Medeatourvl.ru

Путеводитель путешественника
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Катакомбы святого Каллиста: одни из самых известных среди десятков подземных лабиринтов Рима

Катакомбы Святого Каллиста в Риме

Катакомбы Святого Каллиста в Риме

Сейчас это странно представить, но в начале новой эры христианство не было господствующей религией. Кровью и муками насаждалось оно в Римской империи, о чем свидетельствует появление многочисленных святых, погибших за веру.

катакомбы

Хоронить своих мучеников и прочих сторонников новой религии приходилось на языческих кладбищах. И лишь ко II веку нашей эры богатые христиане открывали свои семейные места захоронения братьям по вере, а иногда церковь выкупала территорию и устраивала на них христианские кладбища. Так образовались в Вечном городе катакомбы Святого Каллиста — подземные усыпальницы раннехристианской эпохи. Узнать подробнее о зарождении христианства можно на тематической экскурсии по Риму.

История катакомб

Новое подземное кладбище вырезали в пористом туфовом камне за пределами тогдашних стен Рима, вдоль Аппиевой дороги. Уже к III веку оно стало официальной усыпальницей Римской церкви, здесь хоронили римских пап, святых мучеников, сановных господ и рядовых верующих. К гробницам святых в дни их памяти совершались паломничества.

Аппиева дорога

После V века христианство в буквальном смысле слова вышло из подполья и вернулось к традиции погребать своих мертвецов в земле, а особо почетных — в храмах. Оставленные христианами катакомбы стали подвергаться варварским разграблениям. Не в силах это стерпеть, римские папы повелели достать мощи мучеников и доверить их защите городских церквей.

Постепенно про катакомбы Святого Каллиста забыли — потеряли даже место, где они располагались. Лишь по прошествии многих веков археолог Джованни Баттиста де Росси вновь раскопал этот некрополь — конечно, не с первоначальной целью, а для изучения раннего христианства.

Кто такой Святой Каллист?

св. Каллист

Каллист (Калликст) — римский папа, организатор и управитель сего погребального комплекса, которому «по должности» тоже присвоили звание святого. Источники либо поют ему слащавые дифирамбы, либо подвергают критике. Особенно преуспел в этом оппозиционер-антипапа Ипполит. Из сочинений Ипполита следует, что Каллист управлял банком и промотал деньги порядочных христиан, бежал, был пойман и сослан на каторгу. Каким образом человека с такой репутацией избрали на папский престол, яростный противник Каллиста толком не объяснял, однако продолжал обвинять нового папу в снисходительном отношении к грешникам, пропаганде ереси и отсутствии моральных правил.

дорога к катакомбам

В заключение остается добавить, что и папа Каллист, и антипапа Ипполит нашли свое место в католических святцах.

Как выглядят катакомбы?

Они представляют собой подземные переходы и галереи в четырех уровнях, общая длина подземелий — более 19 км. Иногда они завершались прямоугольными склепами (кубикулами). Идеи равенства и братства в то время были непопулярны, в том числе и после смерти. Рядовых верующих хоронили вдоль узких галерей, укладывая тела в ниши ярусами, словно сыр на хранение. Знатным господам и священникам места для погребения полагались в кубикулах. Высшее духовенство удостаивалось чести пребывать после смерти в Крипте Пап — просторных гробницах с колоннами. «Маленький Ватикан» — так назывался этот почитаемый склеп.

катакомбы. Захоронения пап

Вечно гонимые, первые христиане не могли говорить прямо и стремились запечатлеть знаки своей веры на постоянных носителях. Что может быть крепче камня? Они вырезали христианскую символику на могильных плитах: на многих из них исследователи находили монограмму Христа, состоящую из переплетающихся букв греческого алфавита Χ и Ρ. Это означало, что под плитой лежит христианин. Сложился язык символических изображений, где голубь — символ божественной души; птица Феникс символизирует воскрешение; павлин — бессмертие; альфа и омега — начало и конец всего сущего.

фрески на стенах катакомб Св.Каллиста

Когда христианство стало официальной религией Рима, характер захоронений изменился: стены стали украшать фресками и мозаиками, гробницы знатных горожан сопровождались картинами их профессиональной деятельности.

Никаких мумий, как в катакомбах капуцинов, здесь конечно не осталось (все вынесли подлые варвары!). Только в одном из склепов — крипте Святой Цецилии, — в память о мученице поместили в нишу белую статую, завернутую в саван. Христиане веками почитали Святую Цецилию, покровительницу духовной музыки. Живописцев тоже привлекал этот образ — ее частенько изображали с музыкальными инструментами на полотнах духовного содержания, хотя реальная Цецилия к музыке не имела никакого отношения.

Информация для посетителей

катакомбы Св.Каллиста

Стоимость билета: 8 € — полная цена; 5 € — льготный тариф. Для детей и военнослужащих скидки, детям до 5 лет бесплатно.

Адрес: Via Appia Antica, 110. Закажите здесь тур по древней Аппиевой дороге, и вы увидите еще много интересного!

Как добраться от вокзала Термини?

Спуститесь в метро (линия В), через 6 станций сойдите на остановке Colosseo (Колизей). Затем сядьте на автобус 118 (в направлении Аппиевой дороги) и выйдите на остановке Catacombs of St. Callixtus.

Время работы: с 09:00 до 17:00. В среду и религиозные праздники — выходные.

Рим подземный

«В Риме есть что-то даже кощунственное», — писала в 1960-х годах Анна Ахматова, ощутившая в этом городе накал непрекращающейся борьбы язычества с христианством. Его остро чувствуешь и сегодня. Здесь вас то и дело норовят схватить за рукав мелкие жулики, проститутки, торговцы подделками. Но есть и другой Рим — спокойный, величественный, сохранивший святыни христианства, мощи тысяч мучеников. Православного паломника, посетившего Вечный город, дороги непременно приведут в римские катакомбы. Они под землей, но возносятся над ней гораздо выше, чем гигантская колонна Траяна.

Catacombe

Зачем христиане первых веков спускались под землю?

Христианство пришло в столицу Римской империи во второй половине I века н. э. вместе с апостолом Петром и его учениками и сразу же нашло множество последователей среди людей всех социальных слоев, от рабов до консулов. Некоторое время христиан воспринимали безразлично — мало ли странных восточных культов приплыло в столицу из Азии. Новой верой в Риме сложно было кого-то удивить, а тем более вызвать чью-то ненависть. От представителей всех религий требовали только одного: чтобы они признавали богом императора. Разумеется, сами императоры, не считая психически нездорового Нерона, и большинство тех, кто признавал-таки их богами, в божественность кесарей не верили. Как сказал император Веспасиан в III веке н. э., «кто хочет убедиться, что я человек, пусть спросит об этом у раба, который выносит мой ночной горшок». Итак, это требование носило чисто политический характер. К христианам оно относилось точно так же, как и ко всем остальным. Но вот когда выяснилось, что последователи новой «иудейской секты» почему-то настаивают на существовании всего одного Бога, и Бог этот — отнюдь не император, христиане испытали на себе всю тяжесть карающей руки властей империи. Началась эпоха гонений.

Читайте так же:
Достопримечательности Зальцбурга: что посмотреть в городе, где родился Моцарт

И все-таки, вопреки широко распространенному заблуждению, первые христиане строили катакомбы не для того, чтобы прятаться от преследовавших их императорских солдат. В катакомбах никто никогда не жил. Да это и невозможно. Жить в подземном коридоре, где крупный человек едва не задевает стены локтями, где всегда темно, а вокруг лежат мертвые, невозможно. Главным назначением катакомб было захоронение умерших последователей Христа отдельно от язычников, совершение погребальных обрядов и иногда — Литургии.

Jules_Eugene_Lenepveu_The_Martyrs_in_the_Catacombs – Ш.Ленепвё. Погребение мучеников в катакомбах. 1855 год

Jules_Eugene_Lenepveu_The_Martyrs_in_the_Catacombs – Ш.Ленепвё. Погребение мучеников в катакомбах. 1855 год

Мы спускаемся по длинной, очень крутой лестнице, и каменные своды смыкаются над нашими головами. Меня сопровождает отец Эдуард, католический священник, иезуит и декан Богословского факультета Папского Восточного института. Он говорит по-русски с сильным акцентом. Белый свет ветреного зимнего дня исчезает за поворотом, и отец Эдуард тихо говорит: «Похоже на ваши Киевские пещеры, да?» Я вынужден признаться, что никогда не бывал в пещерах Киево-Печерской лавры. Отец Эдуард удивленно поднимает брови и говорит: «Мне кажется, каждый русский должен побыть там. Это очень важно, итальянцы заботятся про свою историю, а вы — меньше». Мои шаги глухо отдаются в каменных стенах, и я слушаю описание киевских пещер, о которых мне рассказывает католический священник-иезуит за тысячу километров от Киева. Отец Эдуард говорит, что отшельнические пещеры возле Киева и римские катакомбы очень похожи. Вся разница в том, что катакомбы — это кладбище, здесь никогда не жили христианские подвижники.

Кладбище единоверцев

Как правило, основой катакомб были частные владения, на территории которых состоятельные римляне, принявшие христианство, хоронили своих близких и домочадцев. Иногда владелец такого фамильного склепа завещал его Церкви для захоронения в нем всех христиан. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи на греческом и латыни, сохранившиеся на стенах катакомб святого Каллиста: «Усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам». Такие подземные захоронения расширялись, объединялись между собой и становились важной частью жизни первых последователей Христа.

Кстати, первые христиане — создатели катакомб, использовали слово «цеметериум» (от лат. «покои»). Катакумбосом называлось лишь одно из подземных кладбищ, впоследствии известное как катакомбы святого Севастьяна. После падения Римской империи лишь Катакумбос ( от греч. k atakymbos — углубление ) сохранился нетронутым и доступным для изучения историкам Средневековья, поэтому со временем все подземные захоронения стали называть катакомбами.

Callist_Cripta_papi Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто – один из тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. В III веке здесь были погребены двенадцать римских епископов, большинство из которых рпославились как мученики или исповедники. В V-VIII веках их мощи были перенесены в различные римские храмы

Callist_Cripta_papi Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто – один из тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. В III веке здесь были погребены двенадцать римских епископов, большинство из которых прославились как мученики или исповедники. В V-VIII веках их мощи были перенесены в различные римские храмы

Старейшие римские катакомбы появились еще в дохристианский период истории города. Однако только с приходом христианства в Рим они стали действительно важным явлением в жизни столицы империи.

Христианская община Рима считала своим долгом обеспечить всем единоверцам захоронение на христианском кладбище. Однако, не располагая достаточными средствами, первые христиане могли позволить себе лишь очень простые похороны. Усопшего омывали, иногда натирали благовониями и заворачивали в саван. После этого тело клали в стенную нишу и замуровывали отверстие терракотовой или, реже, мраморной плитой, на которой высекалось имя почившего и лаконичная эпитафия. В стену рядом с захоронением часто вделывался масляный светильник или сосуд с благовониями. Иногда в одну нишу клали несколько тел, как правило членов одной семьи, но большинство захоронений — одиночные. Ниши с телами умерших высекались в стенах катакомб в пять-шесть ярусов, поэтому, при узких проходах, коридоры катакомб очень высокие — иногда достигают пяти метров в высоту.

В более поздние времена простые ниши иногда заменяли на аркосолии — невысокие глухие арки в стене, под которыми в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие захоронения располагалось не сбоку, а сверху. В аркосолиях часто хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении Литургии.

Иногда в основных коридорах делали небольшие боковые комнаты – кубикулы, обычно служившие фамильными склепами или местами захоронения наиболее почитаемых мучеников и пап. Изредка встречаются в катакомбах могилы, выдолбленные прямо в полу кубикулов и даже проходов.

Людей, занимавшихся выкапыванием катакомб и содержанием их в порядке, христиане называли фоссорами. Их портреты часто встречаются на стенах — фоссоров изображали с инструментами их ремесла: кирками, лопатами и масляными лампами. Руководили фоссорами люди, специально назначаемые римским епископом. Большинство катакомб названы именно в честь этих управляющих, как, например, катакомбы Сан-Каллисто, названные так в честь протодиакона Каллиста, по поручению общины руководившего созданием подземных захоронений в I или II веке.

По образцу древних хранителей гробниц современные работники катакомб также называются фоссорами. Они проводят дальнейшие раскопки и являются проводниками по недоступным обычным туристам неосвещенным коридорам, составляющим большую часть катакомб.

Мозаика из храма св. Прасседы (II век) с изображением свв. Агнессы, Присциллы (слева), Прасседы (справа)

Мозаика из храма св. Прасседы (II век) с изображением свв. Агнессы, Присциллы (слева), Прасседы (справа)

«Да внидут во ад живи»

Отчасти из-за того, что христианские обряды часто совершались в подземных кладбищах, в I — II веках среди римского плебса ходили слухи, что христиане издеваются над трупами, закапывают живьем младенцев и т. д. Сплетни распускались с молчаливого согласия властей, искавших козла отпущения, на которого можно было бы свалить все социальные проблемы. На стенах катакомб св. Каллиста по сей день сохранилась выцарапанная кем-то надпись: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!»

Читайте так же:
Достопримечательности Марокко: что посмотреть в этой необычной стране

В катакомбах хоронили не только бедняков и рабов, не имевших фамильного склепа, но и жертв гонений, мучеников и даже епископов Рима. Именно отсюда произошел обычай служить Литургию на мощах святых. В катакомбах св. Каллиста похоронено девять пап и неисчислимое число мучеников, среди них — особо почитаемая итальянцами святая Цецилия ( II — III века). Дочь благородных родителей, она с юных лет уверовала во Христа и носила под пышными одеждами власяницу. Цецилия обратила к Богу своего жениха, молодого патриция Валерия, и еще множество римлян, за что и была приговорена к смерти. Мощи св. Цецилии были обретены в 1599 году, после чего скульптор Стефано Мадерно создал ее знаменитую статую, которая сейчас находится в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

Туф (порода, в которой выкапывали подземные галереи для захоронений) порист и очень мягок, почти крошится в руках, поэтому в нем можно выкопать сложные системы переходов, используя лишь лопаты, кирки и ломы. Зато на воздухе туф быстро твердеет, поэтому катакомбы и просуществовали так долго.

Как правило, в катакомбах были небольшие залы для собраний и трапезные для поминовения усопших. Светильников не было, катакомбы освещались либо через шахты, пробитые в потолке, либо свечами, которые посетители приносили и уносили с собой. Поэтому на большей части площади катакомб лежал непроглядный мрак. «Здесь такая темнота, что почти сбывается это пророческое изречение: “Да внидут во ад живи”», — писал блаженный Иероним, в молодости учившийся в Риме. В наши дни в той части катакомб, которую показывают туристам, на перекрестьях переходов висят голые лампочки, однако многие десятки километров подземных ходов так и лежат во тьме вот уже более пятнадцати веков. Прижимаюсь лицом к ржавой стальной решетке, отделяющей туристскую часть от лабиринта извилистых непроглядно-черных переходов, и пытаюсь представить, как чувствовали себя здесь наши далекие предшественники. Экскурсовод окликает, напоминая, что отставать нельзя — иначе потеряешься. Здесь немудрено заблудиться так, что и не найдут никогда.

Опустошенные и забытые

В V веке, с фактической легализацией христианства при Константине Великом, катакомбы перестают быть местом захоронения усопших, зато становятся местом активного паломничества — ведь в них были захоронены тысячи, если не десятки тысяч святых Западной Церкви. Паломники часто оставляли на стенах рисунки и надписи, впоследствии ставшие важным источником информации для исследователей. Но вскоре по указаниям римских епископов мощи святых стали переносить в городские церкви и соборы. Так, папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона, одного из крупнейших соборов Рима на тот момент, вывез из катакомб тридцать две (!) повозки с мощами святых, а при папе Пасхалии из катакомб было извлечено две тысячи триста мощей святых. Об этом гласит надпись на стенах одной из базилик.

Лишенные мощей мучеников, катакомбы были забыты. В Средние века их посещали лишь грабители могил и немногие любознательные путешественники. Лишь в XVI веке о катакомбах вспомнили снова. Их изучением занялся Онуфрий Панвинио, хранитель папской библиотеки, и Антонио Бозио, историк. Раскопки они не вели, а лишь спускались в уже известные катакомбы, копировали рисунки на стенах и пытались расшифровать надписи.

По-настоящему масштабное изучение катакомб началось лишь в XIX веке, и, как ни странно, важную роль в нем сыграл наш соотечественник. Помимо итальянских археологов Джузеппе Марки и Джованни Батисто Де Росси, большой вклад в исследование катакомб внес русский художник-акварелист Ф. П. Рейман, в конце XIX века создавший более ста копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

С 1929 года изучением и охраной катакомб занималась Папская комиссия священной археологии. С этого момента начинается тщательный сбор и опись всех предметов, найденных в катакомбах, от тел умерших до осколков глиняной посуды и серебряных монет.

Всего в Риме пять крупных христианских катакомб — св. Каллиста, Домитиллы, Присциллы, св. Себастьяна и св. Агнессы. Катакомбы св. Каллиста расположены возле Аппиевой дороги, той самой, по которой уходил из Рима потерявший надежду на успех своей проповеди апостол Петр. Здесь ему явился сам Христос. Спаситель спросил Петра: «Куда идешь?» Петр рассказал Господу о тяготах проповеди христианства в языческом и развращенном Риме, и Бог дал ему сил вернуться. Недалеко от входа в катакомбы св. Каллиста стоит небольшая церковь, построенная на том месте, где, согласно преданию, Петр говорил с Богом. У входа в эту часовню лежит гранитная плита с отпечатками двух ступней. Жители Рима говорят, что это — ноги апостола Петра.

Катакомбы Сан-Каллисто — самые крупные в Риме, они имеют протяженность в двадцать километров и содержат сто семьдесят тысяч захоронений. Туристам доступна лишь очень малая часть гигантского лабиринта, который еще не до конца изучен даже археологами. В этих катакомбах итальянцы с гордостью показывают приезжим первые известные историкам изображения Евхаристии. Также часто встречается изображение рыбы — одного из древнейших христианских символов.

Трудно описать ощущения, которые испытываешь, когда при тусклом свете голой электрической лампочки ты видишь полустертые, угловатые, бледные рисунки на могильных плитах, которые старше тебя на восемнадцать веков. Что чувствовал блаженный Августин, стоявший на этом самом месте полторы тысячи лет назад? А Лютер, который молился о даровании веры здесь же, в душных переходах римских подземных кладбищ?

Я поднимаюсь по крутым, истертым ногами миллионов паломников ступеням, открываю простую стеклянную дверь — такая могла бы быть в супермаркете или офисе — и выхожу на воздух. Меня встречает легкий запах померанцев, растущих у входа. Холодный зимний ветер после жара подземного лабиринта кажется обжигающим. Медленно бреду вниз по Аппиевой дороге — к центру города. Там меня снова встретят шум, крики, пыль, пестрая разноязыкая толпа. Здесь же – тихо и почти безлюдно. Катакомбы находятся в стороне от исторического центра и даже не обозначены на туристической карте, что не удивительно – в древнем Риме захоронения располагались за чертой города. Но только здесь, в этих не тронутых современностью подземельях, можно по настоящему прикоснуться к той далекой эпохе, которая именуется первохристианской.

Читайте так же:
Лак-Блан: удивительное альпийское озеро французского курорта Шамони

Катакомбы Рима

Все дороги ведут в Рим – Вечный город, колыбель христианства, вотчина великих завоевателей и несгибаемый перст кардинальных исторических событий. Дорога каждого гостя, посетившего итальянскую столицу, непременно приведет к римским катакомбам. Подземные лабиринты хранят множество вековых тайн, над тайнами и разгадками которых до сих пор ломают умы исследователи, археологи и ученые всего мира.

Большая часть подземных коридоров недоступна для просмотра, но самостоятельно попасть в хорошо изученные, адаптированные для массового посещения раскопки может каждый турист и христианский паломник.

Предлагаем отправиться в увлекательное путешествие сквозь века, узнать традиции, особенности быта древних римлян, изучить погребальные кельи и подземные галереи. В этой статье вы узнаете: какие катакомбы в Риме открыты для посещения, как в них попасть и сколько стоит билет.

Историческая справка

Сеть подземных городских туннелей была обнаружена при строительстве на Саларийской дороге в средние века. Находка датируется 1578 годом. Первые захоронения появились еще в дохристианский период. В окрестностях Рима найдено более тысячи гробниц и около 60 подземных галерей и склепов.

Создать такой глубокий извилистый лабиринт представлялось возможным только из-за качества грунта. Мягкая вулканическая порода легко поддавалась вырубке, но при этом была достаточно крепкой, устойчивой к обрушению.

Глубина римский катакомб достигает 30 метров, некоторые из них имеют от 3 до 5 уровней, общая длина сооружений – около 170 км. Стены самых известных римских катакомб демонстрируют искусство первых христиан, их украшают фрески, мозаика, рисунки с изображением библейских сцен.

Интересный факт! Существуют версии, что сооружения могли служить в качестве подвальных помещений для хранения припасов и укрытия от врагов, также это могут быть древние каменоломни. Но явным остается факт, что вырубленные в стенах ниши – это не что иное, как первые христианские места захоронения Риме. При раскопках было обнаружено множество скелетов, которые были замурованы в стенных нишах.

Сегодня древние подземные ходы – место, пользующееся завидной популярностью туристов. Из всех туннелей только 5 доступны для просмотра. Эти объекты электрифицированы, обзор проходит только в сопровождении гидов и служителей историческихдостопримечательностей. Также посещение катакомб включено в программы некоторых обзорных экскурсий по городу.

Катакомбы святого Каллиста в Риме

Строительство самых древних подземных сооружений, сохранивших первоначальный вид, датируется концом II века. Они пользуются наибольшей популярностью у паломников, на их стенах изображены первые христианские символы. Общая протяженность коридоров 20 км, площадь конструкции – 15 гектаров, некоторые сооружения уходят на глубину 20 метров. Катакомбы до сих пор изучены не полностью, но на сегодняшний день представляют собой самое крупное христианское кладбище.

Захоронение у Аппиевой дороги в начале III века значительно разрослось. По настоянию Каллисты, занимавшего пост Папы Римского, на кладбище было похоронено более 50 тысяч верующих, среди которых понтифики, множество монахов, великомучеников.

На что обратить внимание при осмотре катакомб Каллиста:

  • Гробница Пап – «маленький Ватикан», часть строений, обнаруженная при раскопках в 1854 году, в гробнице находятся 16 ниш, вырубленных в стене, в них были захоронены правители церкви и епископы;
  • Могила св. Цецилии – гробница украшена раннехристианскими фресками IX века;
  • Гробница пяти кубикул Св. Таин.

В общей сложности в подземных галереях обнаружено более полумиллиона саркофагов. Все они украшены фресками, изображающими сцены из Священного Писания, христианской символикой, молитвами, эпитафиями.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via Appia Antica, 110;
  • Как добраться: станция метро Пьяцца ди Сан-Джованни-ин-Латерано;
  • Режим работы: 09:00-12:00, 14:00-17:00;
  • Выходной: среда;
  • Стоимость билета: 5-8 евро.

Катакомбы св. Домитиллы в Риме

Самая крупная древнеримская усыпальница. Лабиринты находятся в районе Адреатинской дороги. Уже во II столетии здесь стали обустраивать семейные гробницы, а к концу IV столетия групповые склепы сформировали огромный четырёхуровневый некрополь. Протяженность коридоров более 17 км. В этом месте было обнаружено около 150 тысяч скелетов, часть найдена в щелях стен, некоторые кости вбиты прямо в камни.

Фамильные гробницы статусных римлян отличаются красивым оформлением. Искусство римских катакомб дает богатую почву для изучения жизни первых христиан.

Комплекс св. Домитиллы уникален тем, что в него входит просторная базилика, часть которой находится над уровнем земли. Постройка датируется IV столетием. Вплоть до IX столетия здесь хранились мощи знаменитых римских мучеников св. Ахиллея и Нерея.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via delle Sette Chiese, 282;
  • Как добраться: автобусы №30, 160, 670, 716, 714, от катакомб св. Каллисто 400 метров пешком;
  • Режим работы: 09:00-12:00, 14:00-17:00;
  • Выходной: вторник;
  • Стоимость билета: 8 евро.

Катакомбы св. Себастьяна в Риме

Подземная система ходов была найдена в южной части Рима, подземные ходы проложены параллельно Аппиевой дороге. Пустоты, появившиеся в следствии добычи пуццолана, первоначально пещеры были местом погребения язычников, позднее в них стали хоронить христиан. Некрополь назван именем святого великомученика Себастьяна, похороненного здесь в конце III века.

Конструкция ходов имеет сложную 4-х уровневую сеть туннелей, украшенных старинными фресками, изображающими религиозные сюжеты. Римские катакомбы демонстрируют искусство первых христиан.

Экскурсионная программа начинается с посещения базилики св. Себастьяна, выстроенной в XVII веке по приказу кардинала Боргезе. В изящном храме покоятся мощи Себастьяна, а также стрелы, пронзившие его тело и еще несколько священных для христиан артефактов.

Читайте так же:
Влколинец: колоритная старинная деревня на земле волков

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via Appia Antica, 136;
  • Как добраться: маршрут поезда №4, остановка Roma Tuscolana;
  • Режим работы: 08:30-12:00, 14:30-17:00;
  • Выходной воскресенье;
  • Стоимость билета: 5-8 евро.

Катакомбы Присцылы в Риме

Древний исторический объект находится вдоль Соляного маршрута, по которому переправляли возили соль. Строительство некрополя длилось 300 лет. Сооружение названо в честь женщины, отдавшей свои владения под гробницы. Лабиринты имеют несколько уровней общей длины коридоров 13 км. На стенах тоннелей изображены основные христианские символы римских катакомб: Богородица Оранта и Богородица с младенцем на руках. Фрески и многое изображения датируются II-IV веками.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via Salaria, 430:
  • Как добраться: метро до станции Piazza Bologna, на автобусе №86, 92, 310, остановка Piazza Crati;
  • Режим работы: 09:00-12:00, 14:00-17:00;
  • Выходной: понедельник;
  • Стоимость билета: 5-8 евро.

Катакомбы св. Петра и св. Марцеллина в Риме

Подземные ходы находятся в районе Лабиканской дороги. Строительство туннелей датируется II-III веками. После 20 лет реставрации и возобновленных раскопок исторический объект открыт для посещения. Чтобы увидеть настенные фрески кладбища, изображающие персонажей библейских сюжетов, необходимо спуститься на глубину 16 метров. Общая площадь комплекса более 18 тыс. м².

Информация для туристов:

  • Где находятся: Рим, Via Casilina, 641;
  • Как доехать: от Порта-Маджоре на трамвае до остановки Берарди;
  • Время работы: 10.00-14.00; 15.00-16.00;
  • Выходной: четверг;
  • Цена билета: уточняйте на официальном сайте.

Катакомбы капуцинов в Риме

За неприглядным фасадом небольшой церквушки с самом центре Вечного города скрывается достопримечательность, посещение которой не рекомендовано людям с неустойчивой психикой.

Крипта Капуцинов вызывает смешанные чувства. Убранство небольшой галереи с стиле рококо выполнено полностью из человеческих костей и черепов. Более 4 тысяч капуцинов, умерших за 300 летний период “украшают” склеп.

Информация для туристов:

  • Где находится: церковь Санта Мария делла Кончеционе, недалеко от площади Барберини, точный адрес Via Vittorio Veneto, 27;
  • Как добраться: на метро до станции Барберини;
  • Время посещения: 09:00-19:00, без выходных;
  • Стоимость входного билета: 10 евро.

В середине прошлого столетия в Риме были обнаружены еврейские катакомбы Винья-Рандани, которые являются лучшим образцом аналогичных подземных строений в городе. К сожалению, попасть туда простому туристу нельзя. Археологическая находка является частной собственностью.

Более подробную информацию обо всех исторических объектах вы сможете найти на их официальных сайтах.

Римские катакомбы

Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги.

Карта катакомб Присциллы

Карта катакомб Присциллы

Эти катакомбы представляют собой систему подземных ходов из туфа, зачастую образующих лабиринты. В их стенах для погребений проделывались прямоугольные ниши (лат. loculi) разной величины (главным образом для одного умершего, иногда для двух, и редко — для нескольких тел). На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и до сих пор закрытые (например, в катакомбах Панфила).

Катакомбы святых Петра и Марцеллина. Иосиф Вильперт

Катакомбы святых Петра и Марцеллина. Иосиф Вильперт

Само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium или cimiterium, др.-греч. κοιμητήριον «спальня») — «усыпальница», «кладбище». Лишь одна из coemeteria, святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление). В Средневековье лишь они были известны и доступны населению, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть катакомбы.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина слева — Адам и Ева, справа — Оранта (Иосиф Вильперт, 1903 год)

Катакомбы святых Петра и Марцеллина слева — Адам и Ева, справа — Оранта (Иосиф Вильперт, 1903 год)

Первые катакомбы у ворот Рима возникли в дохристианскую эпоху: так, например, сохранились иудейские катакомбы (итал. Catacombe Ebraiche) на Аппиевой дороге. В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения. Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала.

Ш.Ленепвё. Погребение мучеников в катакомбах. 1855 год

Ш.Ленепвё. Погребение мучеников в катакомбах. 1855 год

Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто – один из тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. В III веке здесь были погребены двенадцать римских епископов, большинство из которых прославились как мученики или исповедники. В V-VIII веках их мощи были перенесены в различные римские храмы

Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто

Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто

Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога». Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей.

Катакомбы

Христиане переняли во II веке обычай хоронить усопших (в том числе мучеников и жертв преследований при языческих императорах) в катакомбах, но они не являлись местом укрытия христиан. К V веку старые катакомбы были расширены, а также были построены новые. Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения Литургии на мощах святых.

Читайте так же:
Куда поехать из Глазго: 15 лучших идей для поездки одного дня

В катакомбы входили также гипогеумы — от латинского (лат. hypogeum) — помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare). В «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах, совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах…».

Раннехристианское богослужение в катакомбах святого Каллиста (гравюра XIX века)

Раннехристианское богослужение в катакомбах святого Каллиста (гравюра XIX века)

Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!».

Апостол Пётр проповедует в катакомбах (Ян Стыка, начало XX века)

Апостол Пётр проповедует в катакомбах (Ян Стыка, начало XX века)

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников. Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

  • папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых;
  • при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей святых.

Катакомбы в период II—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами. На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно велико: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.

Римские катакомбы

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. Fossorius, Fossorii). Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Их изображения также часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Катакомбы имеют несколько форм захоронений:

Ниши — лат. «Локулы» (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких (лат. loculi bisomi, trisomi…). Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубикулах.

Ниши

Аркосолии (лат. Arcosolium) — Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Этот более дорогой тип захоронений известен ещё с античности. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубикулах, чем в коридорах катакомб.

Аркосолии

Саркофаги (лат. Solium) — Относится к римской традиции погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для иудейских погребений. Захоронения в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли размещаться в аркосолиях.

Саркофаги

Кубикулы (лат. Cubiculum) и крипты — Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает «покой», покой для сна умерших. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами. Обнаружены кубикулы, в которых насчитывается до 70-ти и более локулов разной величины, расположенных в 10 и более рядов.

Кубикулы

Захоронения в полу — (лат. Forma — «канал, труба») — Встречаются в полах крипт, кубикул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мучеников.

Захоронения в полу

Захоронения в полу

Полный список известных катакомб можно посмотреть ЗДЕСЬ

В фильме студии «Неофит» — «Эпоха мученичества» серии «Церковь в истории» от начала и до шестой минуты фильма митрополит Илларион Алфеев рассказывает о Римских катакомбах и их значении в жизни римских христиан первых веков

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию