Medeatourvl.ru

Путеводитель путешественника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Катакомбы Неаполя: безмолвная тишина, веками хранящая свои тайны

Катакомбы Неаполя – подземный город в городе

Жители древних городов, таких как Неаполь, привыкли сталкиваться с классическими римскими наследиями, древними прудами и другими историческими артефактами, спрятанными под фундаментом своих домов.

Однако случайное открытие впечатляющей подземной сети древних ходов, заполненных ретро-автомобилями и забытыми реликвиями Второй мировой войны, стало совершенной неожиданностью.

История подземного Неаполя

Секретный лабиринт Неаполя был обнаружен в 2005 году в 150 метрах под площадью Пьяцца-дель-Плебишито, когда геологи проверяли породы под районом Монд-ди-Дио.

Построенная в 1853 году многоэтажная сеть туннелей была детищем короля Бурбона Фердинанда II, который, опасаясь беспорядков, решил, что ему нужен достаточно широкий подземный коридор, по которому его солдаты и лошади могли преодолеть расстояние от казарм до Королевского дворца.

Позже, в начале 1930-х годов, из-за нехватки места в многолюдном городе, туннели использовались как склады для конфискованных и контрабандных автомобилей.

Катакомбы Неаполя

Во время Второй мировой войны проходы и пещерные залы служили бомбоубежищами. Наконец, в начале 1950-х годов они были запечатаны и забыты.

Современная находка подземелья

В 2012 году 90-летний Тонино Персико, переживший неаполитанский период Второй мировой войны, вспомнил, как однажды в детстве прятался в лабиринте во время бомбардировки, и связался с геологом Джанлукой Минином, который раскапывал туннели. Персико сообщил ему о существовании убежища под Палаццо Серра ди Касано и дворцом за площадью Пьяцца дель Плебисцито.

В течение трех лет Минин и его команда очищали территорию, пока, наконец, в декабре 2015 года в память о людях, которые искали здесь спасения он не был включен в тур «Via delle Memorie» по галерее Бурбонов.

Неапольские катакомбы во Вторую мировую войну

Застойный воздух пропитан дурно пахнущей смесью плесени, гнили, а кое-где даже мочи. Идя по обожженной земле, мы проходим небольшие ниши, заполненные фонарями, лопатами и другим землеройным оборудованием. Очевидно, что земляные работы завершатся не скоро. В другом месте лабиринт туннелей переходит в узкие каменные коридоры, которые когда-то использовались для водоснабжения дворцовых колодцев.

Наконец спускаемся по последней лестнице и оказываемся в старом бомбоубежище. Во время войны лестница не освещалась, и, учитывая панику толпы, нет никакой гарантии, что вы доберетесь до укрытия живым и здоровым.

Воспоминания Альдо Де Хойя

Один из переживших войну – профессор Альдо Де Хойя, которому в то время было всего восемь лет, рассказал о трагическом инциденте, который до сих пор не может забыть: «Я знал девушку, красавицу по имени Эдина, с каштановыми волосами и зелеными глазами, которую толпа столкнула с лестницы и раздавила насмерть».

О дин из основателей музея Паоло Сола спросил, хотим ли мы услышать сирену, сигнализирующую об опасности в воздухе? Конечно. Одно дело слышать сирену кино, и совсем другое – почувствовать этот навязчивый и совершенно реальный звук в бомбоубежище, когда грудь сжимается, а все тело наполняется испугом.

«При обнаружении вражеских самолетов из Салерно и островов Искья и Капри сирена звучала три раза. Это означает, что самолеты уже в пути и у жителей есть около 15 минут, чтобы добраться в бомбоубежище. Вот телефон, которым пользовался менеджер по связям с общественностью», – рассказал он, указывая на прикрепленный к стене старый телефон с рукояткой.

Археологи оставили на видном месте старую ампулу и ржавый шприц, найденные при раскопках. Сола рассказал, что многие люди приходили в подземное убежище с открытыми ранами. Врачи пытались спасти их с помощью подручных материалов в узком помещении, приспособленном под полевой госпиталь, но у них почти не было лекарств.

Читайте так же:
Замок Хелленштайн: один из самых древних форпостов Германии

Многие из пострадавших заболели и недоедали, поскольку порт и железные дороги подверглись бомбардировкам, а еда доставлялась в Неаполь только на грузовиках и была предназначена для черного рынка.

Городская система водоснабжения была взорвана, поэтому небыло чистой воды. Электроснабжение было отключено и подземные беглецы полагались только на слабые батареи постоянного тока. Тысячи неаполитанцев потеряли свои дома во время бомбардировок и были вынуждены укрыться в туннелях, не зная, когда они смогут вернуться домой.

В десятке ступенек от лазаретов находятся туалеты, отделенные от душевых и раковин цементной стеной. Частью этого же пространства является огромный полузакрытый зал с тремя стенами, в котором могли спать люди. Там прямо на земле и сейчас разбросано несколько тонких матрасов, чтобы туристы могли посмотреть, как выглядело такое общежитие.

Когда исследователи начали рыть туннели, они наткнулись на портативные электрические плиты, ржавые жестяные кувшины и почерневшие горшки, раздавленные коляски для кукол, заплесневелую мебель и другие свидетельства того, что люди пытались создать в темноте и сырости подобие нормальной жизни.

Катакомбы Неаполя

Тяжесть их страданий ощутима и по сей день, однако жизнь здесь не всегда была безрадостной. Женщины и мужчины разделяли заботы и горе погибших на фронте родственников, а дети даже находили способы развлечься.

«Мы играли в разные игры, в том числе в прятки, но было очень легко заблудиться», – говорил Де Хойя.

Он рассказал, что запомнил парикмахера, стригущего мужские бороды, который «обычно брал пять фунтов, но когда все спустились в подземелье, то удвоил плату».

«Иногда кто-то брал в руки «O Sole Mio», – с ностальгией вспоминал Альдо Де Хойя и своим нежным и мелодичным голосом, без единого фальшивого тона, спел первые два куплета припева. «Песня – хороший способ избавиться от горя», – сказал пожилой мужчина.

Катакомбы Неаполя

Начиная со II века н.э. под Неаполем образовался комплекс подземных лабиринтов — катакомбы Сан-Гаудиозо (di San Gaudioso), Сан-Дженнаро (di San Gennaro) и Сан-Северо (di San Severo), на которые можно взглянуть и сегодня. На заре христианства верующие подвергались гонениям со стороны правителей Римской империи. Приверженцы новой веры были вынуждены уйти в подземелье, где они имели возможность строить храмы, проводить церковные обряды и хоронить своих единоверцев.

Катакомбы Сан-Дженнаро (Catacombe di San Gennaro)

Катакомбы Сан-Дженнаро

Древнейшее место погребения на территории Неаполя — это Сан-Дженнаро. Образовались они начали еще во II веке н.э., а свое нынешнее имя получили в IV веке, когда в одной из ниш подземелья был захоронен священномученик Януарий. Катакомбы продолжали расширяться до V столетия, по своему назначению эксплуатировались вплоть до IX века. Состоит место погребения из двух уровней – верхнего и нижнего.

Нижний уровень

Нижний уровень катакомб Сан-Дженнаро встречает посетителей древними росписями на сводах потолка. Дошли они до нас не в лучшем виде, но можно разглядеть рисунок Адама и Евы, языческой богини Виктории, Голиафа и Давида. От входа ведут три галереи, для осмотра доступна самая широкая — центральная часть. Здесь есть несколько мозаик, изображающих павлинов, который считался символом бессмертия, и виноградной лозы. Многие мозаики пострадали от бега времени и могут находятся на реставрации.

Читайте так же:
Достопримечательности Минска: что посмотреть в столице Беларуси

С правой стороны от входа можно увидеть место древнего крещения – баптистерий. Внешне это место похоже на песочницу, напротив которой видна ниша с троном епископа. Также справа находится небольшая подземная церковь, где хранится гробница еще одного святого — Агриппина.

Верхний уровень

Катакомбы Неаполя - Сан-Дженнаро фреска

На верхнем «этаже» захоронений Сан-Дженнаро между двумя уровнями располагалась гробница Януария. Ученые предполагают, что городское епископы с V по IX ст., были погребены именно в этих катакомбах. В Средние века была создана крипта епископов, где также упокоилось немало священнослужителей. Постепенно верхний уровень подземелий святого Януария превратился в подземную церковь.

Как добраться

Ближайшая станция метро к катакомбам – это Materdei, выход на улицу Materdei, дальше повернуть на улицу Amadeo di Savoia и идти до площади Tondo di Capodimonte.

  • Время работы: пн-сб с 10.00 до 17.00, экскурсии — каждый час. Воскресенье – с 10.00 до 1 ночи.
  • Стоимость объединенного взрослого билета, для посещения Сан-Дженнаро и Сан-Гаудиозо – 8 евро, а детского – 5 евро; Бесплатный вход – инвалидам и детям младше 6 лет;
  • Адрес: Via Tondo di Capodimonte,13, рядом с базиликой Incoronata Madre del Buon Consiglio.
  • Сайт:www.catacombedinapoli.it

Катакомбы Сан-Гаудиозо (Catacombe di San Gaudioso)

Катакомбы Сан-Гаудиозо - крипта

Расположены катакомбы Сан-Гаудиозо в северной части города. Названы они в честь святого Гаудиозо (Гауденция), который внес большой вклад в развитие Неаполя. Подземный лабиринт начали возводить в IV-V веке и до XVII использовались как христианское кладбище. К XVII веку подземелья были расширены доминиканским орденом.

Катакомбы Сан-Гаудиозо - страж амбулатории

В новых комнатах доминиканцы организовали амбулаторию, где тела погребенных располагали в особых нишах в вертикальном положении. На перегородку, закрывающую тело, наносили имя, звание и писали эпитафию. До настоящих дней в катакомбах сохранились остатки амбулатории, которые охраняет специальный страж. Вход в катакомбы замаскирован под невероятно высоким алтарем базилики Санта-Мария-делла-Санита (Santa Maria della Sanita).

Катакомбы Сан-Гаудиозо - алтарь

При входе туристы увидят несколько коридоров с небольшими ответвлениями. Вдоль стен будут видны горизонтальные ниши – это места для отдельных захоронений. Почитаемых людей погребали в небольших комнатах с арочным сводом (аркосолиях). На сводах аркосолий можно увидеть фрески V-VI столетия и сохранившиеся мозаики.

Описание

Катакомбы Сан-Гаудиозо - гробница св. Гаудиозо

В катакомбах размещена гробница святого Гаудиозо. В свое время святой был погребен в отдельной, выложенной мозаикой, аркосолии. Позже его мощи были перенесены в саркофаг, который использовался как алтарь. До сегодняшнего дня в хорошем состоянии сохранилась надпись на саркофаге, содержащая дату кончины и имя погребенного. Мозаика аркосолии повреждена, рассмотреть можно лишь отдельные фрагменты.

Катакомбы Сан-Гаудиозо - аллегорическая мозаика

Одной из хорошо сохранившихся ниш является аркосоль святого Ностриана. На мозаике можно рассмотреть рисунок в виде сияющего креста. На потолке ниши видна фреска с образом Христа и нескольких евангелистов, которые изображены в образах животных и птиц. Также в захоронениях Гаудиозо можно увидеть нишу святого Созия, украшенную фресками с изображением самого святого и мученика Стефания.

Читайте так же:
Достопримечательности Швейцарии: что посмотреть в одной из самых богатых стран мира

Как добраться

На станции метро Materdei, выйти к улице Via Materdei и идти прямо до улицы Santa Teresa degli Scalzi. Подняться выше по Santa Teresa degli Scalzi к площади Capodimonte. Далее нужно спуститься на лифте Аscensore Sanita к базилике.

  • Время работы: пн-сб с 10.00 до 01:00 ночи, экскурсии проводятся каждый час.
  • Адрес: Piazza Sanita,14, базилика Santa Maria della Sanità.

Катакомбы Сан-Северо (Catacombe di San Severo)

Представления о катакомбах Неаполя в средние века

Расположены катакомбы Сан-Северо неподалеку от захоронений Сан-Гаудиозо. Они были заложены в V веке, а свое название получили в честь епископа Северо. Погребальная сохранилось плохо, в подземелье можно увидеть кубикул с тремя нишами. Фрески катакомб считаются лучшим примером национальной живописи подземных захоронений. В уцелевших изображениях специалисты идентифицировали св. Петра, св. Януария, св. Павла и св. Северо. В средние века, после участившихся разграблений катакомб, останки епископа были перемещены из Сан-Северо в базилику Сан-Джорджио-Маджоре (San Giorgio Maggiore).

Катакомбы Неаполя: безмолвная тишина, веками хранящая свои тайны

Неаполь – столица итальянского региона Кампания. Это один из крупнейших городов Средиземноморья, а также один из старейших городов мира. Истоки Неаполя можно проследить до второго тысячелетия до нашей эры. Тогда здесь были построены греческие деревни бронзового века. Неаполь был постоянно населен людьми. И в те далекие годы, и в наше время. На протяжении веков в этом районе появлялись новые цивилизации, которые потом исчезали. И каждая цивилизация принесла что-то свое в этот город, способствуя его древней и эклектичной ауре. За свою долгую историю город пережил атаки, завоевания, революции, извержения вулканов, а также землетрясения. Достопримечательности Неаполя: каждый камень, каждый памятник в городе рассказывает свою часть истории. Но истоки легенд можно найти и под городом. Огромный интерес как профессиональных исследователей, так и туристов из разных частей мира представляют таинственные катакомбы Неаполя.

Таинственный знак на стене тоннеля под городом

катакомбы Неаполя

Тоннели формировались на протяжении веков

катакомбы Неаполя

Под Неаполем и его окрестностями находится подземная геотермальная зона и ряд тоннелей. Геотермальная зона в основном находится в районе вулкана Везувий (под обширной территорией, которая включает Помпеи и Геркуланум), а также в вулканическом районе Флегрейcкие поля (под Неаполем и до Поццуоли и прибрежного района Байя). Инфраструктурные проекты на протяжении веков формировали большие пещеры и подземные сооружения.

Мир под Неаполем – этот лабиринт подземных камер, тоннелей, каналов, водохранилищ, акведуков, катакомб, римских дорог, древних рынков, бомбоубежищ Второй Мировой войны, и даже остатков театра Нерона. Некоторые участки отлично сохранились. Самые древние артефакты, найденные здесь во время раскопок, относятся к концу доисторической эры (около 5000 лет назад).

Один из резервуаров для воды

катакомбы Неаполя

Весь регион состоит из туфа, сформировавшегося в течение тысячелетий из уплотненного вулканического пепла, выброшенного во время извержений. Туф – мягкий камень, хорошо поддающийся обработке. С древних времен он использовался в качестве строительного материала.

Карьеры начали создавать греки, которые в III веке до нашей эры добывали здесь туф для строительства храмов и домов в Неаполе. Вход в шахту, где добывали туф, называется Occhio di Monte или «глаз горы». Впоследствии эти дыры использовались в качестве гробниц.

Читайте так же:
Достопримечательности Ухани: то, что мы не знали об одном из самых интересных городов Китая

Подземная система обеспечивала город пресной водой

катакомбы Неаполя

Древние греки также использовали пещеры этого района как водохранилища, к которым строили акведуки для подачи пресной воды из источников близлежащего региона Серино. Позже, во времена римлян, сеть подземных акведуков была разработана во всех направлениях. Был создан акведук, из которого вода поступала в фонтаны, виллы и дворцы. Были выкопаны колодцы, чтобы дать людям доступ к водохранилищам, находящимся внизу.

К началу XVI век город так вырос, что старые водопроводы и водохранилища не могли обеспечить его водой. Поэтому богатый аристократ Чезаре Карминьяно построил новый акведук. В начале ХХ века старая система водоснабжения была заброшена. Городские власти построили современную систему обеспечения водой своих граждан.

Остатки театра

катакомбы Неаполя

катакомбы Неаполя

Граждане Неаполя прятались в подземной сети от воздушных налетов во время Второй мировой войны. В то время многие карьеры были расширены и добавлены винтовые лестницы.

Во время Второй мировой войны были построены винтовые лестницы

катакомбы Неаполя

Реконструкция старой туфовой шахты

катакомбы Неаполя

Сегодня в катакомбы Неаполя могут попасть туристы — по подземельям организовываются экскурсии. В большой каменной полости под площадью Кавур есть и музей. Во время раскопок под городом открываются выставки артефактов, а также остатки древнего театра, в котором император Нерон исполнял свои пьесы. Можно увидеть даже его личную гримерку!

Катакомбы Неаполя: безмолвная тишина, веками хранящая свои тайны

  • 52

Вечером современный человек выходит на улицу. Он идет в театр, в цирк, на бал, на матч боксеров или в кино; в последнем случае он становится жертвой фильма, который «нельзя пропустить». Поздно ночью, вернувшись домой, он читает в постели или засыпает под звуки джаза, которые в любой час суток щедро разливает радио. Городской житель сознательно или бессознательно терпит все это, мечтая об отпуске, который принесет ему избавление.

Когда приходит пора летних отпусков, человек колесит по стране в поисках какого-нибудь прибежища, где можно отдохнуть и развлечься, но часто такое место оказывается жужжащим, шумным, как улей, пляжем, курортом, столь же беспокойным, как и тот город, который является постоянной резиденцией отпускника.

Я не мизантроп, но право, иначе, как плачевным, нельзя назвать такое положение вещей. Приходится сожалеть, что так много людей лишено физического, а стало быть, и душевного спокойствия.

Увы, вряд ли это положение можно исправить, утверждая, сколь благотворно одиночество, и настойчиво доказывая, что пещерное одиночество благотворно воздействует на разум и душу. Я рискую вызвать улыбку на лицах недоверчивых читателей, но право же, подобное уединение можно рекомендовать как целебное средство, которое способно «ввести в разум» всех, страдающих от переутомления и прочих вредных воздействий современной, оглушительно шумной жизни.

Пещеры, если их не бояться, приносят полное умиротворение и идеальный отдых. Мне не раз приходилось слышать от моих коллег-спелеологов, что стоит лишь им очутиться под землей, и они полностью забывают о своих заботах и беспокойствах, кажется, будто все свои невзгоды они оставляют у входа в пещеру, и в меру этого забвения очень быстро теряется и чувство времени. Я и сам многократно испытывал нечто подобное.

Читайте так же:
Нёрдлинген: симпатичный немецкий городок, который расположился прямо в метеоритном кратере

Жермен Гатте, мой друг и участник многих подземных исследований, часто в конце недели навещал меня. Он казался усталым и озабоченным, и это было вполне понятно — он руководил важным промышленным предприятием. Но как только Жермен облачался в землисто-серый, покрытый заплатами комбинезон и водружал на голову каску, как только он входил в пещеру или ставил ногу на перекладину электроновой лестницы, спускаясь в очередную пропасть, он моментально обретал увлеченность, энергию и хорошее настроение. Наиболее беспокойные и трудные часы подземной страды всегда оказывали на него благотворное физическое и моральное воздействие. Нередко упорные головные боли, которым он был подвержен на земле, под землей проходили бесследно.

Пятнадцать лет блуждали мы с женой, исследуя подземелье Пиренеев. В этих бесконечных скитаниях мы всегда воздерживались от неуместных проявлений чувств, от каких бы то ни было восклицаний. «Никакой лирики под землей» — таков был наш уговор. Мы передвигались безмолвно, чтобы не нарушать торжественную тишину и величавое шествие чудесных видений, которые открывались нашему зачарованному взору. Мы общались полунамеками, полужестами, взглядами. Нам достаточно было легкой улыбки, мы ведь понимали друг друга без слов — этому научили нас незабываемые годы поисков в таинственных недрах. Мы выбирались на свет грязные, жалкие, в изорванной одежде; наш вид вызывал сострадание или насмешки, но, несмотря на физическую усталость, мы чувствовали себя юными, души наши обновлялись, мы были полны боевым задором и готовы были тут же приступить к новым походам. Недавно, найдя забытый блокнотик, я перечитал несколько любимых изречений, написанных рукой моей дорогой жены. Все они созвучны нашим общим склонностям, хотя, несомненно, ни один из этих авторов никогда не занимался спелеологией.

«В уединении я нахожу тайную сладость»

Лафонтен

«Тишь! Мгла! Торжественная пара, величественное дитя античной ночи!»

Юнг

«Всегда найдется достаточно уединения для тех, кто достоин его»

Барбей д′Орвильи

«Тишина, подруга отдохновения, наполняет уединение»

Десман

«Он вступил в черную необъятность, неся перед собой, как факел, свое сердце»

Леон Блуа

«И мы в безмолвной тишине

Услышим шепот тайн природы»

А. де Ренье

«В непроглядной мгле не гаснет надежда увидеть свет»

Доктор А. Каррель

«Сильна лишь тишина, все остальное — слабость»

А. де Виньи

Мрак, Уединение и Безмолвие в самом деле, кроме физической пользы, приносят сосредоточенность, прилив воспоминаний о пережитых опытах и размышлений о поучительных уроках.

Подземный мир больше, чем что бы то ни было, предрасполагает к созерцанию, неумолимо поражая воображение торжественностью и величием…

Кастель-Мурлон, Сен-Годан (Верхняя Гаронна)

Декабрь, 1959 года

Примечания

В книге Н. Кастере «Тридцать лет под землей» (М., Географгиз, 1959) фамилия этого исследователя пещер дана в транскрипции «Лубен». — Прим. ред.

Mondmilch (лунное молоко) — термин немецкого происхождения. Так называют вязкую, иногда почти текучую известковую массу, насыщенную водой; эта масса порой обволакивает внутренние стенки пещер и колодцев, особенно в горах, где воздух в этих пустотах весьма холодный.

Тальвег — наиболее углубленная часть долины, по которой постоянно или периодически (при ливне, снеготаянии) пробегает вода. — Прим. ред.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию