Комплекс Ризе: засекреченный подземный город Гитлepа
ЭКСКУРСИЯ ПО СЕКРЕТНОМУ ПОДЗЕМНОМУ ГОРОДУ ГИТЛЕРА
И хотя немцы пытались уничтожить следы существования этого секретного подземного города, комплекс Ризе в Совиных горах пережил войну. Огромные армированные, железобетонные залы и коридоры, где можно прокатиться даже на грузовике, теперь стали достопримечательностью, которая притягивает туда огромное число туристов. Неисследованный подземный город в Совиных горах в Польше, большая часть коридоров которого остается еще неразведанными, манит своей тайной любителей загадок истории…
Комплекс Ризе в Совиных горах. Секретный проект Гитлера.
Немцы построили подземный город на территории площадью более десяти квадратных километров. Известно, что подземные работы велись не только под замком Książ, но и в горах, в частности: в Вольфсбергских, Миттельбергских, в Säuferhöhen, в Saalberg, в Schindelberg и в Ramenberg.
Это место окутано тайнами и множеством легенд. Местные жители рассказывают, что в подземных коридорах немцы проводили работы над созданием чудо-оружия — Wunderwaffe, применение которого позволило бы Третьему рейху одержать победу во Второй мировой войне
Более правдоподобной считается теория, согласно которой подземные туннели этого комплекса использовались для хранения немцами похищенных произведений искусства, ценных предметов и грузов.
Часть разведанных подземных коридоров и проходов в настоящее время закрыта для туристов. Их нелегальное посещение может обернуться несчастным случаем.
Согласно одной из множества теорий о предназначении этого места, в комплексе Ризе немцы планировали начать производство ядерного оружия, в пользу которой говорит близость к подземному городу судетских урановых месторождений.
По некоторым подземным коридорам лучше всего передвигаться на лодке. Согласно историческим документам, при бурении подземных туннелей погибло огромное число принудительно работающих тут заключенных из концлагеря Гросс-Розен.
Не исключено, что эти подземные помещения были использованы фашистами для производства ракет «V1″ и «V2″, после того как в августе 1943 года во время воздушных налетов союзников был взорван ракетный завод на острове Узедом (Uznam). Однако, пока эту теорию невозможно подтвердить.
Многие коридоры открыты для посетителей, однако это лишь небольшая изведанная часть огромного подземного комплекса. Не известно, удастся ли когда-нибудь найти все тайные помещения и коридоры, поскольку большинство из них было уничтожено (взорвано) отступающими немцами. Это означает лишь то, что подземелье может хранить очень много секретов и сюрпризов.
Из немецких документов следует, что подземный город строили 30 тысяч еврейских узников концлагеря Гросс-Розен. Удалось идентифицировать имена только 7000 подневольных работников, остальные жертвы комплекса Ризе остаются неизвестными.
Под землей в Совиных горах сохранились улицы и узкоколейный железнодорожный путь, что дает историкам основание предполагать, что в планы немцев входило создание нескольких дорог ведущих к подземному городу, в том числе пассажирской железной дороги.
Это место до сих пор окутано тайнами и легендами. К сожалению, мы, наверное, никогда не узнаем, что на самом деле планировали делать в секретном подземном городе немцы, поскольку большая часть документов была уничтожена, а множество подземных помещений все еще не разведаны.
Теперь это место стало одной из таинственных достопримечательностей, которая храняи секреты Второй мировой войны.
Секретные подземелья Гитлера в Совиных горах.
Тайный проект Гитлера под замком Ксёнж.
Будка охранника перед одним из входов в подземный город Гитлера.
Открыта только часть коридоров тайного подземного города, некоторые из которых доступны для туристов
Железная дорога, ведущая в секретный город Гитлера.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Комплекс Ризе
Комплекс Ризе ( нем. Великан ) — кодовое название для немецкого подземного объкта в Совиных горах и под замком Ксёнз , ныне на территории Польши , близ города Валбжих .
I. Строительство
1 Ноября 1943 года, в нижней Силезии, после проектных приготовлений и рекогностировки местности, вдоль 36 километровой горной гряды Эулингеберг (Eulengebirge) закипела работа. Первые постройки объекта начали возводить к западу от Дорфбаха. Сложный рельеф с ущельями поросшими густым лесом должен был стать надежным укрытием для рассредоточенной системы убежищ комплекса «Ризе». Весь район стройки в дальнейшем во всех документах упоминался как закрытый район «Sperrgelande» и надежно закрыт от посторонних глаз.
Зачастую в различных публикациях, упоминается о том, что горные работы по «Ризе» были начаты еще в конце 1943 года, однако исследование этого вопроса показало, в данных публикациях речь идет о переводе завода Круппа из Эссена, в производственные помещения бывшей текстильной фабрики в Глушице, которые должны были служить временными промышленными площадями, до завершения строительства подземного завода для производства турбореактивных двигателей секретного, немецкого истребителя МЕ-262. Над сооружением подземного завода, под руководством частного строительного концерна Нижней Силезии “Sonderbauvorhaben Niederschlesien” трудились русские военнопленные и узники концентрационных лагерей. Только 9 апреля 1944 года, строительные работы передали под руководство ОТ.
II. Назначение комплекса
Согласно материалам свидетельских показаний К.Дорша, сделанных им в 1946 году, следователям Нюренбергского процесса, убежище должно было вместить в себя около 20 000 тысяч человек.
Руководитель проектного управления Зигфрид Шмелкер (Siegfried Schmelcher), приводит более конкретные цифры распределения проектируемых ресурсов этого объекта, «жителями» подземного города, должны были стать:
персонал ПВО объекта
личный штат фюрера
* Согласно особому распоряжению Гитлера, штаб ВМС в укрытии представлен не был.
Перед приходом Красной Армии могие подземные сооружения были разрушены , или взорваны ведущие к ним тоннели. По сохранившимся документам Германии ещё около 50% подземелий просто не найдены .
III. Важные объекты
1.Ксёнз ( Валденбург )
Под замком Ксёнз 2 уровня коридоров и камер , связанных с подвалами замка
2.Ржечка ( Дорфбах )
14 тыс. метров квадратных подземелий
3.Яворник ( Хаусдорф )
4.Влодарж ( Вольфсберг )
42 тыс. метров квадратных подземелий
5.Осувка ( Сауферхофен )
30 тыс. метров квадратных подземелий
6.Соколец ( Фалкенберг )
7.Собон ( Раменберг )
8.Дворец Едлинка ( Таннхаузен )
9.Глушица ( Вюстегюрсдорф )
10.Великая Сова
11.Мошна
Комплекс до сих пор не найден , хотя видны выходы вентиляции . Комплекс расположен в центре Ризе и потому считается , что там могут находится сокровища III Рейха — Золотой поезд , Янтарная комната , сокровища Петергофа и Павловска .
IV. Открыто для туристов
На сегодняшний момент, комплекс «Ризе» состоит из семи объектов и одного объекта-укрытия для поезда Гитлера и Гиммлера.
Project Riese: какие тайны скрывает сверхсекретный подземный город Третьего рейха
Нахождение объекта давно широко известно — в восьмидесяти километрах к юго-западу от города Вроцлав, под одной из старейших горных цепей Польши, известной как Совы.
Место выбрано тщательно и, несомненно, удачно — компактный крутой массив, в основном заросший труднопроходимым старым еловым лесом, простирается вдоль чешской границы. Однако это лишь общие координаты. Как далеко успели зайти строители, возводя секретные и укрепленные помещения, до сих пор точно неизвестно.
Что строил Гитлер
В 1943 году в ходе войны произошел перелом, преимущество фашистов перестало быть однозначным. Все сильнее ощущалось противостояние Третьему рейху. Именно тогда Гитлер приказал воплотить одну из самых амбициозных и маниакальных идей и величайших загадок Второй мировой войны, о которой подозрительно мало стало известно за минувшие с тех пор десятилетия.
Когда союзники начали воздушные налеты на Германию, Третий рейх направил усилия на децентрализацию своей инфраструктуры и перемещение ее в секретные подземные локации.
Под горы Совы было проложено 90 000 м3 бетонных туннелей с семью основными точками доступа к отдельным системам, расположенным в Валим-Речке, Юговице, Влодарце, Собоне (Раменберге), Соколце, Осувке и замке Ксенж.
Исходя из времени начала работ и их сходства с другими объектами, широко распространено мнение, что комплекс Riese, по крайней мере изначально, предназначался для размещения подземных оружейных заводов. В регион были переведены несколько крупных компаний и предприятий (в том числе машиностроительный завод Krupp, который производил детали для реактивного истребителя Ме-262), их временно расположили поблизости в ожидании готовности подземного объекта в горах.
Весной 1944 направление проекта, похоже, изменилось. В скале под замком Ксенж были вырублены два километра туннелей и выкопана 50-метровая шахта лифта. Согласно документам периода, мемуарам и свидетельским показаниям, замок и помещения под ним должны были служить секретной штаб-квартирой для Гитлера и его ближайших приспешников, в то время как остальная часть комплекса предназначалась вермахту.
Сейчас в дополнение к основным соединениям в горах можно обнаружить множество жутковатых заброшенных военных казарм, бункеров, складов, строительных материалов, раскопок и туннелей, большинство из которых забаррикадированы, засыпаны кирпичом или заблокированы затвердевшим цементом, иногда даже наполнены водой.
Строители секретного объекта
На ранних стадиях работы по возведению выполняли польские, итальянские и советские военнопленные из трудового лагеря AL Riese — спутника близлежащего концентрационного лагеря Gross-Rosen.
Среди строителей свирепствовал брюшной тиф, побеги были частыми, а прогресс медленным. В апреле 1944 года недовольный Гитлер дал указание о передаче проекта компании, возглавляемой Альбертом Шпеером, главным архитектором и инженером фюрера. Гитлер велел, чтобы узники Гросс-Розена, в первую очередь польские, венгерские и итальянские евреи, также использовались в качестве рабочих на подземной стройке.
Десятки тысяч пленников так и не были найдены — ни живыми, ни в братских могилах, и это позволило сделать ужасающее, но правдоподобное предположение, что они были заживо похоронены в неоконченных туннелях возводимого их руками убежища, будучи загнанными в комплекс до его взрыва.
Проект Riese в цифрах
По мере того как поражения войск фашистов становились все более частыми и разгромными, среди подчиненных Гитлера росло общее мнение, что дорогостоящий проект не только безумен, но и невозможен для завершения. Согласно мемуарам адъютанта Гитлера Николауса фон Белова, он неоднократно пытался убедить фюрера и Шпеера отказаться от проекта.
По собственным воспоминаниям, Шпеер признает имевшееся тогда у него недоверие к проекту, но он не желал уклоняться от своих обязанностей. На брифинге 20 июня 1944 года Гитлер получил отчет об актуальной ситуации по продвижению строительства.
- Для расширения штаб-квартиры были задействованы около 28 000 рабочих.
- Строительство бункеров в Кентшине (знаменитые кварталы Гитлера в Восточной Польше, известные как «Волчье логово») стоило 36 миллионов марок.
- Бункеры в Пуллахе, которые обеспечивали безопасность Гитлера, когда он был в Мюнхене, потребовали затрат в 13 миллионов марок.
- Система бункеров Riese обошлась в 150 миллионов марок.
Эти проекты потребовали 257 000 м3 железобетона, 213 000 м3 туннелей, 58 км дорог с шестью мостами и 100 км трубопровода. Только для строительства бомбоубежищ комплекса Riese использовалось больше бетона, чем было выделено в 1944 году для всего населения.
Заморозка строительства
Несмотря на все возможные усилия, предпринятые для ускорения завершения строительства, оно не было окончено, прежде чем произошли неблагоприятные перемены на Восточном фронте. В январе 1945 года советская армия быстро и целеустремленно шагала по Восточной Европе на Берлин, но Совы не лежали на ее маршруте. Это позволило подразделению СС оставаться в Валим-Речке до мая.
К этому времени они успели замуровать или уничтожить входы в подземную крепость. Все, что там было (или не было) исчезло под камнями и пылью, как и предполагаемые тысячи военнопленных (по разным оценкам от 7000 до 30 000). Следует отметить, что подсчеты Шпеера относительно 213 000 м3 туннелей комплекса наводят на вопрос о том, где проходят еще минимум 115 000 м3, если на сегодня известно менее 100 000. Значительная часть системы может все еще оставаться не открытой.
Многие факты и свидетельства подтверждают такую вероятность, но опасность обвалов не дает возможности исследовать местность на должном уровне. Предполагается, что все туннели должны были быть в конечном итоге соединены. В пользу этого говорят нелогичные и незаконченные отдельные участки, наличие подземной узкоколейной железные дороги, а также обширная система водопроводных и канализационных труб, которая, кажется, никуда не ведет.
Реальный объект необыкновенной важности или умелая мистификация
Об этом месте и его предназначении имеется очень скудная информация из первых рук. Теорий заговора предостаточно и многие полагают, что нацисты распространили идею о том, что Riese был задуман как штаб-квартира, чтобы скрыть свое истинное намерение.
Некоторые любители сенсаций считают, что здесь разрабатывалось сверхоружие, в то время как другие поддерживают предположение о похороненных в горах нацистских сокровищах, все еще погребенных глубоко под горной породой, включающих пропавшие золотые и культурные сокровища из Вроцлава, а также даже знаменитую Янтарную комнату, которая исчезла из Санкт-Петербурга во время войны.
Золотой поезд и его поиски
В августе 2015 года двое мужчин заявили, что у них есть информация о местонахождении «нацистского золотого поезда», полученная в результате признания на смертном одре. Охотники за сокровищами вступили в переговоры с польским правительством, требуя 10 %-ную долю от всего обнаруженного на основании их информации, которую они дополнили радиолокационными изображениями, показывающими, что некий подобный объект находится под землей, в известном им месте.
Эти претензии вызвали мировой общественный резонанс и активное обсуждение в средствах массовой информации. В итоге польское правительство и военные провели неинвазивное расследование места, в результате которого пришли к выводу, что никакого «золотого поезда» не существует.
Двое мужчин, имеющих претензии на знание о местонахождении объекта, получили разрешение на проведение работ и частную спонсорскую помощь на сумму 116 000 евро. Спустя год после начала обсуждения вопроса (в августе 2016) они приступили к поискам, но работа была остановлена через неделю, когда не было найдено ни туннеля, ни поезда, ни сокровищ, а то, что на радиолокационных снимках считалось легендарным железнодорожным составом, оказалось естественными ледяными образованиями.
Тем не менее для десятков охотников за сокровищами поиск золотого поезда в горах продолжается, а освещение событий в средствах массовой информации привело к увеличению туризма в этом районе примерно на 45 %. Итогом стало меткое замечание одного из местных чиновников, заметившего, что независимо от того, найдется ли в горах нечто стоящее внимания, «золотой поезд» в регион уже пришел, благодаря многочисленным приезжим.
Если вы турист
Из семи первичных мест, входящих в комплекс, три сейчас открыты для публики — в Валим-Речке, Влодарце и Осувке. Рекламируемые в качестве туристических достопримечательностей частными компаниями, они носят, скорее, развлекательный, чем познавательный характер, нагнетая таинственность, вместо того чтобы стараться раскрыть секреты страшного места.
Комплекс Osówka является крупнейшим, его посещает наибольшее количество туристов, в то время как Włodarz/Wolfsburg превратился в место для отдыха — здесь можно расслабиться, посетить необычный музей, а часто он используется в качестве поля пейнтбольной битвы. Для территории, где были загублены и убиты тысячи заключенных, выбор кажется более чем сомнительным.
Секретный подземный город Гитлера
Существует много данных свидетельствующих о том, что подземный город, который строили немцы во время Второй мировой войны под замком Ксёнж (Książ), должен был стать штаб-квартирой вождя Третьего рейха — Адольфа Гитлера. И хотя немцы пытались уничтожить следы существования этого секретного подземного города, комплекс Ризе в Совиных горах пережил войну. Огромные армированные, железобетонные залы и коридоры, где можно прокатиться даже на грузовике, теперь стали достопримечательностью, которая притягивает туда огромное чило туристов. Неисследованный подземный город в Совиных горах в Польше, большая часть коридоров которого остается еще неразведанными, манит своей тайной любителей загадок истории…
17 ФОТО
1. Комплекс Ризе в Совиных горах. Секретный проект Гитлера.
Немцы построили подземный город на территории площадью более десяти квадратных километров. Известно, что подземные работы велись не только под замком Książ, но и в горах, в частности: в Вольфсбергских, Миттельбергских, в Säuferhöhen, в Saalberg, в Schindelberg и в Ramenberg. (Фото: Mariusz Cieszewski).
2. Это место окутано тайнами и множеством легенд. Местные жители рассказывают, что в подземных коридорах немцы проводили работы над созданием чудо-оружия — Wunderwaffe, применение которого позволило бы Третьему рейху одержать победу во Второй мировой войне. (Фото: Mariusz Cieszewski).
3. Более правдоподобной считается теория, согласно которой подземные туннели этого комплекса использовались для хранения немцами похищенных произведений искусства, ценных предметов и грузов. Одна из легенд гласит, что именно в подземные коридоры в Совиных горах ведет след бесследно исчезнувшей янтарной комнаты — удивительной красоты жемчужины летней резиденции русских царей в Царском селе. (Фото: Mariusz Cieszewski).
4. Часть разведанных подземных коридоров и проходов в настоящее время закрыта для туристов. Их нелегальное посещение может обернуться несчастным случаем. (Фото: Mariusz Cieszewski).
5. Согласно одной из множества теорий о предназначении этого места, в комплексе Ризе немцы планировали начать производство ядерного оружия, в пользу которой говорит близость к подземному городу судетских урановых месторождений. (Фото: Mariusz Cieszewski).
6. По некоторым подземным коридорам лучше всего передвигаться на лодке. Согласно историческим документам, при бурении подземных туннелей погибло огромное число принудительно работающих тут заключенных из концлагеря Гросс-Розен. (Фото: Mariusz Cieszewski).
7. Не исключено, что эти подземные помещения были использованы фашистами для производства ракет «V1» и «V2», после того как в августе 1943 года во время воздушных налетов союзников был взорван ракетный завод на острове Узедом (Uznam). Однако, пока эту теорию невозможно подтвердить. (Фото: Mariusz Cieszewski).
8. Многие коридоры открыты для посетителей, однако это лишь небольшая изведанная часть огромного подземного комплекса. Не известно, удастся ли когда-нибудь найти все тайные помещения и коридоры, поскольку большинство из них было уничтожено (взорвано) отступающими немцами. Это означает лишь то, что подземелье может хранить очень много секретов и сюрпризов. (Фото: Mariusz Cieszewski).
9. Из немецких документов следует, что подземный город строили 30 тысяч еврейских узников концлагеря Гросс-Розен. Удалось идентифицировать имена только 7000 подневольных работников, остальные жертвы комплекса Ризе остаются неизвестными. (Фото: Mariusz Cieszewski).
10. Под землей в Совиных горах сохранились улицы и узкоколейный железнодорожный путь, что дает историкам основание предполагать, что в планы немцев входило создание нескольких дорог ведущих к подземному городу, в том числе пассажирской железной дороги. (Фото: Mariusz Cieszewski).
11. Это место до сих пор окутано тайнами и легендами. К сожалению, мы, наверное, никогда не узнаем, что на самом деле планировали делать в секретном подземном городе немцы, поскольку большая часть документов была уничтожена, а множество подземных помещений все еще не разведаны. (Фото: Mariusz Cieszewski).
12. Теперь это место стало одной из таинственных достопримечательностей, которая хранит секреты Второй мировой войны. (Фото: Mariusz Cieszewski).
13. Секретные подземелья Гитлера в Совиных горах. (Фото: Mariusz Cieszewski).
14. Тайный проект Гитлера под замком Ксёнж. (Фото: Mariusz Cieszewski).
15. Будка охранника перед одним из входов в подземный город Гитлера. (Фото: Mariusz Cieszewski).
16. Открыта только часть коридоров тайного подземного города, некоторые из которых доступны для туристов. (Фото: Mariusz Cieszewski).
17. Железная дорога, ведущая в секретный город Гитлера. (Фото: Mariusz Cieszewski).