате фрагменты «паззла» не всегда идеально соотносились по размеру.

В 2011 году в Пушкинском музее состоялась другая сенсационная выставка – картин Караваджо. И вновь на полотне «Ужин в Эммаусе» (ок. 1601) зрители собственными глазами увидели, что разведённые руки апостола Петра одинаковы по размеру, хотя левая к нам ближе и должна бы выглядеть крупнее.

В конце концов художники перестали стесняться своих ухищрений. Так, Каналетто (1697–1786) уже ничуть не скрывал, что использует камеру-обскуру, создавая свои восхитительные виды.

Один из величайших пейзажистов всех времён Клод Лоррен (1600–1682) обладал специальным мольбертом, в крышку которого изнутри было вмонтировано чуть выпуклое зеркало из тёмного стекла. Оно отображало пейзаж. А уж подправить искажённые краски природы было гораздо легче.

Только не надо думать, что Хокни и Фэлко покусились на великую славу гениев прошлого. С помощью одной только проекции, обведённой, а затем раскрашенной, создать шедевр невозможно. Художники всего лишь немного облегчали себе начало работы. А после первого сеанса с применением вышеописанной техники детали дописывались потом вокруг живого натурщика или манекена.

Вплоть до ножки стула

12Тим Дженисон в интерьере Вермеера

Тим Дженисон точно восстановил интерьер картины Вермеера «Урок музыки»

В 2008 году другой скептик, техасский изобретатель Тим Дженисон, тоже заинтересовался картинами Вермеера, назвав
их «цветными фотографиями 350-летней давности».

Он полностью воспроизвёл интерьер его полотна «Урок музыки» (1662–1665) в натуральную величину. Лишь лежащая на полу виола-да-гамба и турецкий ковёр были куплены, а все остальные предметы изготовлялись вручную. Натуральная древесина (ножки спинета и стула) обрабатывалась на станке в соответствии с оригиналом; рисунок на панелях спинета – копия с сохранившихся образцов этого музыкального инструмента XVII века и т.д.

Читайте так же:
Императорские гробницы в Хюэ

Оптическое приспособление Дженисона содержало линзу диаметром 4 дюйма с фокусным расстоянием 28 дюймов, вогнутое зеркало с фокусным расстоянием 12 дюймов и маленькое зеркало, установленное на штативе. На воспроизведение картины с его помощью ушло ещё семь месяцев! А на всю работу – год. Всё фиксировалось на видео, наснимали на 2400 часов.

80-минутный фильм «Тим и его Вермеер», как и «Секретное знание» Хокни, вызвал в мире огромный интерес.

Одно из оптических приспособлений Тима Дженисона Одно из оптических приспособлений Тима Дженисона

Посрамление искусствоведов

Что же доказал Дэвид Хокни, помимо того что гении Возрождения, несомненно, применяли вспомогательную технику? В первую очередь, что качественный скачок за

столь короткое время не с небес свалился. Теперь как на ладони видно, что работы многих историков искусства полны подтасовок и пустых размышлизмов и большая их часть подлежит пересмотру.

Что до титанической работы Тима Дженисона, то он не только не разоблачил Вермеера, но, напротив, ещё больше подогрел любовь к этому художнику, оставившему нам не более сорока небольших картин (в России Вермеера нет вовсе). И в очередной раз продемонстрировал, как же интересно проникать хотя бы в технические (о сокровенных нет и речи) тайны величайших мастеров!

Остаётся лишь добавить, что с развитием оптики линза сменилась объективом, а камера-обскура с появлением светочувствительных материалов превратилась в фотоаппарат. Французский театральный художник, танцор и канатоходец Луи Дагер хорошо чувствовал законы перспективы. Создавая диорамы, он применял камеру-обскуру, а затем опытным путём, экспериментируя с химическими веществами, фактически изобрёл фотографию. Его имя внесено в список величайших учёных Франции.

Художник Поль Деларош (1797–1856), впервые увидев отпечаток дагерротипа, воскликнул: «Сегодня живопись умерла!»

Но нет: просто в XIX веке в живописи вновь свершилась революция. Художники теперь своими творениями говорили более красноречиво, нежели фотография. В европейское изобразительное искусство вновь вернулись вольная кисть, не гнавшаяся за дотошностью, «неаккуратность», субъективность, а значит – мощный художественный вызов. В известном смысле предтечей изобразительного искусства ХХ века можно считать Ван Гога. Но понадобилось ещё сто лет, чтобы импрессионистов перестали называть чудиками и авангардистами, если не сумасшедшими.

Камера обскура в тайском храме!

Аватар сообщества "Диванные войска Pikabu"

Аватар сообщества "Реальные истории из жизни"

Аватар сообщества "Лига Общепита"

Аватар сообщества "Лига Труда"

Аватар сообщества "Специфический юмор"

Аватар сообщества "Чёрный юмор"

Аватар сообщества "Лига упоротых расчетов"

Аватар сообщества "ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ"

Аватар сообщества "Всё о кино"

Тенденции

Эффект камеры обскура на потолке комнаты

Можно наблюдать за проезжающими мимо автомобилями

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ

UPD: к посту имеются вопросы #comment_189636434

Все дело в физике, а точнее в камере-обскура — первым прототипом фотоаппарата, упоминание о ней встречается уже у Аристотеля.

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

Пришло время, когда камера стала размером с ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. В таком виде ее использовали художники для изображения работ, уже начиная с эпохи Ренессанса. Как раз в это время работы начали отличаться хорошей детализации.

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

Конечно же, старые мастера держали все свои приёмы в живописи под строгим секретом. Никто не хотел конкуренции. Данные факты стали известны исследователям уже позже при сравнении работ разных художников и эпох.

Самой нашумевшей картиной, в которой исследователи видят использование камеры-обскура стала работа Ян Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» 1434 года. Расположение мельчайших бликов, теней и рефлексов просто приводит в восторг. Особенно это было прорывом в 15 веке.

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

Леонардо да Винчи применял камеру для набросков с натуры. Он даже описал её в своём «Трактате о живописи».

Еще один яркий пример с работой Питера Геррица ван Роэстратена «Признание в любви (Буйный повар)» — все персонажи левши. Даже обезьянка держащая подол платья.

Читайте так же:
Почему не стоит ехать в Таиланд

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

Только в 17 веке камера-обскура обзавелась системой зеркал и призм, что позволяли не переворачивать изображения. Так появилась камера-люцида.

Благодаря камерам появились художники-документалисты, что писали детальнейшие сцены.
Например, Каналетто в 18 веке писал виды Венеции и Лондона благодаря этой техники и не скрывал этого факта.

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

Конечно же данной теории до сих пор находятся противники, однако на сегодняшний день можно считать практически доказанным, что революционный скачок в живописи, который сегодня связывают с эпохой Возрождения, на самом деле произошел во многом благодаря новейшим для того времени оптическим устройствам, которые «научили» художников рисовать предметы в перспективе.

Спасибо за внимание!

Здание через улицу отражается в комнате

Здание через улицу отражается в комнате

Все скидки и промокоды в одном месте

Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!

В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:

• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);

• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);

• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);

• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)

• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);

• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);

• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);

• товары для детей («Детский мир», MyToys, Mothercare);

• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);

• аптеки и здоровье ( Linzi.ru , iHerb, интернет-аптека 36,6);

• и еще куча-куча всего.

Фантастические "эксперты" и где они обитают

Фантастические "эксперты" и где они обитают

"Сделал простенькую камеру-обскура, наблюдал закат не вставая с кровати"

"Сделал простенькую камеру-обскура, наблюдал закат не вставая с кровати"

Владимир Набоков "Камера обскура"

Читая романы Набокова такие как «Король дама валет» или только что прочитанный мной «Камера обскура», я ловил себя на мысли о том, что меня исключительно поражает то, что эти романы написаны в конце 20х-начале 30х годов, настолько они современно читаются. Я не знаю ни одного писателя, который в то время писал настолько смело и опережая время. Темы , поднимаемые Набоковым всегда болезненны, за ними есть многие общественные табу, но в тоже время художественное выражение пороков, о которых пишет Набоков помогает нам лучше понять жизнь в ее не самом приглядном значении.

«Камера обскура» — это роман о двух возрастах, в которых в жизни мужчины и женщины часто наблюдается кризис. В этом романе они встречаются. Мужчина с кризисом среднего возраста, который начал чувствовать скуку от жизни и хочет эмоциональной встряски и 16-летняя девочка-подросток, которая получила плохое воспитание и в силу своей незрелости даже не подозревает, что же такое совесть. Как вы понимаете встреча этих персонажей не может привести ни к чему хорошему , она приведет как минимум к неприятностям, а как максимум станет трагедией, как и произошло это в романе.

И всё же для меня этот роман — роман о семейных ценностях. Хотя сначала и кажется, что наоборот. Он ярко показывает то, как ничтожна жизнь, в которой нет места совести, любви и уважения к родным и близким. Герои романа с одной стороны вызывают омерзение, а с другой стороны становится их жалко. Потому что они хоть и состоятельны в финансовом плане, но они бедны внутри и с этой бедностью жизнь намного ужаснее, чем с бедностью материальной.

Ящик познания: знакомство с камерой-обскурой

Изобретение кинематографа открыло новую эпоху в современной культуре. Однако успех братьев Огюста и Луи Люмьер, которых традиционно — и неправильно — считают изобретателями кино, не был связан с открытием по-настоящему революционной технологии. Братья Льюмьер лишь довели до коммерческого использования множество идей, витавших в воздухе и опробованных на тех или иных устройствах в различных странах. По большому счету, люди познакомились и начали экспериментировать с оптическими иллюзиями в очень давние времена. Вместе с киноведом Гором Мелконом мы начинаем цикл публикаций об истории и теории кинематографа, уделяя особое внимание техническому, технологическому и физиологическому аспектам. Наш первый материал посвящен простейшему оптическому прибору — камере-обскуре.

Читайте так же:
Как добраться на остров Пангкор? Автобус из Куала Лумпура, ночевка в Лумуте

Так выглядит перевернутое изображение объекта, излучающего свет, на задней стенке камеры-обскуры

Камера-обскура (буквально с латинского — «темная комната») — простейшее приспособление для получения оптических изображений; в хрестоматийной вариации представляет собой затемненную коробку со сквозным отверстием, через которое внутрь проникает свет, отображая на задней стенке идентичную (по цвету и форме), но инвертированную (по вертикали и горизонтали) фигуру излучающего или отражающего его объекта. Так же работают наши глаза, однако встроенный в мозг графический редактор повторно переворачивает картинку.

Говоря о камере-обскуре, мы, как правило, подразумеваем примитивный рукотворный аппарат, однако важно разграничить «искусственные условия» от «естественного явления», допускающего адаптацию пространства (комнаты, портшеза, палатки, коробки), но не предполагающего ее.

Эффект камеры-обскуры возникает и в природе, — например, если во время частного солнечного затмения свет проходит через узкие зазоры между листьями деревьев, на земле образовываются серповидные тени, над которыми размышлял Аристотель (или его последователь) в 15-й книге «Проблем».

Тени во время солнечного затмения

Абелярдо Морелл (1994)

На рубеже V и IV веков до нашей эры моисты составили трактат «Мо-цзы», названный в честь одноименного философа — родоначальника их доктрины, изложением которой и является упомянутый труд. В нем, помимо прочего, содержится рассказ о возникновении перевернутого изображения на стене затемненного помещения — с краткой, общей, но верной интерпретацией:

Из трактата «Мо-цзы»

Свет падает на человека — стрелами.
Свет от человека попадает в отверстие, формируя его картину.
Свет от головы человека — в нижней части картины.
Свет от ног человека — в верхней части картины.
Все потому, что свет переворачивается в отверстии.

Книга 10, глава «Разъяснение канона», часть вторая

Это древнейшее (из дошедших до нас) описание камеры-обскуры, которую сами моисты нарекли сокровищницей. Есть, однако, предположение, что такое обозначение обусловлено иероглифической ошибкой копииста, в оригинале же якобы подразумевался экран. Гипотеза недоказуемая, но небезосновательная: трактат частично утрачен и местами невнятен во многом из-за неполных и неточных переписок.

До X века, то есть еще полторы тысячи лет после моистов, косвенно, но явственно писавших как о прямолинейном и независимом распространении света, так и об излучающих и отражающих его объектах, в ученом мире преобладало мнение, что это наши глаза испускают энергию, как бы сканируя предметы.

Иоганн Кеплер, рассматривая камеру-обскуру как модель человеческого глаза, установил, что визуальный образ, вопреки тогдашним представлениям, формируется не в стекловидном теле, а на сетчатке. Он же в «Дополнениях к Вителлию» (1604) впервые употребил ныне общепринятое название устройства.

В англоязычной литературе, кстати, дифференцируют понятия “camera obscura” (оснащена фокусирующей оптикой) и “pinhole camera” (лишена факультативных элементов); последнее, в свою очередь, ошибочно отождествляют со стенопом — фотоаппаратом с отверстием вместо объектива.

Следует подчеркнуть, что камера-обскура и пинхол-камера являются не вариациями, а формациями — функционально они взаимозаменяемы, но качественно не равносильны: оптика делает изображение резче и ярче.

Сейчас камера-обскура воспринимается как незатейливый фокус — сложно поверить, что когда-то она была универсальным инструментом для научного постижения и художественного переосмысления действительности: с ее помощью физики изучали лучевые и волновые свойства света; астрономы наблюдали небесные тела и явления; художники делали наброски с натуры — так, кстати, начался Ренессанс.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию