Medeatourvl.ru

Путеводитель путешественника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рассвет в Ангкор вате. Большой круг по храмам Ангкора

Рассвет в Ангкор вате. Большой круг по храмам Ангкора

Продолжаю серию заметок о самостоятельном путешествии в Камбоджу к древнему городу Ангкору. В этой заметке расскажу о том, как мы встречали рассвет в Ангкор-вате и про большой круг храмов Ангкора. Предыдущие заметки:

  • Ангкор ват на рассвете
  • Храм Преах Кхан
  • Храм Ник Пин
  • Храм Та Сом
  • Пре Руп и Восточный Мебон

Ангкор ват на рассвете

Наверное, самое яркое впечатление первого дня, проведённого в Ангкоре, это «КИТАЙЦЫ. » Даже ван-доллар дети не так цепляют, как количество граждан КНР. Поэтому, решив встретить рассвет в Ангкор-вате, мы думали убить двух зайцев: и рассвет пофоткать, и получить временное преимущество над китайскими туристами.

Где там. Скукожившись от предрассветного холода в кибитке, мы созерцали толпы людей, стягивающихся к Ангкор-вату. Они шли пешком, ехали на велосипедах, в мото-кибитках, на микроавтобусах… Казалось, что людей больше, чем днём!

Ушлые камбоджийцы продавали чай в пластиковых стаканчиках по 1$ и во всю предлагали завтраки.

Мы попытались занять наиболее удобную позицию, откуда будет видно силуэт величественного Ангкор-вата в лучах восходящего солнца. Почему силуэт? Потому что солнце встаёт за Ангкор-ватом, т.е. освещает восточную сторону, а центральный вход — с западной. Всё готово, но вот незадача: какие-то олени туристы забрались в галерею и фотографируют её со вспышкой! Ё-моё, ну полчаса и рассветёт, что вы там в потёмках лазите?!

Ангкор-ват, Камбоджа

В заметке про храмы малого круга я говорила, что попасть в Центральную башню Ангкор-вата днём нам не удалось из-за огромной очереди желающих. А ранним утром оказалось, что в башню пускают посетителей только с 8-ми утра. Но есть один грязный хак зелёного цвета: дать денег охраннику, дежурящему около центральной части. При чем даже предлагать не надо, попытайтесь подняться по лестнице, он вас остановит, скажет приходить в 8 утра. Отойдите в сторонку с грустным лицом, и через 2 минуты охранник сам подойдёт к вам и назовёт сумму. Можно даже поторговаться.

Ангкор, Камбоджа

Сверху видно, как солнце поднимается над джунглями, касаясь лучами макушек деревьев.

Ангкор, Камбоджа

Вид на центральный вход сверху.

Ангкор, Камбоджа

Спустившись с небес на землю (да-да, именно такое ощущение возникает, когда спускаешься с башни), мы вышли через восточный вход и немного прогулялись по окрестностям Ангкор вата.

Ангокор, Камбоджа

На обратном пути встретили обезьяну, и решили угостить её одним из бананов, которые взяли с собой в качестве завтрака.

Обезьяна, Ангкор, Камбоджа

Но наглая обезьянья морда запомнила, что у нас было несколько бананов и, съев один, пошла отбирать остальные. Так я осталась без завтрака, а животное — сытым и довольным.

Обезьяна, Ангкор, Камбоджа

Распрощавшись с бананами и обезьяной, мы двинулись в путь и обнаружили целое семейство обезьян. Нет, правильнее будет сказать, мы нарвались на целую гоп-стоп банду обезьян, действовавших по принципу «Есть чо? А если найду?»

Как я встречал неправильный рассвет в Ангкор Вате

Самая главная достопримечательность Камбоджи — полуразрушенный храм Ангкор Ват, а самое популярное фото Ангкор Вата — то, которое сделано на рассвете. Любой турист, который приезжает смотреть на останки древних храмов просто обязан проснуться ни свет ни заря (около полпятого утра), и попереться на рассветную съёмку. И абсолютно неважно, вооружён ты отстойным китайским смартфоном трёхлетней давности, последним Айфоном со странной чёлочкой вместо кнопки, крутейшей тяжеленной зеркалкой со штативом, или мыльницей (как у меня) — ты обязательно надеешься на то, что в награду за столь раннее пробуждение у тебя получится на рассвете снять фотошедевр.

Но в моём случае, я пошёл на неправильный рассвет, и никакого шедевра у меня не получилось. Зато есть рассказ про то, как я попытался всех перехитрить, и что из этого вышло.

1. Чтобы вы понимали, о каком шедевре идёт речь, я позаимствовал вот эту фотографию у моего друга [Bad username: varlamov.ru] — он во время визита в Камбоджу всё сделал правильно: встал пораньше, отправился на верную рассветную точку, занял выгодное место, и сделал несколько отличных кадров.

Фото — [Bad username: varlamov.ru]

Тут надо заметить, что здание храма смотрит на запад. Поэтому на всех рассветных фотографиях Ангкор Вата солнце встаёт за ним, так что его башни видны лишь силуэтом. Зато они отражаются в глади одного из бассейнов (на самом деле это скорее такие большие лужицы). При этом два раза в году солнце встаёт именно так, что появляется конкретно над башнями — это происходит во вторых половинах марта и сентября, в период равноденствия. Фотографию выше Илья сделал в начале марта, и солнце появилось немного левей основных башен.

2. Так как это самая популярная точка для съёмки самой популярной достопримечательности, всем известно, что к рассвету фотографировать храм собираются полчища народу. Причём все норовят занять место у кромки воды на дальней стороне лужи от храма. Чтобы очутиться в первых рядах всем рекомендуют приезжать за полчаса, а то и за час до рассвета. В итоге туристы приезжают всё раньше и раньше, и всей толпой ждут пока не появится солнце. В своём рассветном отчёте Варламов неплохо описал, как это всё происходит.

Фото — [Bad username: varlamov.ru]

Короче, у меня не было никакого желания снимать рассвет «как все». Я решил выпендриться. Когда в пять утра меня из отеля забрал мой Фергусон на тук-туке, я спросил у него:

Читайте так же:
Недорогой отель в Бангкоке с шикарным завтраком и в 2-х минутах ходьбы от BTS

— Скажи, есть ли здесь какое-нибудь место для рассветной съёмки, где будет не так много народу, как у главного храма?

Фергусон немного подумал, и говорит:

— Ну, вообще-то есть. Там рядом есть холм, на котором стоит старый храм. Называется Пном Бакенг, с него вообще-то видно Ангкор Ват, но не так чтоб очень. И народу там с утра будет не много — он гораздо более популярен на закате.

— Решено! — воскликнул я. — Едем на этот твой Пном!

— Но вообще-то все предпочитают-.

— Не важно! Я не хочу как все. Поехали быстрей, чтоб не проворонить рассвет.

3. Как я потом узнал, Пном Бакенг был построен гораздо раньше остальных популярных храмов окрестности — его возвели в конце IX века нашей эры (тогда как, например Ангкор Ват был построен в XII веке). Изначально храм посвятили индуистскому божеству Шиве, хотя потом, как и соседи, он использовался для буддийских обрядов.

Храм стоит на холме высотой где-то в 65 метров, и подниматься наверх надо пешком. Когда мы подъехали к подножию, вокруг было совсем темно, так что вот пара фотографий тропы наверх сделанные мной уже после рассвета:

4. Возле пути стоит табличка: «осторожно, слоновья тропа». Правда я там никаких слонов не заметил. Может её просто для колорита добавили?

5. Вот он, Пном Бакенг. Такому чайнику кхмерской архитектуры, как я, было трудно найти сильную разницу между ним, и более новыми постройками этих мест.

6. Те же вычурные башни, та же многоярусная пирамида и очень крутые лестницы. И статуи львов, которые на львов похоже очень слабо (это в Азии часто случается).

7. Когда я поднялся наконец на главную платформу наверху храма, я понял, что сильно просчитался в погоне за тем, чтобы не быть «как все».

8. То есть, тут был отличный вид на окрестное небо, которое переливалось предрассветными красками.

9. Причём был хороший обзор на все 360 градусов. Сзади виднелись огни Сиемреапа, а облака переливались нежно-лиловым цветом.

10. Но вот вид на Ангкор Ват отсюда был просто никакой. Если прищуриться, то можно было угадать острый пик самой центральной из его пяти башен где-то там, вдалеке. Чтобы проявить его на фотографии, пришлось максимально использовать телефото способности моего фотоаппарата, а потом ещё вытягивать тени в Лайтруме. Короче, скажу вам сразу — эта другая точка — ни фига не точка для съёмки Ангкор Вата. Хотя для того, чтоб просто снимать красивый рассвет, она вполне ничего.

11. Ну если не видны башни главного храма, можно снять отрожение башен самого Пном Бакенга. Благо, такое отражение можно сфотографировать в любой лужице, если подойти достаточно близко.

12. Мелким утешением для меня было то, что Фергусон не соврал насчёт малолюдности этой точки. Народу здесь было действительно немного — наверное меньше десяти человек на весь храм. Так что никто не лез друг-другу в кадр.

13. Вот эта пара англичан притащили наверх своего гида, который долго показывал им вооон туда, пока они тоже не разглядели крохотную башенку Ангкор Вата вдали. После этого парень попросил гида сделать фотографию их на фоне предрассветного неба. Я краем глаза посмотрел на крохотную любительскую мыльницу, которую тот принёс для съёмки. «Скорее всего ничего хорошего из этого кадра не выйдет,» подумал мой непонятно откуда взявшийся внутренний фото-сноб.

14. Пара заняла места, гид поднял мыльницу и приготовился снимать. И тут парень достал из кармана коробочку, и встал на одно колено. Он прямо тут на рассвете в Камбодже делал предложение своей девушке! При этом он ничего не говорил, а просто широко улыбался и смотрел на неё.

А она в ответ не знала что делать! Было видно, что её первая мысль была, что это какой-то глупый, жестокий розыгрыш.

— Ты что делаешь?! — девушка осматривалась по сторонам, как будто ожидала, что вот-вот из-за одной из башен храма выбежет съёмочная группа одного из телешоу, где людей выставляют на посмешище с помощью скрытой камеры. — Что это значит? — повторяла она. Но съёмочная группа всё не выходила, и девушка постепенно вроде смирилась с идеей, что её молодой человек действительно предлагает ей руку и сердце.

В итоге она расплакалась от счастья, и начала целовать парня, так толком и не ответив «да». Но было понятно, что его предложение принято.

Мне подумалось, что потом эти двое вернутся домой, где они расскажут друзьям о супер-романтичном предложении на рассвете, на вершине древнего храма в Камбодже. И все представят себе такую невероятную картину из голливудского кино, когда все герои знают точно, что надо сказать, и всё получается красиво. На на самом деле получилось довольно неловко — парень не знал, как толком предложить, а девушка — как толком согласиться. Но разве кто-нибудь это вспомнит? А потом я тут же подумал о том прекрасном закате, когда мы с Тоней стали женихом и невестой. Он наверное тоже гораздо круче звучит в пересказа, чем на самом деле было.

Может и не бывает их, этих голливудских предложений в настоящей жизни.

15. Но что-то я отвлёкся. Пока все десять человек на храме переживали эту маленькую романтическую сценку, солнце уже почти взошло.

Читайте так же:
Как мы добирались в Таиланд. Перелёт из Москвы в Таиланд Аэрофлотом

16. Небо сзади храма тоже стало огненным.

17. И вот они, первые лучи солнца над Пном Бакенгом. Это конечно не отражение Ангкор Вата, но надо довольствоваться тем, что есть.

18. Уже стало очень светло, и все башни храма были отчётливо видны.

19. Насчёт «довольствоваться тем, что есть». Я решил этого не делать, быстро спустился с холма, и сказал Фергусону поехать к Ангкор Вату. «А вдруг ещё успею,» подумал я. Ведь когда солнце встаёт над башнями, это происходит позже, чем оно появляется над горизонтом. Но время года было неправильное, так что никакой рассвет у главного храма я не застал. А застал толпы туристов, которые расходились в надежде пойти в отель и поспать ещё пару часиков.

20. Ночью прошли дожди, и на центральной дороге к храму оставались мелкие лужи. В одной из них я снял «почти» правильный рассветный кадр с отражением башен.

21. Возле отражающих «бассейнов» ряды рассветных фотографов к этому времени изрядно поредели, а те, что остались, уже фотографировали не храм, а друг-друга.

22. Для порядка я всё же сделал фотографию с силуэтом отражающихся башен в воде. Солнце ещё поднялось не слишком высоко, не все рассветные краски успели исчезнуть.

23. Зато ко мне тут же подошёл один из местных детей, и предложил купить открытку с «правильным» рассветом. Стоила она сущий пустяк — где-то доллар.

24. Вообще, там у храма очень бойко развита коммерция. Продают различные безделушки, сувениры, картины, книги. И конечно продавцам всего этого барахла не лень вставать до рассвета, чтобы успеть наживиться на сонных туристах, довольных только что снятыми шедеврами. Но так как я шедевра не сфотографировал, я был немного злой, и ничего покупать у них не стал.

25. Ещё тут работает местный общепит. Все блюда в меню стоят $5. Плюс два доллара за напиток (чай, кофе, и т.д.)

Мой вам совет: если вы действительно собираетесь там есть, то сначала проявите к этому меню интерес, но потом притворитесь, что вы не голодные. Отойдите в сторонку, подальше от других туристов, но так, чтоб зазывала пошёл за вами. Когда другие иностранцы уже не будут слышать, ваш настойчивый знакомый начнёт спускать цену. Сначала скажет, что за $5 угостит вас и кофе тоже. А потом и вовсе собьёт цену до четырёх, трёх, и даже двух долларов. Я действительно был не голоден, и на этом месте ушёл слишком далеко, чтоб за мной продолжать гнаться. Так что я не знаю, можно ли там поесть за доллар. Но за два — абсолютно точно.

Храмы Ангкор Ват, часть 2: самые высокие храмы

Решила немного изменить порядок моего обзора храмов Ангкор Ват (начало которого тут) — и сегодня будут самые высокие храмы! За одним исключением, на все эти храмы можно залезть — и что-то с них увидеть! Но есть одна ма-а-аленькая проблема…

Я вообще-то люблю на высокие места забираться. Боюсь высоты, но люблю эти все панорамы, к тому же замысел архитектора сверху оценить проще, и вообще — сверху видно то, чего снизу никогда не увидишь! Поэтому до поездки в Камбоджу я думала, найду какой-нибудь храм повыше и увижу весь комплекс Ангкор Ват! Ну не весь, так ладно, храмов пять. Ну, три. Но над этим планом дружно смеялись все лица храма Байон, а причина все та же — расстояния! В Ангкоре одного храма от другого не видно, а джунгли за прошедшие 7 веков старательно росли и теперь закрывают многие храмы «с головой»! Так что обозреть панораму храмов Ангкор Ват не получится, а вот оборзеть от подъемов и посмотреть рассвет или закат — вполне.

К слову, во всем комплексе Ангкор Ват запрещены полеты дронов и съемки с них — кхмеры считают это неуважением к религиозным символам, а Ангкор для них это в первую очередь священное место, а потом уже место для пикников и селфи. За дрон арестуют, лишат билета и, скорее всего, ещё и оштрафуют, так что не советую. Зато можно попробовать экскурсию на воздушном шаре — честно говоря, мы не пробовали, но отзывы неплохие. Полетаете — расскажите!

Храм Пном Бакенг (Phnom Bakheng) и рассвет в Ангкор Ват

Начну с ближайшего к храму Ангкор Ват — с храма Пном Бакенг (здесь). Он находится на холме и на нем принято встречать рассвет (хотя, по-моему, особой разницы между «рассветными» и «закатными» храмами нет). К этому храму можно подняться пешком, а можно на слоне — но слоны приходят на работу после рассвета. Так что рассветные посетители топают наверх ногами 🙂 Это не сложно, так как побьем на холм пологий, но сравнительно небыстро — минут 15. Въехать на байке или велосипеде на холм нельзя.

И ещё к слову. В Ангкор Вате, и во всем Сием Рипе, и вокруг него, в воздухе словно пыль висит, как в Индии. Это делает фотографии немного мыльными, а небо — немного облачным. Не каждый день, но часто. Из всех 2 недель в Сием Рипе ясных утр и вечеров было, может, по два-три. А мы были в сухой сезон — март и апрель.

В наш последний, седьмой день посещения Ангкора мы проснулись в 5 утра, схватили купленные заранее печеньки и сок, и рванули встречать рассвет в Пном Бакенг! По пути зацепили немножко рассветного Ангкора, конечно, туда уже шла толпа туристов. И конечно, рассвет был «в молоке», ну да ладно.

Читайте так же:
Отдых на Маврикии — цены и где лучше?

рассвет и закат в Ангкор Ват

Отдельно меня повеселил охранник — а видите, говорит, во-он там очертания Ангкор Ват? И показывает на море деревьев в утреннем тумане. Я тот ещё зоркий глаз, пожалела, что бинокль не взяла! А вы видите очертания Ангкор Ват?!

Храм Бафуон (Baphuon)

Не спутайте с храмом лиц Байоном! Тот тоже высокий, но даже с верхней площадки видны сплошные лица Джайавармана VII. Как и Байон, Бафуон тоже находится внутри Ангкор Тхома (здесь), но внешне они совсем разные.

Бафуон был последним из храмов, на который я влезла — и решила, что больше не полезу ни на какой из них! Лестницы, конечно, положили современные поверх стершихся каменных ступенек, но они все равно ужасно крутые. Бодрит, когда видишь такой предупреждающий знак «будьте осторожны!», а за ним — уух! — пустота. Брр!

рассвет и закат в Ангкор Ват

Бафуон, в отличие от большинства храмов Ангкора, был построен сразу как буддийский. Зоркий глаз сразу увидит лицо Будды на задней стене храма.

И немножко соседа Бафуона — храма Фимеанакас (здесь), о котором было в прошлом посте. Хоть он и высокий, лазить на него как бы нельзя. За соблюдением правила смотрит бдительный охранник в гамаке.

Храм Та Кеo (Ta Keo)

Этот храм расположен на маршруте Малого Круга (здесь), так что если у вас день или два в Ангкор Ват — очень удобно! Вид примерно такой же, как и с двух храмов ниже. Честно говоря, кроме башни и лестницы, там особо примечательного не нашлось.

рассвет и закат в Ангкор Ват

Храм Пре Руп (Pre Rup) и закат в Ангкор Ват

Этот храм (здесь) — бывший царский крематорий, и его название значит «поворачивая тела». Какой-то он неуютный, если честно! Даже если не знать о его назначении, вид у Пре Рупа формальный и суровый. Зато там есть красотки — это родственницы стрекоз.

Лучший способ занять себя — это попробовать сфотографировать на лету быстрое и непредсказуемое насекомое! Вот она, красотка!

На Пре Рупе мы встречали закат. Опять «в молоке», точнее, в тучах! Хотя мы такие не одни, сидим и смотрим на зеленое море

Храм Восточный Мебон (Eastern Mebon)

Младший брат-близнец Пре Рупа, находится прямо рядом — здесь. Без похоронного прошлого и налёта жутковатости! С него открываются эпичные виды на то, каким чудом ещё держатся некоторые постройки.

Маленькое святилище Будды — единственное прохладное место на вершине Ист Мебона! Хотелось сесть тут в позе лотоса и подремать, честно говоря Кажется, что это пулевые отверстия, да? На самом деле, нет! Такие дырки делали в камнях сами строители, чтобы поднимать и складывать блоки. Хотя, почему их так много в таких маленьких кирпичиках — действительно, загадка

Хочется закончить этот пост на высокой ноте! Но я, честно говоря, рада, что все храмы такие разные, и хотя большинство из них построены по образу индуистского миропорядка со священной горой Меру по центру, не каждый храм — это гора, на которую надо забираться по жарким крутым ступеням :)))

Храмовый комплекс Ангкор: храмы и маршруты осмотра

Если вы впервые приступаете к осмотру храмового комплекса Ангкор, то от его масштабов и многообразия храмов может пойти кругом голова и можно просто запутаться. Действительно, храмов так много и расположены они так хаотично, что непонятно, что же посмотреть в первую очередь, а что можно и пропустить. Давайте немного разберемся.

Для начала еще раз напомню, что храмы Ангкора осматривают из города Сиемреап. В самих храмах и между ними отелей нет, останавливаться в палатке на территории храмов и рядом с ними тоже запрещено. Поэтому останавливаться в отеле необходимо в Сиемреапе, и оттуда же начинать ежедневно ваши «вылазки в храмы».

Существует несколько «стандартных» маршрутов в зависимости от количества дней, которые вы потратите на осмотр комплекса. Они выработаны временем и практикой, и включают все самое интересно. Вполне можете выбрать один из таких вариантов. Именно по ним, обычно, работают таксисты и тук-тукеры в Сиемреапе, так что если у вас будут затруднения, они сами вам предложат массу вариантов на выбор.

Ну, а если вас не устроит ни один из предложенных маршрутов, вы сможете сами составить свой и обозначить его по карте. Для этого стоит заранее почитать описания храмов Ангкора ниже, и выбрать для себя наиболее интересные.

Ниже предложены варианты готовых маршрутов из путеводителей, которые чаще всего предлагают таксисты и тук-тукеры Сиемреапа, а рядом с каждым храмом его оценка по «интересности» по версии одного из путеводителей:

— обязательно посетить;
— стоит посетить;
— малопримечательная достопримечательность

Тур на полдня

Однодневный тур

  • Ангкор Том (Angkor Thom)
  • Та Пром (Ta Prohm)
  • Пре Руп (Pre Rup)
  • Ангкор Ват (Angkor Wat)
  • Встреча заката на Пном Бакенг (Phnom Bakheng)

Двухдневный тур

Первый день повторяет маршрут однодневного тура
Второй день
  • Вариант A
    • Встреча рассвета в Ангкор Ват (Angkor Wat)
    • Бантей Самре (Banteay Samre)
    • Группа Ролоус (Rolous Group)
    • Встреча рассвета в Ангкор Ват (Angkor Wat)
    • Пре Кан (Preah Kahn)
    • Виктори Гейт (Victory Gate)
    • Томманон (Thommanon)
    • Парсат Краван (Prasat Kravan)
    • Группа Ролоус (Rolous Group)
    • Встреча рассвета в Ангкор Ват (Angkor Wat)
    • Пре Кан (Preah Kahn)
    • Неак Пеан (Neak Pean)
    • Та Сом (Ta Som)
    • Парсат Краван (Prasat Kravan)
    • Группа Ролоус (Rolous Group)

    Трехдневный маршрут

    День первый
    • Ангкор Том (Angkor Thom)
    • Томманон (Thommanon)
    • Та Кео (Ta Keo)
    • Осмотр и встреча заката в Ангкор Ват (Angkor Wat)
    День второй
    • Встреча рассвета в Ангкор Ват (Angkor Wat)
    • Баксей Чамкронг (Baksei Chamkrong)
    • Пре Кан (Preah Kahn)
    • Неак Пеан (Neak Pean)
    • Та Сом (Ta Som)
    • Пре Руп (Pre Rup)
    • Группа Ролоус (Rolous Group)
    • Встреча заката на Пном Бакенг (Phnom Bakheng)
    День третий
    • Бантей Срей (Banteay Srey)
    • Бантей Самре (Banteay Samre)
    • Восточный Мебон (East Mebon)
    • Парсат Краван (Prasat Kravan)
    • Бантей Кдей (Bateay Kdei)
    • Встреча заката в Ангкор Ват (Angkor Wat)

    Особые характеристики храмов

    Если вам интересны особые примечательные места в храмах, вот вам небольшой перечень.

    Деревья, растущие из руин:
    • Та Пром (Ta Prohm)
    • Бантей Кдей (Bateay Kdei)
    • Та Сом (Ta Som)
    Гигантские лица, вырезанные из камня:
      внутри Ангкор Том
    • Ворота Ангкор Тома (Angkor Thom Gates)
    • Бантей Кдей (Bateay Kdei)
    • Та Пром (Ta Prohm)
    • Пре Кан (Preah Kahn)
    Детальные, хорошо сохранившиеся барельефы (резнина)
    • Ангкор Ват (Angkor Wat)
    • Бантей Срей (Banteay Srey)
    • Байон (Bayon) внутри Ангкор Том
    • Баконг (Bakong)
    • Терраса прокаженного короля (Terrace of the Leper King) внутри Ангкор Том
    Встреча рассвета
    • Ангкор Ват (Angkor Wat)
    Встреча заката
    • Пном Бакенг (Phnom Bakheng) и Ангкор Ват (Angkor Wat)

    Краткие описания храмов Ангкора

    Ангкор Ват (Angkor Wat)

    Главный вид на Ангкор Ват Главный вид на Ангкор Ват

    Ангкор Ват (Angkor Wat) в переводе с кхмерского означает «город-храм». Это самый популярный и известный объект из всего храмового комплекса Ангкор.

    Ангкор Ват представляет собой часть храмового комплекса г. Ангкор в индуистском стиле, который был древней столицей Камбоджи вплоть до XV в. На сегодняшний день он сохранился лучше других храмов, расположенных на территории г. Ангкор. Храм Ангкор Ват даже изображен на государственном флаге Камбоджи.

    Построен храм в период c 1113 по 1150 гг. при правлении короля Сурьявармана II (посмертное имя – Парамавишнулок) и, по одной из версий, возводился, как усыпальница для него.

    В 1351 и 1431 годах сиамские войска захватывали г. Ангкор. Во время последнего нашествия город был разграблен и пришел в упадок. Жители покинули его, остались лишь монахи.

    С 1992 года храм Ангкор Ват в составе комплекса Ангкор, признан мировым культурным наследием и взят под защиту ЮНЕСКО. Специалисты этой организации обеспечивают охрану комплекса, его восстановление и сохранение, благодаря чему, сегодня вы можете увидеть это творение кхмерских зодчих. Ангкор Ват – одна из главнейших достопримечательностей Камбоджи.

    В целях охраны памятника, для верхнего яруса Ангкор Вата с 2010 года установлен особый режим доступа. Отныне там могут одновременно находиться не более 100 человек, а время пребывания ограничено получасом. Новые правила запрещают подъём на вершину детям, людям пожилого возраста и имеющим ограниченные возможности, что раньше практически не контролировалось. Строгие требования к одежде: плечи и колени обязательно прикрыты. Во время буддийских праздников верхняя галерея теперь закрыта для посещений.

    Ангкор Том (Angkor Thom)

    Второй уровень Байона Второй уровень Байона

    Ангкор Том в переводе с кхмерского означает «большой город». Он заслуживает особого внимания и занимает второе место по известности во всем Храмовом комплексе Ангкор, после Ангкор Вата (Angkor Wat), во многом, благодаря Байону – горе-храму с высеченными лицами.

    Ангкор Том входит в храмовый комплекс г. Ангкор, был построен в стиле Байон и посвящен буддизму.

    Город занимает большую площадь и состоял из более сотни храмов и различных построек:

    Построен Ангкор Том был в конце XII – начале XIII вв. в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII) с 1181 по 1220 гг. и стал столицей Кхмерского государства вплоть до XV в. Ранее на этой территории находилась прежняя столица — г. Яшодхарапура, однако, после нападения чамов (тямов) в 1177 г., город был очень сильно разрушен. В связи с чем, было решено построить новую столицу, недалеко от разрушенной. Поэтому на территории Ангкор Тома не все храмы построены Джаяварманом VII: Пимеанакас и Бапуон остались от прежних правителей. Сам Джаяварман VII был очень почитаемым правителем, он привнес в жизнь подданных новую религию – махаяна-буддизм, символом поклонения которой стал Будда.

    Население столицы составляло порядка миллиона человек. Территория города была поделена осевыми дорогами на четыре равные части, каждая из которых имела свое назначение. Например, в северо-западной части располагался Королевский дворец, в северо-восточной части – проживала семья короля, его приближенные, священники, юго-западная часть отдана под красивейший парк, а в юго-восточной – располагались рынки и разные административные постройки. За пределами городской стены жили простолюдины. Все жилые дома и некоторые здания были построены из дерева, поэтому до нашего времени они не сохранились, та же участь постигла и Королевский дворец, от него осталось лишь каменное основание за Террасой Слонов.

    Символизм Ангкор Тома основан на легенде о пахтании (сбалтывании) Океана молока, отображенной на одном из панно Ангкор Вата (в южном крыле восточной галереи). Эта легенда повествует о процессе сотворения мира, в котором принимают участие боги и демоны (скульптуры их расположены у ворот Ангкор Тома). Они держат в руках змея, обвивающего священную гору Меру (с ней отождествляли Байон, располагающийся в центре города), олицетворяющую центр мира, и попеременно тянут на себя, приводя гору в движение, т.о. вспенивая Океан, из которого впоследствии выделяется нектар бессмертия (амрита).

    Та Пром (Ta Prohm)

    Ангкор: Та Пром Ангкор: Та Пром

    Ta Prohm (Та Пром, Та Прум, Та Прохм, Тапром) в переводе с кхмерского означает «предок Брахмы». Однако, изначально его название упоминается как Rajavihara (Королевский монастырь). Он представляет собой буддийский храмовый комплекс и входит в структуру г. Ангкор.

    Посвящен и возведен был в честь матери короля Джайявармана VII в 1186 г. Наибольшего расцвета достиг к XIII в., здесь проживало более 12 тысяч человек, но, как и весь город Ангкор, в середине XV в. разрушен сиамскими войсками и заброшен.

    Расчистка комплекса была начата в 20-х годах XIX в. Однако, специалистами, проводившими работы по восстановлению Та Прома, было принято решение не менять кардинально внешний вид храма и его окружающую обстановку. Поэтому сегодня это единственный храм, «поглощенный» джунглями, стены и башни которого опутали корни деревьев, и сделано это было сознательно. Отчего он, наравне с Байоном, считается самым популярным местом паломников, посещающих Ангкор. Большую известность среди туристов Та Пром получил после съемок фильма с участием Анджелины Джоли «Лара Крофт. Расхитительница гробниц». В честь этого события камбоджийцы неофициально переименовали его в Храм Анджелины Джоли.

    Бантей Кдей (Banteay Kdei)

    Ангкор: Бантей Кдей Бантей Кдей

    Бантей Кдей (Banteay Kdei) в переводе с кхмерского означает «цитадель келий» и представляет собой буддийский храмовый комплекс. Он входит в структуру огромного г. Ангкор.

    Строительство велось при короле Джайявармане VII (Jayavarman VII) с середины XII до начала XIII в., предположительно на месте уже существовавшего с X в. храма. Расчистка комплекса была начата в 20-х годах XIX в., и несмотря на это, вплоть до 1960 г., здесь проживала небольшая группа монахов. На сегодняшний день, Бантей Кдей находится не в лучшем состоянии, во многом из-за использования при строительстве плохого песчаника. Повсюду можно увидеть деревянные балки, которыми подпирают различные части разрушающегося здания.

    Чау Сей Тевода (Chau Say Tevoda)

    Ангкор: Храм Чау Сей Тевода Храм Чау Сей Тевода

    Храм Чау Сей Тевода напоминает по архитектуре Ангкор Ват (Angkor Wat) и внешне похож на соседний Тхомманон (Thommanon). Посвящен индуизму.

    Период постройки датируется концом XI – началом XII вв. и принадлежит Сурьяварману II (Suryavarman II). Очистка территории храма начата в 20-х годах XIX в., а в 2009 году он был значительно реконструирован.

    Дорога к храму Чау Сей Тевода проходит от Ангкор Тома (Angkor Thom) через Ворота Победы (Victory Gate), от которых придется пройти или проехать порядка 500 м. на восток по грунтовой дороге, а затем повернуть направо. Если двигаться от Томманона, то нужно пройти на юг, перейдя дорогу, примерно метров 100. См. Чау Сей Тевода на карте Ангкора

    После проведенных работ по восстановлению храма, завершившихся в 2009 году, сегодня он находится в хорошем состоянии и заслуживает посещения, однако, если вы уже были у Томманона, то Чау Сей Теводу можно и пропустить. Вероятно, поэтому посетителей здесь обычно немного, но это не влияет на торгашескую деятельность местных, которые ведут активную борьбу за выманивание денег с туристов.

    На осмотр Чау Сей Теводы можно уделить не более 30 минут. Время посещения – утро или вечер.

    Тхомманон (Thommanon)

    Ангкор: Храм Тхомманон (Thommanon) Тхомманон (Thommanon)

    Тхомманон, Томанон — небольшой храм, входящий в комплекс г. Ангкора. Некоторые источники рассматривают его в единстве с храмом Чау Сей Тевода (Chau Say Tevoda), т.к. они похожи и построены в одном стиле, да и располагаются в сотне метров друг на друга.

    Сооружение храма относят к периоду строительства Ангкор Ват, примерно середина XII – начало XIII вв. и принадлежит Сурьяварману II (Suryavarman II). Работы по очистке храма начаты в 20-х годах XIX в., а в 60-х годах он был восстановлен и находится сегодня в лучшем, по сравнению, с некоторыми храмами Ангкора состоянии. Барельефы и сооружения Томманона выглядят отлично.

    Храм посвящен индуистским богам Шиве и Вишну.

    Добраться к Томманону от Ангкор Тома (Angkor Thom) можно следуя через Ворота Победы (Victory Gate), от которых придется пройти или проехать порядка 600 м. на восток по грунтовой дороге. Храм будет с левой стороны, но мимо проехать не получится, т.к. здесь всегда много торговцев, которые бывают очень навязчивы. См. Тхомманон на карте Ангкора

    Сра Сранг (Srah Srang)

    Ангкор: Сра Сранг Сра Сранг

    Сра Сранг (Srah Srang) — искусственный водоем, служивший купальней для короля Джаявармана VII (Jayavarman VII) и его семьи, был создан в середине X – конце XII вв. Его размеры внушительны и составляют около 750 м на 350 м. Располагается он к востоку от храма Бантей Кдей (Banteay Kdei), и стоит его посещение совместить с осмотром последнего. Пройдя через восточные ворота Бантей Кдей дорога прямиком приведет к лестнице, ведущей к помосту бассейна, обрамленному фигурами нагов, с тремя спусками к воде См. Сра Сранг на карте Ангкора . Вид, открывающийся отсюда, довольно живописен, поэтому желающие могут встретить здесь рассвет. По некоторым данным в период сухого сезона даже можно увидеть в центре бассейна остатки небольшого храма.

    На осмотр бассейна Сра Сранг стоит выделить до 15 минут. Лучшее время для фотографирования – ранее утро.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию