Санта-Мария-дель-Фьоре: знаменитый собор Флоренции, который веками хранит свой секрет
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – флорентийский храм, один из важнейших памятников итальянской и мировой архитектуры. История его строительства связана со знаковыми для искусства именами – ди Камбио, Джотто, Брунеллески. Задуманный как кафедральный собор города в конце XIII века, он строился и перестраивался вплоть до начала ХХ в. Туристов зачаровывает нарядная облицовка фасада из цветного итальянского мрамора, витражные окна, мозаики и фрески, резные двери и барельефы. Расположенный на площади Дуомо вместе с баптистерием и колокольней Джотто собор Санта-Мария-дель-Фьоре входит в число памятников исторического центра Флоренции, защищенных ЮНЕСКО.
Сэкономь на путешествии!
История знаменитого долгостроя
Еще в V веке на месте будущего храма была построена церковь Святой Репараты, принявшей мученическую смерть в III веке. Вместе со святым Зиновием мученица стала покровительницей Флоренции. Из-за несовершенных строительных технологий к XIII веку собор просто разваливался от старости, к тому же он уже не мог вместить в себя всех желающих присутствовать на службе. Те же проблемы испытывали главные соборы Сиены и Пизы, и в этих городах началось возведение новых, более вместительных храмов. Флоренция, всегда конкурировавшая с соседями, сразу же включилась в гонку. Проект был заказан Арнольфо ди Камбио, к тому моменту уже построившему базилику Санта-Кроче, позднее добавившему к числу своих шедевров Палаццо Веккьо – городскую ратушу.
Архитектор спроектировал здание, состоящее из трех нефов-отделений под восьмиугольным куполом. Центральный неф опирался на фундамент церкви Святой Репараты. Первый камень будущего храма торжественно заложил папский посланник Валериан в 1296 году. До 1310 г. строительство велось энергично, потом ди Камбио скончался, и темпы резко замедлились на 30 лет. Санта-Мария-дель-Фьоре ожидала участь кафедральных соборов Пизы и Сиены, так никогда и не завершенных, если бы не подозрительно своевременная находка. В руинах Санта-Репараты были обнаружены останки святого Зиновия, первого епископа города. Тут же нашлись вдохновленные чудом спонсоры – гильдия купцов, торгующих шерстью. Они наняли на работу уже ставшего популярным Джотто. В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре он продолжил реализацию проекта ди Камбио, а рядом построил необычную колокольню с яркой мраморной облицовкой. После смерти Джотто идеи мастера воплощал его ассистент Андреа Пизано – до тех пор, пока по Европе не пронеслась пандемия чумы. Когда континент пришел в себя после множества смертей, работы вели уже менее известные специалисты.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в XV веке
Только к 1418 году строители разобрались с основным корпусом – им оставалось возвести купол. В это же время власти города объявили конкурс на обновление дверей стоящего рядом баптистерия XII века. В конкурсе победил Лоренцо Гиберти, бронзовые двери баптистерия стали лучшими в карьере мастера. Вместе с ним в состязании участвовал Филиппо Брунеллески, но проиграл, однако позднее его допустили к более амбициозному проекту – возведению купола над собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Строительство началось в 1420 году. 25 марта 1436 года собор освятил папа Евгений IV. Дату выбрали не случайно: по флорентийскому календарю до 1750 года Благовещение в конце марта было днем начала нового года.
История внешнего декора и интерьера церкви
Фасад здания декорировали с XV по XIX век, пол выложили мраморной плиткой в XVI веке. Отделочный материал брали из лучших итальянских месторождений: белый мрамор везли из Каррары, зеленый – из Прато, красный – из Сиены. Интерьеры и фасады украшали скульптурные работы Донателло и других флорентийцев. Для обустройства витражей приглашали Паоло Уччелло, Донателло, Гадди. Непрерывные строительные работы не мешали бурной церковной жизни. В XV веке в храме Санта-Мария-дель-Фьоре проходил XVII Вселенский собор католической церкви, когда западные богословы безуспешно пытались вступить в союз с православными. В его стенах выступал с проповедями Савонарола, здесь мятежники убили брата Лоренцо Великолепного и едва не зарезали самого герцога.
Архитектурные особенности собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Величие собора Санта-Мария-дель-Фьоре, достигающего 153 м в длину, 38 м в ширину, а в крестовой части и 90 метров, поражает воображение. Высота арок здания составляет 23 м, собора вместе с куполом и крестом – 114,5 м. Сегодняшний храм – эффектное здание с богатым декором, визуальный центр Флоренции, однако современники воспринимали его по-другому. Каждый новый этап строительства был открытием в истории архитектуры. Арнольфо ди Камбио добился небывалых размеров, Джотто отказался от средневековых пропорций и внес в проект первые элементы Возрождения, Брунеллески создал огромный облицованный кирпичами купол без использования сложной системы лесов.
Архитекторы XIX века, завершавшие работу над фасадом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, напротив, стремились удержаться в рамках традиции и работать в согласии со старыми мастерами.
Фасад и главный вход
Проект фасада приписывают Джотто, хотя на самом деле работы по декорированию начались на два столетия позже. Это коллективная работа нескольких мастеров, среди которых Андреа Орканья и Таддео Гадди. Строили входную часть храма крайне медленно, в конце концов тосканский герцог Франческо I повелел Бернардо Буонталенти вообще разобрать готовую стену, поскольку она не соответствовала ренессансным представлениям о прекрасном. Часть украшавших его изначально скульптур позднее попали в музей за собором, часть – в Берлинский музей и Лувр. На этом злоключения передней стены не закончились: подрядчики и власти города переругались между собой из-за денег, и до XIX века собор Санта-Мария-дель-Фьоре так и стоял голым, пока его дизайном не занялся Эмилио де Фабрис. Он создал неоготический фасад из белого, зеленого и красного мрамора, посвященный Деве Марии. Коллеги по цеху в целом одобрили работу, хотя некоторые сочли главный вход в собор излишне декоративным.
В лицевой части собора Санта-Мария-дель-Фьоре посетители видят три массивные бронзовые двери работы Аугусто Пассальи, установленные на рубеже XIX-XX вв. и украшенные сценами из жизни Девы Марии. Полукруглые люнеты над входами выложены мозаиками по проекту Николо Барабино, религиозного художника XIX века. По традиции эпохи Возрождения, он включил в сюжеты мозаик не только фигуры Христа, Марии и Иоанна Крестителя, но и изображения флорентийских художников, меценатов, ученых и купцов. Барельеф работы его современника Тито Саррокки – Дева Мария на троне с украшенным цветами скипетром – находится на фронтоне центральной двери. На вершине фасада обустроена серия ниш с 12 апостолами, по центру – Мадонна с младенцем. На самом верху здания, между окном-розой и треугольным тимпаном, представлены бюсты великих флорентийских художников.
Купол Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре обходился без купола более сотни лет с начала строительства. Причин для промедления было несколько: банальная нехватка средств, проблемы с материалами и, наконец, самое главное – никто не знал, как построить купол такой величины, чтобы он не обрушился и не убил строителей и прихожан. Готические полуарки, забирающие на себя часть веса, к этому моменту считались устаревшими. Архитекторам хотелось добиться простоты и легкости купола римского Пантеона, выполненного из цемента по утраченным технологиям. Брунеллески изучал опыт античности, но пришел к выводу, что для обустройства лесов не хватит запасов древесины со всей Тосканы. Опираясь на собственную интуицию, он решил использовать цепные арки из камня и железа, намертво держащие восьмиугольный купол. На внутренних ребрах купола установили углубления для платформ, заменявших леса. Облицовочные кирпичи тоже укладывали нетрадиционно, елочкой, иначе детали падали вниз до тех пор, пока раствор не схватится. Всего строителям понадобилось 4 миллиона кирпичей, для их подъема к куполу архитектор изобрел специальную машину. После смерти Брунеллески осталось завершить отделочные работы. На вершине купола был размещен медный шар из мастерской Верроккьо. Считается, что в его изготовлении принимал участие подмастерье по имени Леонардо да Винчи.
Интерьер собора
Многие элементы декора со временем были утрачены или перенесены в музей собора, в том числе кафедры хора работы Донателло и Луки делла Роббиа. Некоторые фрески в XIX веке, во избежание утраты, перевели на холсты, как изображение Данте, читающего перед Флоренцией «Божественную комедию», кисти Доменико ди Микелино. Выдающиеся надгробные изображения размещены внутри собора – это живописные конные статуи кондотьеров Никколо Толентино работы Андреа дель Кастаньо и Джона Хоквуда работы Паоло Уччелло. Над главным входом расположены литургические часы работы Паоло Уччелло с 24 цифрами на циферблате.
Стены украшены 44 витражами XIV-XV вв. Один из старейших, с изображением Христа, коронующего Марию, работы Гаддо Гадди, расположен прямо над часами. Из нефа видно только одно витражное окно работы Донателло, посвященное коронации Девы. Купол, по замыслу Брунеллески, должны были покрыть изнутри позолотой, потом решили сэкономить и ограничиться побелкой. Позднее его поверхность расписал коллектив художников, в том числе Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро, в различных техниках.
Крипта собора
Продолжительные археологические раскопки 60-70-х гг. ХХ века показали, как последовательно сменяли друг друга собор Санта Репарата с раннесредневековым мозаичным многоцветным полом и Санта-Мария-дель-Фьоре. В крипте, подземелье собора, расположена простая могила Филиппо Брунеллески. Кроме архитектора, в храме похоронен Зиновий Флорентийский, первый епископ Флоренции, Конрад II, средневековый король Германии и Италии, Джотто, ставший первым деятелем Проторенессанса, несколько средневековых пап. Кстати, легенда про захоронение Джотто в соборе устойчиво держится с момента смерти художника, но останки его так и не найдены, как и могилы Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано. С 1974 года крипта открыта для платного посещения.
Информация для туристов
Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, через правую дверь центрального фасада, доступ открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00, в субботу с 8.30 до 17.40. На самом деле расписание условное, зависящее и от распорядка церковных служб, и от погоды – при сильном ветре подъем на купол запрещен. Уточнять время визита рекомендуется на официальном сайте музея Дуомо. Инвалиды-колясочники могут попасть в собор с правой стороны здания. Все удобства: туалет, гардероб, кафе – расположены в музее.
Осмотр платных достопримечательностей
Посещение купола и склепа-крипты платное – комплексный билет стоит 15 евро, для детей 6-11 лет – 3 евро. Он дает право в течение 6 суток с момента приобретения осмотреть достопримечательности собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольню справа от храма, баптистерий перед его центральным входом и музей за ним. Билет действителен в течение 48 часов с момента допуска к первому объекту, дважды осматривать одно и то же нельзя. Чтобы подняться по 463-ступенчатой лестнице на купол, нужно забронировать время заранее. Если не прийти вовремя, то перенести посещение нельзя – слишком много желающих оказаться на лучшей смотровой площадке во Флоренции.
Как добраться
Найти собор Санта-Мария-дель-Фьоре не сложно, ведь это самое внушительное здание в историческом центре Флоренции. Чтобы добраться до него от вокзала Санта-Мария-Новелла, нужно выйти на виа Панцани и затем свернуть на виа Черретани. Из аэропорта Флоренции до вокзала можно доехать на шаттле Volainbus, который курсирует с 5.30 до 0.30 (c 5.30 до 21.30 автобусы отправляются каждые полчаса, с 20.30 до 0.30 – раз в час; время в пути – около 20 минут, билет стоит 6 евро). Если же Вы выезжаете из отдаленных районов города, можно воспользоваться автобусами № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
Один из самых прославленных шедевров средневековой архитектуры, кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (Basilica di Santa Maria del Fiore) является пятым по величине собором в Европе после Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Кафедрального собора Севильи и Миланского собора. Благодаря смелости создателей его конструкции, пышности декораций и авторской уникальности, собор был признан в 1982 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История собора и его конструкция
В 1285 году во Флоренции было решено расширить старую и уже обветшалую церковь Санта-Репарата, построенную в 6-м веке, функции которой между 9-м и 11-м веком выполнял баптистерий. Проект был поручен архитектору и скульптору Арнольфо ди Камбио (14 век), который заложил первый камень в 1296 году. Новый собор был посвящен Деве Марии и освящён в 1412 году в честь Санта Марии дель Фьоре. Строительство здания заняло почти два столетия, не считая строительства нынешнего фасада, который был выполнен только в девятнадцатом веке.
План флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре представляет из себя продольный корпус с тремя нефами и четырьмя пролётами в общем восьмиугольном пространстве. Три стороны восьмиугольника открываются нишами, увенчанными в свою очередь часовнями.
Этот проект является результатом тщательного изучения Арнольфо классической архитектуры: его восьмигранная форма отсылает к поздним античным строениям, а тема соединения продольного корпуса с центральным напоминает Римский Пантеон.
Колокольня Джотто
В 1334 году начались работы над колокольней. Спроектировать эту великолепную башню было поручено художнику Джотто (Giotto). Джотто, будучи уже в то время признанным художником, был также назначен архитектором и ответственным за строительство собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Это был первый случай в истории, когда столь важные обязанности были возложены на художника.
Башня, отделенная от корпуса церкви, имеет квадратное строение и компактную конструкцию, усиленную по углам прочными контрфорсами с восьмигранным сечением. Её строительство, которое после смерти Джотто дошло до первого каркаса, продолжил Андреа Пизано и закончили в 1357 году Франческо Таленти и Нери ди Фиораванте. Снаружи и собор, и колокольня облицованы полихромным мрамором, с утонченным рисунком на башне, соответствующем замыслу Джотто, и более крупным на стенах собора, имитирующим полосчатый мотив, украшающий Баптистерий.
Фасад собора
Нынешний фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре является не готическим, а неоготическим, поскольку он был построен в 19 веке. В конце 19 века в Италии были проведены конкурсы по завершению некоторых известных незаконченных средневековых памятников: Сан Петронио в Болонье, Кафедральный собор Милана, Кафедральный собор Амальфи. В 1864 году во Флоренции по проекту Эмилио де Фабриса (1807-1883) было решено завершить работы над фасадом собора Арнольфи. Строительство фасада было выполнено в период между 1880 и 1888 годами по проекту Эмилио де Фабриса (1807-1883).
Структура, выполненная из полихромного мрамора, хроматически гармонирует как с боковыми возвышенностями Собора, так и с близлежащими зданиями, то есть с колокольней и баптистерием. Современность фасада, который в комплексе почти идеально гармонирует со всем собором, выдаёт только избыточное присутствие декораций. Кроме того, по сравнению с боковыми сторонами собора, в фасаде преобладает «красный сиенский» мрамор, выбранный из патриотических соображений. Это были годы объединения Италии, и триколор фасада служил манифестом нового государства.
Купол Брунеллески собора Санта Мария дель Фьоре
Символ Возрождения и памятник человеческой изобретательности, Купол Брунеллески был самым большим в мире во время своего строительства и до сих пор является самым большим каменным куполом из когда-либо построенных.
Трудная задача
Учитывая то, что Флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре — это гигантское здание: 153 метра в длину, рассчитанное на 30 000 человек, с размерами купола, достигающего 43 метра в диаметре, строительство купола было непростой задачей, несмотря даже на имеющийся пример прекрасно сохранившегося купола Римского пантеона. Дело в том, что древние римляне построили свой купол из бетона, но техника такого строительства была уже давно утеряна. Купол флорентийского собора должен был быть построен как и своды готических соборов из камня или кирпича. Но строительство деревянного опорного каркаса свода, который начинался бы с земли и поднимался на 93 метра в высоту, эквивалентной 30-этажному зданию, считалось невозможным и слишком дорогим. Кроме того, ни один сорт дерева не мог выдержать вес такого большого и тяжелого покрытия до завершения его строительства.
Проект Брунеллески
Конкурс 1418 года ставил задачу решения проблемы со строительством купола. Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), 1377-1446 гг., был в числе семнадцати архитекторов, представивших свои проекты, и единственным, кто прошел отбор. Его идея была гениальна своей простотой: «самонесущая» конструкция, способная поддерживать себя на каждом этапе строительства.
Конструкция купола Брунеллески состоит из двух отдельных куполов, один внутри другого. Это мощный каркас из двадцати четырёх ребер, соединенных горизонтальными арками, которые усиливают внутренний купол и разбивают очень широкие грани наружного купола на три части.
Внутренний купол несет основную конструктивную нагрузку и представляет из себя каркас из арматур и соединительных частей. Внешний купол — более легкий, и выполняет декоративную функцию. Нижняя часть купола построена из камня до тех пор, пока это позволял изгиб стен, затем использовались кирпичи, которые выкладывались «ёлочкой» для соблюдения равновесия всей конструкции.
Завершающим штрихом гения была облицовка купола. Брунеллески не хотел, чтобы его купол был похож на существующие сооружения 14 века. Для этого он создал его простую, но четко отличительную черту с помощью хроматического эффекта, заметную даже на расстоянии многих километров. Поверхность сооружения была покрыта красной черепицей и разделена восьмью рядами белого мрамора, расположенными на угловых ребрах. Эти хребты, сходившиеся у своего основания в латерне, не имеют несущей функции, но создают видимость легкого каркаса, похожего на зонтик, благодаря которому стены выглядят как натянутые мембраны.
Лантерна купола и мертвые трибуны
Лантерна
Спустя много лет после завершения строительства купола, Брунеллески занялся строительством Латерны (1438-60) и четырёх полукруглых эдикул, известных как «мертвые трибуны» (1438-70). Латерна, соединявшая белые мраморные рёбра с волютами, была задумана как настоящий маленький храм и гармонично завершала величественную структуру купола. Её архитектурная ценность неоспорима — своими масштабными размерами, один только бронзовый шар на вершине купола превышает 2 метра в диаметре, она создает неповторимый образ панорамы Флоренции.
Мертвые трибуны
У основания барабана купола были построены Мертвые трибуны, имеющие функцию статического сдерживания, заменив собой строгие готические арки. Они подпирают четыре стороны восьмиугольника, не усиленные сводами трех апсид. Их открытые большие ниши, украшенные огромными ракушками, представляют собой одну из самых ясных форм, задуманных архитектором.
Флорентийское чудо — собор Санта Мария дель Фьоре
Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, куда вошли наиболее известные достижения человечества.
Санта-Мария-дель-Фьоре в переводе с итальянского – «цветок святой Марии».
История и легенды
В XIII веке Флоренция стала главным городом-государством Тосканы. Желая продемонстрировать своё могущество и богатство, правители Флоренции надумали возвести самый большой собор. Это было непросто, потому что в то время уже стояли великолепные соборы Пизы и Сиены.
В 1296 году на месте древнего храма Санта-Репарата (V века) был заложен новый собор, который должен был превзойти своим величием все известные храмы мира.
Задача была очень сложной. И строительство храма длилось почти шесть веков. В 1469 году собор был освящён с ещё незавершённым фасадом.
Над собором Санта-Мария-дель-Фьоре работали шесть известных архитекторов. Автор проекта Арнольфо ди Камбио (памятник этому архитектору стоит на соборной площади – Пьяцца дель Дуомо).
После смерти первого архитектора, работу над собором продолжил Джотто, начавший возведение колокольни. Затем умер и Джотто. На какое-то время работы по строительству прервались из-за эпидемии чумы, унёсшей половину жителей Флоренции.
В 1436 году по проекту Филиппо Брунеллески был возведён огромный восьмиугольный купол. Работа над храмом длилась долгие годы и вот, наконец, в 1887 году ажурный каменный собор был завершён.
Неудивительно, что за столько веков строительства собор оброс многочисленными легендами. Одна из них связана с именем знаменитого Микеланджело. Его пригласили устранить огрехи неосторожного скульптора, случайно пробившего дыру в огромном куске мрамора – как раз на том месте, где планировалось вырезать ноги статуи Давида.
Микеланджело стал ваять статую таким образом, чтобы избежать повреждённого участка мрамора. И вот, когда работа уже была завершена, в собор явился флорентийский глава Содерини и, придирчиво осмотрев мраморного Давида, заявил:
– Прекрасно! Но вот нос Давида чрезвычайно велик.
Микеланджело сразу понял, что такой эффект возник из-за того, что Содерини смотрит на статую снизу, в искажённой перспективе. Он пригласил главу Флоренции подняться наверх и, склонившись над носом статуи, сделал вид, что работает – слегка постучал инструментом, при этом высыпая из ладони прихваченную внизу мраморную пыль.
Когда мастер снова попросил Содерини взглянуть на лицо статуи, тот пришёл в восхищение:
– О, великолепно! Так значительно лучше!
Говорят, отсюда и появилась известная итальянская поговорка: «Избегай споров с теми, кто сильнее тебя».
Конечно, в первую очередь собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итальянцы зовут его просто Дуомо) прославился своим великолепием. Но и сама его история чрезвычайно богата. Он известен как место проповедей священника и диктатора Флоренции Савонаролы, как место покушения на братьев Джулиано и Лоренцо Медичи (первый был убит, а последний спасся, укрывшись в ризнице).
В подземельях собора в течение многих веков хоронили флорентийских священников. А в доступной для туристов части подземного склепа находится захоронение известного архитектора Брунеллески.
Что посмотреть в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор известен в первую очередь своим великолепным фасадом из зелёного, розового и белого мрамора, украшенным множеством статуй.
16 скульптур башни изображают патриархов и пророков. А на барельефах – картины, рассказывающие о сотворении нашей планеты, мужчины и женщины, об истории создании различных изобретений человечества.
Можно подняться на верхний уровень башни по лестнице из 414 ступеней, чтобы увидеть сверху великолепные виды Флоренции.
Дуомо в плане имеет форму креста. Его размеры весьма внушительны: 153 метра в длину и 90 – в ширину. Максимальная высота арок – 23 метра. А высота самого собора – 90 метров.
Когда собор Санта-Мария-дель-Фьоре был построен, он стал самым большим собором Европы. Он мог вместить в себя всё население Флоренции на тот момент – 90 тысяч человек.
И только потом уже были построены соборы, превзошедшие его высотой: Миланский собор (104 метра), Севильский собор в Испании (114 метров) и другие.
В интерьере собора туристам стоит обратить внимание на великолепные витражи XV века, фрески XVI века со сценами Страшного Суда и знаменитые часы Уччелло, созданные в 1443 году и ходящие по сей день. Они необычны тем, что их стрелки идут в обратном направлении, против хода часов.
Время работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре: понедельник, среда, пятница: с 10:00 до 17:00, четверг: с 10:00 до 15:30, суббота: с 10:00 до 16:45, воскресенье: с 13:30 до 16:45. Вход бесплатный.
Ежедневно каждые 40 минут, с 10:30 до 12:00 и с 15:00 до 16:20 по собору проводятся бесплатные экскурсии.
А вот за осмотр башни придётся заплатить 6 евро с человека. Башня открыта для туристов ежедневно с 8:30 до 19:00, а по субботам до 17:00.
При соборе имеется музей – Опера дель Дуомо. Он работает в будние дни с 9:30 до 19.30 в будни и с 9.00 до13.40 в выходные. Стоимость также 6 евро.
Имейте в виду, что Дуомо закрыт для посещения 1 и 6 января, в четверг, пятницу Страстной недели, на Пасху, 25 апреля, 24 июня, 15 августа, 8 сентября, 1 ноября и 25-26 декабря.
Доехать до Дуомо можно на автобусах № 6, 17, 14, 22, 23, 36, 37, 71. А все остальные подробности можете узнать на официальном сайте собора — www.duomofirenze.it (английский, итальянский языки).
От всей души благодарю своих друзей Олега и Лидию за прекрасные фотографии одного из самых красивых соборов мира.
Флоренция – это, безусловно, тот город, который обязательно надо увидеть. Если Вы собираетесь туда, то для своего удобства можете воспользоваться такой услугой как бронирование отеля через сайты. С помощью таких сервисов можно выбрать гостиницу, исходя из своих пожеланий – с учётом количества дней, которые собираетесь провести во Флоренции, звёздности отеля, питания и т.п. и заранее определиться с ценами. И первое, что стоит посетить в этом прекрасном городе, конечно, собор Санта-Мария-дель-Фьоре – великолепный образец готической архитектуры, прославивший этот город на весь мир. На это стоит выделить как минимум полдня.
Правда, Дуомо восхитителен?
Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2013. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
Санта Мария дель Фьори
Базилика Санта Мария дель Фьори — главный кафедральный собор итальянского города Флоренции, поэтому его также называют Флорентийский собор или Дуомо. Собор посвящен покровительнице Флоренции, «Святой Марии с цветком», ведь столица региона Тосканы — Флоренция — в переводе с латыни означает «цветущая», а символом города является лилия.
Огромный купол собора Санта Мария дель Фьори, который находится на площади Пьяцца дель Дуомо, виден со всего города и является одним из самых узнаваемых символов Флоренции. Полюбоваться на панораму Флоренции с собором можно, воспользовавшись круглосуточно действующей веб-камерой. Еще одна веб-камера, установленная на площади Дуомо, позволяет посмотреть на базилику вблизи.
Великолепный Флорентийский Дуомо — третий по величине собор мира (после соборов Святого Петра в Ватикане и Святого Павла в Лондоне), а в момент окончания его строительства, в 1434 году, он был самым большим в Европе.
Собор, украшенный великолепными ажурными каменными кружевами, поражает своей красотой и богатой отделкой, его называют одним из прекраснейших храмов в мире.
Билеты
Этот грандиозный готический комплекс включает собор, баптистерий и колокольню, занесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В музее Собора хранятся два знаменитых полотна: «Оплакивание Христа» Микеланджело и «Мария Магдалина» Донателло.
Посещение самого собора бесплатно. Для того, чтобы подняться на смотровую площадку на куполе или осмотреть остальные объекты, необходимо купить комплексный билет. Это можно сделать заранее на официальном сайте собора Санта Мария дель Фьори. Там же можно забронировать время посещения смотровой площадки, чтобы сократить время ожидания в очереди.
Стоимость комплексного билета
- Взрослые: 18 евро;
- Дети от 6 до 11 лет: 15 евро;
- Дети до 6 лет: бесплатно (вход только через кассу);
- Инвалиды: бесплатно.
Билет можно предъявить на смартфоне.
Единая музейная карта Флоренции
Во Флоренции есть множество интересных музеев, среди них есть и те, которые можно посетить бесплатно.
Туристы могут приобрести Единую карту «Firenze card», которая дает право на посещение 72 музеев Флоренции. Карту стоимостью 72 евро можно купить заранее, ее нужно активировать в течение года с дня оплаты.
Активировать карту можно в любом из этих музеев, с момента активации карта действительна в течение 72 часов.
Обладатели этой карты, которую можно купить на специальном сайте, могут проходить в музеи без очереди.
Время работы
Архитектурно-исторический комплекс на площади Дуомо включает несколько объектов, время работы которых не совпадает:
- Собор: 10:00—16:30;
- Купол: 08:30—19:00;
- Баптистерий: 08:15—10:15/11:15—19:30;
- Часовая башня 08:15—19:00;
- Склеп Санта Репарата 10:00—17:00;
- Музей: 09:00—19:00.
Музей не работает по первым вторникам каждого месяца. Вход на смотровую площадку купола иногда ограничивают из-за чрезмерного количества туристов.
История
Флорентийский собор был построен на месте предыдущего кафедрального собора Санта-Репарата, простоявшего 900 лет и начавшего разрушаться. Новый кафедральный собор должен был своими размерами и пышностью затмить соборы соседних городов Сиена и Пиза, подчеркнув процветание Флоренции.
Согласно решению гильдии искусств, первым архитектором собора стал зодчий Арнольфо ди Камбио. Первый камень фасада был заложен в 1296 году. Зодчий спроектировал базилику с классическими объемами, три широких прохода которой сходились в огромном хоре с высоким алтарем.
После смерти Арнольфо строительство собора прервалось на 24 год и возобновилось только после назначения главным архитектором Джотто. Новый зодчий был в довольно зрелом возрасте, он успел проработать лишь 3 года, посвятив себя всецело строительству колокольни и построив только первый ее ярус.
Джотто одним из первых начал применять в иконописи трехмерное изображение, создаваемое с помощью смещения оптической перспективы и светотени. Колокольня (кампанила) была спроектирована им также с использованием оптического обмана: нижние ярусы башни приземистые, а с каждым новым ярусом окна становятся выше и все конструкции словно устремляются ввысь.
Разразившаяся чума сократила вдвое население Флоренции и очень замедлила строительство собора. Стены собора были построены только к середине XV века. К строительству огромного купола с внутренним диаметром 45 метров долго не знали, как подступиться и объявили конкурс на лучший проект.
Победителем стал не архитектор, а ювелир Филиппо Брунеллески, который придумал уникальную конструкцию двухслойного восьмигранного купола без деревянных перекрытий. Автор проекта также разработал специальный подъемный механизм, приводимый в действие быками.
Купол был выстроен за 16 лет, но работы по достраиванию и отделке собора продолжались до XIX века. Для облицовки фасада использовался мрамор разных цветов: розовый из Мареммы, зеленоватый из Прато и белый из Каррары. Три цвета фасада символизируют три главные христианские добродетели: веру, надежду и любовь, и они же являются цветами национального флага Италии.
Внутри собора есть уникальные часы, стрелка которых движется в обратном направлении, а циферблат разделен на 24 деления. Их называют еще часами евангелистов, потому что по краям часов изображены авторы четырех евангелий.
Известно, что русский промышленник Демидов пожертвовал крупную сумму на украшение собора Санта Мария дель Фьори, поэтому на панели справа от входа в собор размещен герб Демидовых.
Баптистерий
Баптистерий Сан-Джованни является одним из самых старых зданий Флоренции. Античный храм Марса христиане перестроили и стали использовать в качестве Крестильни, посвятив ее Иоанну Крестителю. Эти древние стены помнят семейство Медичи, Данте, и множество поколений жителей Флоренции
По слепкам с восточных ворот баптистерия, названных Микеланджело «Вратами рая» и привезенным в Россию крупным промышленником Никитой Демидовым, изготовлены северные ворота Казанского собора в Санкт-Петербурге, расположенные со стороны Невского проспекта.
Колокольня
Высота колокольни составляет 84 метра. Преодолев пешком по узкой лестнице более 400 ступенек, можно взглянуть на Флоренцию с высоты птичьего полета.
Отзывы
В сети Интернет можно найти множество отзывов о посещении собора Санта Мария дель Фьори. Туристы единодушно восторгаются красотой и великолепием базилики, однако отмечают, что для посещения этой популярной достопримечательности придется постоять в очереди.
В холодный сезон, с ноября по май, очередь движется довольно быстро, ко входу можно подойти минут за 10. Однако в более теплое время года в очереди можно стоять часами. Особенно медленно движется очередь на посещение купола собора: за полчаса может пройти десяток туристов.
Важно правильно подобрать одежду для посещения собора: контролеры на входе не пускают туристов в шортах, с открытыми плечами и коленями. В самом соборе платки не предоставляются, иногда их можно купить у торговцев сувенирами на площади.
Как добраться
Расстояние до Флоренции можно преодолеть различными видами транспорта. Для того, чтобы лучше спланировать свой маршрут и посетить как можно больше достопримечательностей, можно воспользоваться информацией на официальном туристическом сайте Флоренции.
Самолетом
Прямых рейсов из России во Флоренцию нет, поэтому лететь придется с пересадками. На официальном сайте аэропорта Флоренции можно посмотреть, самолеты каких авиакомпаний летают в этот город, и выбрать подходящий рейс.
Многие туристы выбирают прямые авиарейсы из России до городов Болонья, Милан или Рим, а дальше пересаживаются на местные авиалинии или добираются до Флоренции другими видами транспорта.
Поездом
Если ехать из Рима, то сначала нужно доехать из аэропорта до железнодорожного вокзала Termini. Скоростной поезд Leonardo преодолеет это расстояние за полчаса. Далее можно сесть на скоростной поезд Frecciarossa, следующий до флорентийского вокзала S. M. Novella (Санта Мария Новелла). Время в пути — 1,5 часа.
Из Милана или Болоньи можно доехать до Флоренции, например, на скоростном поезде Frecciarossa, который идет из Милана с единственной остановкой в Болонье. Время в пути от Милана до Флоренции составляет 1 час 40 минут, а от Болоньи до Флоренции — 40 минут. Есть и более медленные и дешевые поезда.
В Италии есть высокоскоростные поезда типа Freccia (стрела), которые ездят со скоростью 200–360 километров в час. Также есть традиционные ночные и дневные составы Intercity и более медленные, зато более дешевые региональные поезда (электрички) Regionale.
Билеты на итальянские поезда можно заранее приобрести на официальном сайте итальянских железных дорог или на вокзале — в кассах или автоматах. Если приобретать билеты заранее, они обойдутся дешевле.
Купленный бумажный билет на поезд действителен в течение 2 месяцев. Поэтому его следует прокомпостировать на перроне, в специальном желтом или зеленом автомате, иначе он не действителен. Контролеры могут оштрафовать пассажиров, которые не прокомпостировали билеты.
Автобусом
Во Флоренцию можно приехать междугородным автобусом, заказав билет на сайтах региональных автобусных перевозчиков: saisautolinee.it или saistrasporti.it.
По Флоренции
Это сравнительно небольшой город. Поэтому осмотр базилики Санта Мария дель Фьори, расположенной в центре города, на Соборной площади, можно совместить с прогулкой пешком к другим достопримечательностям Флоренции.
Система общественного транспорта во Флоренции хорошо развита. Туристы могут подъехать к Кафедральному собору на автобусе № С1 (ост. «Studio»), № № 14, 23, С1 (ост. «Площадь Santa Maria Nuova»), № С2 (ост. «Oriuolo»). Автобусы во Флоренции работают строго по расписанию.
К собору Санта Мария Дель Фьори можно с комфортом доехать на такси, воспользовавшись мобильными приложениями: KIWI, itTaxi, apptaxi.it, 4390.it.
Если у вас не так много времени на знакомство с городом, как хотелось бы, вы всегда можете заказать трансфер во Флоренции.