Medeatourvl.ru

Путеводитель путешественника
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Национальный парк Меса-Верде: место, открывающее тайну доисторической Америки

Меса-Верде

Национальный парк Меса-Верде — одна из наиболее интересных исторических достопримечательностей США и крупнейший археологический заповедник в Соединенных Штатах Америки.

Парк Меса-Верде расположен на юго-западе штата Колорадо, недалеко от «четырех углов», точки, в которой сходятся под прямыми углами границы Аризоны, Нью-Мексико, Колорадо и Юты. Парк Меса-Верде был создан вокруг построенных индейцами на плато Колорадо скальных жилищ, возраст которых около девятисот лет.

Индейцы древнего народа пуэбло (анасази) жили на юге современного штата Колорадо (а также на севере Аризоны, в районе Гранд-Каньона, в Юте и Нью-Мексико) на протяжении веков. Их основными занятиями были охота и земледелие («главной» сельскохозяйственной культурой анасази была кукуруза). Жившие в построенных из самана (кирпичей из глины и соломы) домах индейцы в XII-XIII веках создали уникальные жилища на скальных откосах Меса-Верде, самый крупный комплекс скальных домов в Северной Америке и один из самых известных в мире. Считается, что индейцы покинули Меса-Верде в конце XIII века из-за засухи и нападений других индейских племен.

Первыми европейцами, посетившими район Меса-Верде, были во второй половине XVIII века испанцы, искавшие пути из Нью-Мексико в Калифорнию. Именно они дали имя этому региону: Mesa Verde означает «зеленый стол», так назвали испанские первопроходцы покрытые хвойными лесами плоскогорья плато Колорадо. Но испанцы в своим путешествиях не наткнулись на скрытые скалами и густой растительностью древние индейские постройки.

В XIX веке на развалины Меса-Верде неоднократно выходили американские охотники и старатели, они даже упоминались в отчетах финансируемых правительством США экспедиций по изучению археологических ценностей Запада США. В 1888 году был обнаружен крупнейший комплекс скальных построек в Меса-Верде, названный «Дворец Клиффа». Тем не менее тогда еще не предпринималось никаких действий по защите уникальных исторических объектов, артефакты Меса-Верде разрушались и расхищались. Ситуация изменилась в девяностых годах XIX века, когда Меса-Верде исследовал шведский ученый Густав Норденшельд.

Густав Норденшельд был первым, кто применил при исследовании Меса-Верде научный, систематический подход, старался изучать, а не расхищать древние постройки. Тем не менее, когда после завершения своих изысканий Норденшельд хотел вывезти собранные им экспонаты в европейские музеи, он был арестован и обвинен в расхищении древних ценностей. В результате ситуация благополучно разрешилась, Норденшельд был освобожден, а значительная часть обнаруженных им артефактов все же была вывезена в Швецию.

После возвращения в Европу Густав Норденшельд опубликовал результаты своих исследований Меса-Верде, сделав этот уникальный исторический памятник известным миру. Считается, что именно благодаря Норденшельду и его работам к Меса-Верде было привлечено внимание общественности и правительства США, результатом чего стало создание в 1906 году Национального парка Меса-Верде. С тех пор и до настоящего времени ведутся работы не только по изучению, но и по реставрации древних индейских сооружений.

На территории Национального парка Меса-Верде, который занимает более 200 км 2 , расположено несколько крупных комплексов и ряд отдельных сооружений (всего около шестисот построек). Самые известные из них — «Дворец Клиффа», «Дом на балконе», «Дом ели», «Длинный дом» и другие. Почти все они построены из песчаника на глиняном растворе и оштукатурены, многие здания были украшены.

Самый большой и самый известный комплекс построек Меса-Верде — это «Дворец Клиффа». Строившийся на протяжении семидесяти лет, примерно с 1190 по 1260 годы, «Дворец Клиффа» состоит из ста пятидесяти жилых помещений («квартир»), двадцати трех кив (круглых церемониальных площадок) и нескольких особых сооружений, среди которых выделяются башни. Во «Дворце Клиффа» жили более ста человек, причем археологические исследования говорят о том. что жители этого комплекса имели высокий общественный статус.

100 чудес света. Национальный парк Меса-Верде (США) и его древние обитатели

Национальный парк Меса-Верде находится на юго-западе штата Колорадо, на горном плато, возвышающемся над окружающей местностью на 600 метров. Плато покрыто хвойным лесом, где преобладают сосны и можжевеловые. На территории парка обитают более 200 видов птиц: золотой орел, большой сыч, полосатый ястреб, различные виды колибри, а также животные- белохвостый кролик, каменная белка, койот, пума, ящерицы, тарантулы. Но главная достопримечательность — это древние скальные поселений коренных жителей Северной Америки VI—XIII веков, окружающие парк — землянки и руины домов на плато, речные плотины на дне каньонов, площадки для лущения кукурузы и сосновых шишек.
Парк Меса-Верде весьма популярен среди туристов, ежегодно здесь бывает до 700 тысяч посетителей.
До середине 18 века эта область была практически неисследованной.
Первым европейцем, кто поднялся на плато, стал американский геолог и исследователь Джон Стронг Ньюберри (Dr. John S. Newberry) в 1859 году. Экспедиция, в которой он состоял, первой зафиксировала в исследовательских дневниках термин Меса Верде («Зеленое плато»).
В 1891 молодой шведский исследователь Густав Норденшкольд (Gustav Nordenskiold) провел несколько месяцев на плато, где им были найдены, описаны и сфотографированы более 600 объектов.

Конгресс утвердил билль о создании Национального Парка Меса Верде только в 1906 году. В 1978 году Парк был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте так же:
Степанцминда: старинная деревушка у подножия величественных гор

MesaVerde1.jpg

Поселенцев Меса Верде называли Анасази. Аnaasází означает на языке Навахо “древние пришельцы”, но в последствии изучения учеными было принято решение использовать имя Пуэбло (Ancestral Pueblo), которое подчеркивает связь с современными Пуэбло – наследниками древней цивилизации(т.е. их потомками) Культура Анасази, или древние пуэбло — доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико)

1288868277_4852277394_a2b543a68f_b.jpg

Mesa Verde National Park

Mesa_Verde_National_Park_Oak_Tree_House_Close_View_2006_09_12.jpg

Первые индейцы пришли на плато Меса Верде около 600 г. н.э. Они не знали письменности.
Изучение истории этого народа также осложнено практически полным отсутствием артефактов того времени: очень многое, что было важно в повседневной жизни Пуэбло уничтожено или похищено еще до образования Национального парка под защитой государства.

mesa_verde.jpg

Mesa Verde National Park.jpg

MESA-VERDE-4.jpg

С археологической точки зрения эта культура наиболее известна своими «Большими Домами» — общинными многоэтажными зданиями, напоминающими современные многоквартирные дома. В таких домах было до 650 комнат, в которых проживали до тысячи человек. Центром культуры анасази был густонаселенный каньон Чако (Нью-Мексико), где находилось не менее девяти Больших Домов, с превосходно обработанными стенами из песчаника.

1414469718_18.jpg

Модельная реконструкция Пуэбло-Бонито

1288868277_176156184_c3cccedc3b_b.jpg

Сейчас археологи могут строить предположения, основываясь только на анализе раскопок найденных руин древних городов на равнинах и в стенах каньона.

Равнинные жилища относятся к более ранним постройкам: прежде чем начать строить жилища в стенах каньона (cliff dwellings), индейцы создавали каменные одно или двухэтажные дома на равнине на несколько семей. Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света.

free-mesa-verde-national-park-pictures-photos-and-images-506685.jpg

1288868333_4851540885_a88b097b56_b.jpg

Практически в каждой постройке можно проследить сходные шаблоны: несколько объединенных жилых комнат, небольшие изолированные комнаты для хранения еды для каждой семьи.

1414469671_45.jpg

В строительстве домов древние Пуэбло использовали песок, который они прессовали в кирпичи размером с буханку хлеба, а пространство между кирпичами заполняли смесью из грязи и воды. Жилые комнаты занимали в среднем 50 квадратных футов и строились из расчета на 2-3 человек. Комнаты для хранения вероятнее всего использовались для хранения пищи.

Mesa-Verde-Park-Colorado.jpg

1414469693_39.jpg

1414469695_40.jpg

Особой важностью обладала кива – концентрическая постройка с одним или более входами, обособленным местом для костра и дымоходом для вентиляции помещения. Большинство ученых определяют киву как священное место, где собиралась вся семья за молитвой. Как церемониальная комната, Кива, использовалась для молитв о дожде, удачной охоте и хорошем урожае. Древние Пуэбло верили, что люди пришли из потустороннего мира, поэтому, в центре кивы индейцы создавали небольшое отверстие-углубление – сипапу (sipapu) – символический вход в потусторонний мир.

PicsDesktop.net_148.jpg

Самым крупным сейчас считается Far View House, 1100-1300 гг. н.э. Уже невозможно восстановить точную архитектуру постройки: предположительно, это был двухэтажный дом на четыре клана с 40 комнатами на первом этаже. Также на первом этаже расположены четыре небольших кивы (возможно, по одной на каждый клан) и одна кива в диаметре превышающая каждую из “семейных”. Возможно, такая кива использовалась по самым важным событиям, когда собирались вместе все кланы.

1414469685_42.jpg

Spruce Tree House

С желтых стен черными прямоугольниками смотрели десятки окон. Каменный обрыв над домом навечно закопчен струями дыма от очагов, огонь в которых последний раз горел 700 лет назад

4370012134_da57b0cdb7_o.jpg

1414469736_52.jpg

До сих пор среди археологов продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее время установилась компромиссная формулировка на основе Классификации Пекос (en:Pecos Classification), согласно которой культура возникла примерно в XII в. до н.э. во время Эры изготовителей корзин II. Археологи считают, что культура Анасази делится на два основных периода: период Плетения корзин (Basket Maker Period) и период Пуэбло (Developmental Pueblo Period).

3767208681.jpg

фотография пуэбло Вильяма Джексона, одного из первых исследователей этих мест.

Мастера-«корзиноделы» были очень искусны в своем ремесле. Они изготовляли корзины для хранения и приготовления пищи, а также для доставки воды. Изначально они жили в основном в небольших пещерах, образованных в горах плато в результате эрозии. Корзиноделы выращивали и обрабатывали злаковые культуры и бобы.

original.jpg

За 500 лет до нашей эры древние жители уже сами стали выкапывать ямы-пещеры для своего жилища и покрывать их крышами; овладели гончарным ремеслом и стали использовать вместо корзин глиняную посуду. Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики.

pueblo-zuni-and-anasazi-pottery.jpg
zuni-pottery-b.jpg
pueblo-pottery-b.jpg
pueblo-pottery-c.jpg
anasazi-pottery.jpg

Но самое загадочное в культуре анасази, это их петроглифы, которые они часто оставляли на строениях и просто на скалах и пещерах.

SEPT15_15_183746119.jpg

1288868572_5010747998_337381bb3e_b (1).jpg

На первый взгляд будто бы обыкновенная живопись пещерного века. При более внимательном рассмотрении оказалось что многие из этих петроглифов (особенно спиральные) служат своеобразными диаграммами. В них показывалось как должны выглядеть различные эффекты образуемые игрой света и тени при перемещении солнца над углами зданий.

1414469640_16.jpg

four-anasazi-david-lee-thompson.jpg

Четыре Anasazi

Одним из важнейших растений для анасази была юкка — кустарник, похожий на кактус.

yucca.jpg

Из ее крупных листьев получали прочные волокна для корзин, веревок, ковриков, сандалий и одежды. Шипы служили швейными иголками, а из цветков варили суп. Плоды, внешне похожие на огурцы, шли в пищу. Сырыми они по вкусу напоминают дыню, а печеными — картофель. В пюре из плодов юкки клали ягоды, делали лепешки, сушили их и запасали на зиму — получалось что-то вроде печенья с изюмом. Из корней варили мыло, как до сих пор делают индейцы хопи в штате Аризона.

Читайте так же:
Экспресс Серра Верде: головокружительный железнодорожный маршрут в Бразилии

Anasazi-populatia-enigmatica.jpg

1414469696_43.jpg

Домашней работой обитатели занимались в основном на улице — в небольших, огороженных каменной стенкой двориках, примыкавших к комнатам. Женщины плели корзины и сандалии, пряли, шили узорные одеяла, делали керамическую посуду и расписывали ее черным геометрическим орнаментом.

1288868342_4910852598_94b03fbb2e_b.jpg

В глиняных кувшинах на зиму заготавливали кукурузу, бобы, копченое мясо, ягоды, орехи, желуди и высушенные цветы, служившие пряностями. А мужчины делали из камня и кости различные инструменты — ножи, топоры, шила, скребки.

1414469725_13.jpg

При довольно высоком уровне строительства анасази оставались в каменном веке — металл им был незнаком. Летом огонь они разводили только для приготовления пищи, а зимой костры горели круглосуточно во всех комнатах. До сих пор покрытые копотью стены и потолки напоминают о холодах, в которых люди жили по полгода. Все ненужное — объедки, обноски, рухлядь — попросту выбрасывали из окон на склоны скал. Постепенно на дне каньона накопился обильный культурный слой. Из него-то в основном и собрана богатейшая археологическая коллекция местного музея.

1288868291_1286897850_98751580e1_b.jpg

Не так давно было сделано еще одно удивительное открытие – сложной сети дорог, простирающейся на сотни километров. Часть дорог – просто расчищенная от камней земля, но часть – настоящие мостовые, высеченные в камне, с бордюром из глиняных кирпичей.

20081211_mesaverde_076

1288868113_4852348490_0caccd509e_b.jpg

Период Пуэбло (расцвет культуры этого народа) продолжался между 700 и 1300 годами н.э. Люди, жившие в Колорадо в эти времена, уже строили свои дома из камней и высушенных на солнце глиняных плит. Их поселения, базировавшиеся в районах пещер плато, назывались «пуэблос». Примерно с начала XII века люди стали постепенно переносить свои поселения в другие районы. К 1200 г. они стали строить новые деревеньки — «пуэблос» вдоль стен каньона, под карнизами пещер плато. Жителей таких поселений называли «жителями скал» (Cliff Dwellers). Примерно после 1300 гг. н.э. многие поселения были покинуты, как принято считать по причине засухи, длившейся около 20 лет.

1288868035_4848001179_81fc52f7f1_b.jpg

1288868031_4960311038_612a98e31a_b.jpg

1288868011_219201315_df707a2ed7_b.jpg

1288868006_4848686988_7786276977_b.jpg

1288867982_1285224655_e9bf2d5db2_b.jpg

А на покинутом 700 лет назад плато Меса-Верде сейчас вновь оживленно — там круглый год открыт национальный парк. Несмотря на удаленность от крупных городов, в нем стремятся побывать сотни тысяч человек. Ежегодное число туристов почти в 10 раз превышает общее количество людей, населявших Меса-Верде в течение семи с половиной веков до 1300 года.

Национальный парк Меса-Верде в США

На вершине огромного нагорья в 18 веке испанцы, блуждая по Северной Америке в поисках сухопутного торгового пути, обнаружили обширный лес. На безжизненном фоне горных массивов обильная растительность показалась настоящим чудом. Они назвали эту местность «Месса-Верде», что означает «зеленый стол», или «зеленое плато».

Меса Верде

История

Заселять красивый «оазис» переселенцы из Европы начали только к концу 19 столетия. Здешние места хорошо подходили для выпаса скота, несмотря на обилие каньонов. Этим и занимался ковбой Ричард Уэзерилл. 18 декабря 1888 года он, разыскивая заблудившуюся корову, наткнулся на необыкновенное зрелище. На камнях виднелась настоящая крепость с башнями, из-за пурги она как будто парила в воздухе. Пораженный увиденной картиной, ковбой вернулся туда после непогоды. То, что он там обнаружил, удивило еще больше.

Прямо в скале виднелось многоэтажное каменное здание. Множество окон чернело на желтых стенах. Рядом в огромной нише были еще постройки. Что бы добраться до необычных сооружений, Ричарду с братьями пришлось соорудить лестницу. Позднее они целый год исследовали всю округу, и нашли еще около 180 подобных заброшенных селений.

Меса Верде

Уэзерилл с братьями назвали жителей этих зданий «анасази». На языке индейцев племени навахо, которые жили по соседству, это слово значит «предки». Позднее выяснилось, что потомками этих людей стали народы пуэбло: хопи, таос, акома, зуньи… На их языке «анасази» означает «враг», или «завоеватель». Поэтому в наше время тех давних жителей Меса-Верде именуют «Древними пуэбло», так как, судя по изучениям поселений, они были исключительно мирными.

Меса Верде

Скальные жилища Меса-Верде

Об этом было подробно написано в научном труде 1893г шведского исследователя старины Густава Норденшельда «Скальные жилища Меса-Верде». Так весь мир узнал о заброшенных городах, расположенных на юго-востоке Колорадо. Но это привело и к неприятностям. «Черные археологи» разграбили большую часть артефактов, разрушили несколько строений. В 1906г государство взяло под охрану этот исторический памятник. Меса-Верде теперь стал национальным парком, в котором запрещено изменять что-либо или проводить какие-то работы.

Первые люди в этих местах по утверждениям исследователей появились в 5веке. Они охотились, занимались собирательством, жилищами для них служили землянки, покрытые ветками деревьев. К 7в они вели все больше оседлый образ жизни, освоили сельское хозяйство, начали постигать основы строительства. В естественных скальных нишах строились дома с большим количеством комнат. Такое жилище скрывало их от непогоды. Летом не так жарко, зимой есть защита от ветра. Небольшие блоки из песчаника и деревянные балки они скрепляли глиной, возводили стены там, где это было возможно, заполняя нишу. Многие стены имеют штукатурку и украшения в виде орнаментов.

Читайте так же:
Сафранболу: город шафрана и старинной османской архитектуры

Меса Верде

Расцветом этой цивилизации считается период 11-13вв. Население насчитывало уже около пяти тысяч человек. На плато выращивали бобы, кукурузу, заготавливали орехи, ягоды. Охотники снабжали свой народ мясом. Здешние леса изобиловали дичью, а в глубине каньона всегда можно найти воду. Тяжелой, на наш современный взгляд, была только дорога домой.

Углубления в скалах находятся в достаточно труднодоступных местах. Чтобы добраться до них как сверху, так и снизу – нужны дополнительные приспособления. Кроме лунок в скале для рук и ног, индейцы плели лестницы из юкки, проделывали тоннели в камне.

Меса Верде

Скальный дворец

Вся домашняя работа делалась на улице. Комнаты очень маленькие, хотя при среднем росте людей тогда 155см, вполне пригодные для жилья. Просторные залы для религиозных обрядов, называемые «кивы», складские помещения, все это составляют старинные города предков пуэбло.

Самое огромное и поразительное строение «Скальный Дворец» насчитывает 150 комнат и 75 двориков. «Дом с балконом» так же вмещал в себя множество жильцов, но при этом еще и очень труднодоступен. Чтобы добраться до него, нужно преодолеть десятиметровую лестницу, узкий тоннель, и каменные ступени. Сейчас не далеко не все здешние постройки доступны для осмотра туристами из-за того, что к ним добираться очень тяжело, кое-где даже опасно. Поэтому экскурсии по историческим строениям проводят специальные рейнджеры.

Меса Верде

Смотровые площадки для туристов

В основном же путешественники любуются видом древних скальных городов со смотровых площадок, расположенных напротив. Отсюда открывается потрясающий пейзаж. В середине скалы старинные многоквартирные дома кажутся игрушечными. Поражает тот факт, что эти строения возводили люди, не знающие металла, все их инструменты были деревянными, костяными, каменными…
Почему они ушли из этих мест, ученые точно не знают. Общепринятая версия – засуха, длившаяся более двадцати лет, хотя некоторые предполагают, что эти племена подверглись нападению захватчиками, хотя точных доказательств этому нет.

masterok

Смотрю сейчас сериал «Лучше звоните Солу» и там фигурирует название одной юридической конторы — «Меса-Верде». А тут вдруг в интернете встречаю точно такое же название но совершенно в другом ключе и причем очень известном и знаменитом.

Согласитесь, у нас есть популярный стереотип относительно быта американских индейцев — нам кажется, что все индейцы вне великих империй жили в вигвамах. Однако представители культуры, которую позже назвали Меса-Верде, построили в скалах гигантский дворец на всё своё пятитысячное племя. Строили дома в горах индейцы культур хохокам и могольон.

А в США сейчас есть Национальный парк Меса Верде — уникальная археологическая достопримечательность Америки, включающая в себя свыше 4000 доисторических объектов, принадлежавших предкам пуэбло (другое название анасази).

Анасази начали создавать эти поселения в 1200-х. Построенные в пещерах и под выступающими пластами породы в скалах, наиболее известными из них являются Спрус Три Хаус (Spruce Tree House), Клиф Палас (Cliff Palace) и Балкони Хаус (Balcony House), демонстрирующие высокий уровень развития цивилизации, достигнутый коренными индейцами 800 лет тому назад.

Меса Верде расположен на высоте свыше 600 метров над уровнем моря, возвышаясь над окружающей долиной Монтесума. Сухой характер климата долины способствовал сохранению скальных жилищ. Индейцы строили эти жилища в естественных нишах, образованных водой, проникнутой сквозь песчаники. Просачиваясь, вода доходила до твердых глинистых пород, после чего текла горизонтально сквозь стену ущелья, образуя в скалах природные закругленные впадины.

Национальный парк Меса Верде сочетает в себе археологическую заповедную зону и красивый природный ландшафт. Верхняя часть Месы Верде покрыта хвойными лесами желтой сосны, псевдо тсуги и дубами Гамбела. Кое-где можно увидеть стада чернохвостых оленей на высокогорных лугах, а также красных лисиц, койотов, диких индеек. Полевые цветы массово расцветают весной, а цвет красно-коричневых дубов Гамбела особо радует глас осенью.

Хотя прошло немало времени с того момента, когда анасази покинули эту территорию, здесь сохранился дух древней культуры в домах, построенных в нишах скал высоко над землей. Сооружения остались почти нетронутыми, словно они ждут возвращения своих хозяев, внезапно оставившие их около 700 лет тому назад. Сохранившиеся скальные постройки дают его посетителям богатый материал для размышлений, исследований и жизненного опыта.

История Меса Верде

Меса Верде имеет долгую историю своего существования, насчитывающую почти 2500 лет. Археологи установили, что люди, покинувшие дома в Меса Верде, были не первыми поселенцами этого региона. Почти 2500 лет назад кочевые охотники и собиратели бродили по территории нынешней юго-западной части штата Колорадо. Там, в ущельях и оврагах высокого плоскогорья, они основали то, что позже превратилось в развитую культуру, процветавшую на протяжении более тысячелетия.

Читайте так же:
Что посмотреть в Абхазии из достопримечательностей и куда поехать?

Первые поселенцы Меса Верде жили в пещерах. Затем они начали строить вкопанные в землю дома-вигвамы, перекрытые конусообразной крышей из веток, и научились выращивать фасоль и кукурузу. Считается, что анасази одними из первых освоили этот вид выращивания сельскохозяйственной культуры.

Из коры, травы и волокон юкки (древовидные вечнозеленые растения семейства агавы), анасази мастерски плели удивительно крепкие и красивые корзины, за что их наградили еще одним именем — basketmakers (производители корзин). Корзины получались настолько прочными и плотными, что в них можно было наливать воду и готовить пищу.

Примерно в 8 веке нашей эры они начали строить дома над землей с использованием глины и балок. Эти жилые дома были построены на вершине плоскогорья и насчитывали 50 комнат, как правило, расположенных в виде полумесяца. На тот момент анасази отказались от изготовления корзин, и начали изготавливать изделия из керамики, некоторые из них сохранились до наших дней. Украшенные черно-белыми геометрическими узорами, эти горшки отличаются высоким художественным мастерством.

Примерно в конце 1190-х, прожив до этого на вершине плоскогорья не менее 600 лет, анасази переместились жить в пуэбло — поселения, которые они построили в нишах и пещерах отвесных скал. Здания варьировались размерами от однокомнатного жилья до многокомнатных зданий, в некоторых из них насчитывалось 150 комнат. Продолжая заниматься сельским хозяйством на вершине плоскогорья, проживали онив скальных жилищах, ремонтируя, реконструируя и продолжая возводить новые помещения на протяжении почти столетия. Причины переезда остаются непонятными сегодня, однако некоторые археологи предполагают, что над людьми, возможно, нависла угроза нападения неизвестных племен, но это предположение не находит никаких подтверждений. Понятно, что скальные постройки обеспечивали защиту от непогоды, но вряд ли такой приют мог защищать их от нападения. К тому же непонятно, какие именно враги могли им угрожать, особенно после длительного периода проживания на вершине плоскогорья без всяких доказательств внешних нападений .

Сама тенденция жить на отвесных скалах для человека, можно сказать, противоестественна. Ведь они занимались сельским хозяйством и охотой на вершине плато, а внизу, в долине, у них были водоемы. Так что как минимум несколько раз в день каждый житель должен был покидать свое жилье, карабкаясь вверх и вниз по вертикальной стене. Подниматься им приходилось не с пустыми руками. Они приносили в свои дома собранный урожай, убитых на охоте диких животных, для возведения стен им нужны были камни, глина, вода.

Структура скальных зданий Меса Верде не имеет центрального плана и адаптирована к каждому отдельному рельефу местности. Некоторые жилые помещения насчитывали четыре уровня и десятки комнат, крупнейший из них — Клифф Палас — насчитывал 150 комнат. Многие из этих домов имели дворики с встроенными в них кивами. Эти подземные комнаты, напоминавшие первые жилища их потомков на вершине плоскогорья, использовались для религиозных обрядов.

К концу 1270-х, жители домов в скалах начали покидать свои дома и мигрировать на юг на территорию современных штатов Нью-Мексико и Аризона. К концу века Меса Верде был окончательно заброшен, и с того времени никто больше сюда не возвращался. Почему же анасази покинули эту территорию? Археологи прежде считали, что они были застигнутые врасплох врагами, но эти предположения не подтверждаются археологическими находками ведения войны.

Сегодня многие считают, что продуктивные методы ведения сельского хозяйства способствовали быстрому росту населения. Перенаселение начало оказывать негативное воздействие на окружающую среду: дичь была истреблена, почвы истощены, а окружающие леса вырублены. Летом 1276 наступила жестокая засуха, которая продолжалась 23 года, которая могла стать причиной голода и мора. Впрочем, это лишь одна из версий. Достоверно известно лишь то, что до 1300 года жители скал таинственным образом внезапно покинули насиженные места и навсегда исчезли в неизвестном направлении.

Сколько ни пытались исследователи докопаться до истины, к какому-то окончательному выводу так и не пришли. Жители покидали поселения быстро, но организованно и без спешки, забрав с собой все ценное, все необходимое. Вряд ли это было следствием вооруженного нападения или начала какой-то эпидемии, о чем говорит полное отсутствие в домах останков людей. Здесь не было пожара, наводнения, или землетрясения. Люди просто собрались в один прекрасный день и ушли.

Много лет спустя, испанцы в поисках пути из города Санта Фе в Калифорнию в 1760-х и 1770-х, стали первыми европейцами, увидевшие высокое, покрытое деревьями плато, которое они назвали Меса Верде, что в переводе означает «зеленый стол». Но они никогда не приближались к нему достаточно близко, чтобы заметить старинные каменные поселения, продолжавшие оставаться неизвестными еще на протяжении целого столетия.

Скальные постройки впервые были обнаружены в 1888 году двумя местными фермерами Ричардом Уесериллом и Чарльзом Мейсоном, случайно открывшие их во время поиска затерявшегося домашнего скота. Сквозь снег на противоположной стороне ущелья они сумели увидеть слабые контуры стен и башен, напоминавшие большой каменный дворец. Ричард Уесерилл и Чарльзом Мейсон смастерили самодельную лестницу и спустились в безлюдное скальное поселение. Изучая сеть его пустых комнат, они нашли рабочие инструменты и керамику. Они настолько хорошо сохранились, что некоторые вещи были пригодны к употреблению. Позже археологи установили, что на протяжении почти шести веков сюда не ступала нога человека.

Читайте так же:
Факты о Колизее: 10 вещей, которые заставят вас по-новому взглянуть на знаменитый амфитеатр Флавиев

Слава о Меса Верде начала распространяться округом, а вместе с ней началось ограбление артефактов как для использования в быту, так и с целью наживы. К концу 19 века стало ясно, что археологический памятник нуждается в защите от бездумных и жадных людей. После того, когда черные археологи — расхитители археологических ценностей — добрались до скальных поселений, сожгли деревянную крышу и пробили в стенах отверстия, женские организации Колорадо развернули кампанию по защите уникального исторического памятника штата. 29 июня 1906 президент США Теодор Рузвель основал Национальный парк Меса Верде ради «сохранения творения рук человеческих». Он стал первым национальным археологическим парком до Колумбовой Америки. В том же году президент Теодор Рузвельт подписал Закон о древностях, поставивший под защиту государства исторические объекты страны на подобие уникальных археологических памятников Меса Верде. В 1978 году этот единственный в США археологический заповедник, был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

[ источники ] Источники: http://tourist-area.com/natsionalnie-parki/mesa-verde-unikalnaya-archeologicheskaya-pamyatka-ameriki
https://kulturologia.ru/blogs/231118/41394/

————————————————
Кабель КВВГЭ – контрольный кабель с медными жилами, экранированный в ПВХ изоляции. Не распространяет горение при одиночной прокладке (нормы ГОСТ 12176-89). Данный кабель предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках с номинальным переменным напряжением до 660 В частоты до 100 Гц или постоянным напряжением до 1000 В. А вот кабель ВБбШв 5х6 применяется для передачи тока высокого напряжения в агрессивной среде. Нужен кабель это к нам!
————————————————

Национальный парк Меса-Верде: место, открывающее тайну доисторической Америки

Национальный парк Меса-Верде был основан в 1906 году для сохранения археологического наследия предков племени пуэбло, которые жили здесь более 700 лет, с 600 по 1300 год нашей эры. Сегодня парк защищает около 5 тысяч известных археологических памятников, в том числе 600 скальных жилищ. Это уникальное место внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из самых известных и лучше всего сохранившихся в Соединенных Штатах.

Исключительные археологические памятники (ранее называемые руинами) ландшафта Меса-Верде красноречиво свидетельствуют об истории и древних культурных традициях коренных американцев. Они представляют собой графическую связь между прошлым и настоящим образом жизни народов пуэбло на юго-западе Америки. Предки народа пуэбло (также известные как Анасази) построили эти жилища на скалах в конце XII — начале XIII века. Кроме того, многие доисторические деревни и археологические находки, сделанные на вершинах горы, связаны с доисторическим прошлым Северной Америки.

Национальный парк Меса-Верде

Национальный парк Меса-Верде

Национальный парк Меса-Верде

Самое известное и интересное место парка Меса-Верде — скальные жилища. Прожив на вершине горы около шестисот лет, предки пуэбло начали возводить под нависающими скалами Меса-Верде постройки — от однокомнатных складских помещений до целых деревень, в которых насчитывалось более 150 комнат. Десятилетия раскопок и кропотливой исследовательской работы по-прежнему оставляют много вопросов без ответа, но они показали нам, что древние пуэбло были отличными мастерами, навыки и умения которых помогли им выжить.

Национальный парк Меса-Верде

Национальный парк Меса-Верде

Национальный парк Меса-Верде

Охота, собирательство и выращивание сельскохозяйственных культур, таких как кукуруза, бобы и кабачки, были основными занятиями древнего народа.

Национальный парк Меса-Верде

Национальный парк Меса-Верде

Национальный парк Меса-Верде

Сильная засуха, длившаяся с 1130 по 1180 год привела к быстрому уменьшению численности жителей во многих частях бассейна реки Сан-Хуан, особенно в каньоне Чако. Люди стали все больше мигрировать в Меса-Верде, что привело к значительному росту населения в этом районе и стало причиной появления гораздо более крупных поселений с населением от шести до восьмисот человек. Это ограничивало мобильность жителей Меса Верде, которые меняли место жительства в зависимости от того, где выращивали себе еду. Людей стало больше, и они все больше и больше сил вынуждены были вкладывать в сельское хозяйство. Рост населения также привел к массовой вырубке деревьев, что повлекло за собой сокращение среды обитания для многих видов диких растений и животных, на которые полагались жители Меса Верде. Так еще больше усугубилась их зависимость от одомашненных культур, подверженных засухе.

Национальный парк Меса-Верде

Национальный парк Меса-Верде

Фото: dassel / pixabay (Pixabay License)

Национальный парк Меса-Верде

Фото: dassel / pixabay (Pixabay License)

К 1285 году, после периода социальной и экологической нестабильности, вызванной серией суровых и продолжительных засух, люди покинули этот район и двинулись на юг в районы Аризоны и Нью-Мексико, включая Рио-Чама, плато Пахарито и Санта-Фе.

Национальный парк Меса-Верде

Национальный парк Меса-Верде

Национальный парк Меса-Верде

Сегодня Национальный парк Меса-Верде даёт нам уникальную возможность своими глазами увидеть древние жилища и окунуться в уникальную атмосферу первобытной жизни. Для любителей пеших прогулок здесь обустроены маршруты, которые в полной мере позволяют насладиться красотой этой местности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию