Шимбаркский замок: родовое гнездо семьи Гладышев
Усадьба как дом, передающийся из поколения в поколение
Родовая усадьба – это не просто загородный дом и прилегающая к нему земля, но и духовная территория, на которой собраны и запечатлены самые разные события жизни ваших предков. Будничные заботы, весёлые праздники, семейные торжества, время работы и отдыха – всё это сохранилось и прошло сквозь века, напоминая вам об истории рода. Усадьба, в исконном смысле этого слова, – малая родина человека, где жило несколько поколений его предков. В наше время это понятие практически утеряно. Мы живём в городских квартирах, являясь горожанами во втором или третьем поколении, выезжаем за город на приусадебный участок, который чаще всего сложно назвать родовой усадьбой.
История возникновения фамильных поместий
Русская усадьба появилась почти семь веков назад. Еще в Древней Руси в любой деревне можно было встретить дом, который выделялся из прочих своей значимостью и размахом – таков прообраз родового поместья. Само слово «усадьба» происходит от глагола «усаживаться». Другими словами, усадьба становилась для человека домом и тем местом, где он «оседал», жил и «пускал корни».
Активное развитие «усадебная культура» получила в эпоху Петра I, после того как он раздал земли сподвижникам и своим приближённым. Но настоящий расцвет для поместий настал в первой половине XVIII века. Именно в это время, после указа Петра III «Об освобождении дворян от обязательной государственной службы», на всей европейской территории России стали появляться многочисленные родовые гнёзда. Дворяне покидали Москву и Петербург, перебирались в свои имения, где всё было создано для безбедной жизни и праздного существования. Образованность владельцев поместий, разбросанных по всей России, и увлечение русским и европейским искусством сделали их дома настоящими центрами культуры и просвещения в провинции. Но не будем забывать и о помещичьих домах, расположенных в черте города, которые превратились в не менее значимые исторические памятники: Шереметьево, усадьба Орловых, Голицыных, Кузьминки, Сокольники, Пашково, Бестужево-Рюмино и многие другие.
Постепенно складывается архитектура родовых поместий. Усадьбы больше не прячут за высокими заборами и строят из кирпича и из дерева, оштукатуренного под камень. Что касается внутреннего оформления дома, то оно тоже видоизменяется. Если раньше в русских избах столовую устраивали подальше от жилой части дома, то теперь зал становится главным помещением, расположенным в самом сердце усадьбы. Несколько комнат составляют единую парадную зону, остальные же скрыты от глаз гостей и принадлежат членам семьи.
Владелец усадьбы не без гордости демонстрировал свои владения. И было чем восхищаться: стены украшали китайские обои, роскошные картины и зеркала в богатых рамках, мраморные лестницы и каминные зоны, отделанные золотом и малахитом, изысканный художественный паркет ручной работы, на котором так приятно было танцевать вальс и мазурку. Встроенные лавки заменили стульями и креслами, которые легко позволяли превратить парадную залу в танцевальную и разместить собравшихся гостей за праздничным столом.
Хозяйственные помещения, так необходимые в каждом поместье, всё так же строили из дерева, реже – из камня, что позволяло в тёплое время года хранить продовольственные запасы. Но главной гордостью владельца усадьбы считался сад, особую прелесть которому придавали экзотические деревья и кустарники в кадках, подстриженные под причудливые формы животных, людей и геометрических фигур, а также витиеватые аллеи, заблудиться в которых было проще простого. Обязателен был фонтан, отделанный мрамором, изящные вазоны и каменные скульптуры, дополнявшие архитектурный ансамбль. Садовую территорию невозможно было представить и без построек, предназначенных для летнего отдыха и развлечений, – уютные беседки, скамейки, оранжереи, голубятни и гроты.
Как менялись фамильные поместья
Новые императоры и новые веяния в архитектурной моде, безусловно, привносили изменения в обустройство родовых усадеб. Так, в эпоху правления Елизаветы Петровны поместья значительно «выросли вширь». Внутреннее убранство комнат дополнилось новыми видами обоев и зеркалами, зрительно увеличивающими и без того немалые помещения. Старую мебель заменили на новую из красного дерева, привезённую из самой Англии. Фасады домов украшали лепными композициями, скульптурами, оконные проёмы обрамляли в пышные наличники, а крыши «прятали» за фронтонами и парапетами. Но всё так же для строительства главного дома и хозяйственных построек и отделки комнат используют исконно русские и, как бы мы сейчас сказали, экологически безопасные материалы: дерево, камень, бумажные обои, мрамор, гранит и другие полудрагоценные камни.
Устройство территории усадьбы в целом было одинаково для всех регионов России, но своевольная Москва всё же привнесла свои особенности в оформление поместья. Главный дом оставался в глубине участка, а подсобные строения обрамляли «передний» двор, отгороженный от улицы «прозрачным» забором.
Всё большую популярность для внутренней отделки парадных зал приобретают зеркала. Расположенные напротив окон и даже в простенках анфилад, они создавали ощущение бесконечного пространства. Примером тому служит сохранившееся до нашего времени подмосковное поместье Кусково. В стремлении «раздвинуть» стены широко используется приём художественной росписи. В парадных залах, кабинетах и спальнях изображают парковые пейзажи и природные сюжеты, которые по желанию хозяев дома легко скрывались за бархатными занавесами.
В конце XVIII века происходят заметные изменения в архитектурном решении родовых усадеб. Владельцы поместий постепенно отказываются от необозримых анфилад и часто расположенных окон, служивших источником холода зимой и излишней жары летом. Цветовое оформление парадных комнат становится спокойней и в то же время величественней. Особую атмосферу залу придают многочисленные декоративные вещи: живопись, драпировки, бра и люстры, небрежно оставленный томик стихов и изысканный чайный сервиз. Именно эти предметы интерьера и имели подлинную жизненную ценность, подчеркивая «характер» дома.
В последние года XVIII века загородная усадьба становится местом, где правит чистая и живая природа, тихая красота и умиротворение неспешно текущего быта. В поместье приезжают лишь близкие хозяевам гости, с которыми приятно провести интеллектуально-поэтический вечер, посмотреть представление домашнего театра или музицировать в четыре руки. Эта спокойная и проникновенная атмосфера родовых усадеб «вырастила» немало светлых умов России, заявивших о себе в следующем веке. Вот так и закончила своё существование эпоха расцвета дворянских поместий – подобно тому, как приходит к логическому концу приятный вечер, проведённый в кругу близких друзей.
Конец «пасторальной эпохи» и дачные сезоны
Точку в эпохе расцвета родовых усадеб поставила революция. Большая часть поместий была сожжена или разрушена, другие отданы на «благо народа» под дома отдыха, санатории и психоневрологические диспансеры. В непростое для русских людей время значимость усадеб была утрачена, их больше заботил вопрос выживания и нормального существования хотя бы в условиях города.
Новый этап загородной жизни, а точнее – дачной, наступил спустя почти полвека. Во времена правления Хрущева советским людям было позволено обзавестись собственным дачным участком размером в 6 соток. Но построить родовую усадьбу на столь небольшом участке земли не разрешали законы и постановления, которые отменил уже Брежнев, разрешив строить «избушки», площадь которых, тем не менее, не могла превышать 25 квадратных метров. В тот период дачный участок расценивался скорее как источник пополнения запасов продовольствия, что особенно стало важно в период дефицита продуктов в голодные 80-е. Что можно сказать о строительстве в то время? Мало кто изыскивал возможность построить дом, тем более хоть сколь-либо изысканный и эксклюзивный. Из строительных материалов были доступны лишь кирпич не очень хорошего качества, дерево и цемент. В комнатах ставили старую мебель, привозимую из городских квартир, и особо не заботились о дизайне и стиле помещения.
Современные родовые усадьбы
Если европейцы с гордостью могут поведать вам об истории своего рода, провести по залам фамильной усадьбы, показать, где их прапрабабушка приняла предложение будущего супруга, или то место, где проводились торжественные приёмы, то мы больше можем рассказать о родословной домашнего питомца, чем о своей собственной. Так уж сложилось в нашей стране. Но всё чаще и чаще современные люди приходят к пониманию того, что значит для них история своего рода. Строительство «семейного гнезда» – первый шаг на пути к восстановлению прежней роли родовой усадьбы, сохранению и уважению истории своих предков.
На сегодняшний день «усадьбой» можно назвать достаточно большой земельный участок с различными хозяйственными постройками, «хозяйским» домом, местом для отдыха и, как правило, бассейном и детской площадкой. Конечно, жизнь в современном «родовом гнезде» отличается от того, что было доступно нашим предкам. Современные загородные посёлки строятся с хорошо продуманной инфраструктурой, их обитателям доступны все блага цивилизации, но неизменным остаётся одно – жизнь в гармонии с природой и с самим собой. Бескрайние просторы, зелёные или заснеженные поля, естественные водоёмы, конные прогулки и катания на лодках не перестают быть «модными» вот уже почти 200 лет.
Как и прежде, люди стремятся сделать своё «родовое гнездо», которое будет передаваться из поколения в поколение, необычным, особенным, или как теперь принято говорить – эксклюзивным. Именно поэтому будущие владельцы усадеб заказывают индивидуальные проекты домов, используют неординарные решения в области ландшафтного искусства, обращаются к профессиональным дизайнерам и выбирают участки, расположенные рядом с живописными водоёмами и лесными массивами. Фасад и внутреннее убранство дома могут быть выполнены в любом стиле, благо современные технологии строительства и отделки позволяют это сделать. Современный хай-тек, колониальный стиль, строгий модерн – выбор практически неограничен. Всё это позволяет обустроить особенный мир в соответствии со своим представлением о фамильном доме.
Строим на века
Современные владельцы «поместий» предпочитают дома, построенные и декорированные с использованием натуральных материалов: дерева, камня, экологически безопасной штукатурки, тканевых обоев и т.п. Это не только престижно, но и безопасно с экологической точки зрения. Безусловно, такая «игра» фактурой и текстурой материалов позволяет создавать уникальные интерьеры современных фамильных домов. И если раньше из-за больших окон жители старинных поместий мёрзли зимой и изнывали от жары в тёплое время года, то сегодня пластиковые окна и новейшие теплоизоляционные материалы позволяют реализовать любой проект дома, в котором будет тепло в холодное время года и прохладно летом.
Архитекторы и инженеры, проектирующие современные родовые усадьбы, уделяют очень большое внимание выбору теплоизоляционных материалов, ведь речь идет не о летнем дачном жилище, где семьи проводят ограниченное количество времени, а о доме для постоянного круглогодичного проживания. Так, в современном загородном строительстве нашла широкое применение природный материал, каменная вата ROCKWOOL ЛАЙТ БАТТС – благодаря своей экологической безопасности, негорючести и простоте монтажа. В качестве звукоизоляции часто применяют каменную вату ROCKWOOL АКУСТИК БАТТС с высокими показателями звукопоглощения.
«Идея родовых усадеб позитивна»
Идея возрождения усадеб нашла одобрение и у Дмитрия Медведева. Ещё в 2007 году в своём открытом интернет-общении на вопрос «Что Вы думаете об идее восстановления фамильных поместий?» он ответил так: «Идея родовых усадеб позитивна. Это полезно как для страны в целом, так и для отдельного человека. Гораздо приятней жить на природе, чем в мегаполисе». Примерами возрождения усадебной культуры служат не только «поместья», расположенные вдоль Ново-Рижского, Рублево-Успенского и Дмитровского шоссе, но и за несколько тысяч вёрст от Москвы. Так, известный режиссёр и деятель культуры Никита Михалков построил свой фамильный дом в Нижегородской области. Именно эта земля принадлежала дворянам Кончаловским до революции. А после 2000 года Михалков стал облагораживать территорию усадьбы площадью ни много, ни мало 115 гектаров (а это почти 8 футбольных полей!). Из отборных брёвен были построены гостевые избы, дом для охраны, домовая церковь, княжеские палаты, конюшни и столовая для прислуги. Безусловно, «барская» жизнь накладывает свои обязательства, а потому Михалков не только проводит время в своём поместье, но и следит за порядком на вверенных ему землях.
Фамильная усадьба, безусловно, подчеркивает статус человека, его возможности. Но настоящее «родовое гнездо» создаётся не за счёт престижного места и эксклюзивной мебели, выписанной из Франции, а за счёт неповторимой ауры дома, его «души». Особую роль играют антикварные и фамильные вещи, сохранённые в каждой конкретной семье вне зависимости от того, как складывалась жизнь и был ли соблазн продать фамильную реликвию. Фотографии, иконы, ковры, старинная мебель и другие предметы интерьера с «историей» создают ту самую атмосферу «родовой усадьбы».
Эпоха урбанизации и «холодного» хай-тека постепенно уступает место комфортному и «живому» стилю жизни. Люди не хотят больше задыхаться в пыльных и загазованных мегаполисах – они стремятся к естественному, чистому и настоящему. Благо достижения цивилизации позволяют построить современное и совершенное жильё за пределами города в условиях первозданной природы. А как обустроить новое «родовое гнездо» и проводить свой досуг, вам подскажут опыт и традиции предков.
Шимбаркский замок: родовое гнездо семьи Гладышев
Замок возводился двумя этапами. Строительство оборонного дома началось в первой половине XVI века и было закончено в начале 90-х годов XVI века. Имена архитектора и строителей не сохранились. Замок был построен на высоком правом берегу реки Ропа.
До конца XVII века замок использовался в качестве жилого здания и для торжественных приёмов. В это время здание состояло из двух подвалов со сводчатым потолком, на первом этаже располагались прихожая, две жилые комнаты, большой зал для торжеств, возле которого находился меньший зал с четырьмя боковыми алькежами. До настоящего времени в двух алькежах сохранились оригинальные камины, каменные порталы и фрагменты полихромии.
На верхнем этаже были сооружены стрельницы, которые свидетельствуют об оборонном назначении здания. В XVII веке на здании появились трещины и оно было укреплено каменными и кирпичными контрофорсами.
После основателей замка представителей шляхетского рода Глашев замок с начала XVIII века последовательно переходил в собственность родов Стронских, Седлецких, Брониковских, Рогойских, Сенкевичей и Кузнярских.
В XIX веке в замке находился ликёрно-водочный завод и зернохранилище. Во время Первой мировой войны здание использовалось в качестве военной кухни. После Первой мировой войны замок принадлежал Збигневу Сенкевичу, который проживал в находившемся поблизости от замка усадьбе. Збигнев Сенкевич пытался привести здание в первоначальный вид, но из-за смерти в 1934 году запланированный ремонт не состоялся. Была отремонтирована только крыша.
После Второй мировой войны замок перешёл в собственность государства. 3 июля 1949 года замок был внесён в реестр памятников культуры Малопольского воеводства.
В начале 50-х годов XX столетия по поручению Министерства культуры и искусства была произведена консервация замка. Ремонтные работы длились до 2010 года. Во время первой фазы ремонта были восстановлены барочные элементы здания. Внешний ремонт был завершён к концу XX века. В 2010 году был завершён второй этап реконструкции, во время которой были отремонтирован интерьер здания.
С января 2011 года замок действует как филиал музея «Усадьбы Карвацианов и Гладышев». В нём находится постоянная выставка «Замок в Шимбарке». В это же время возле замка была размещена небольшая деревянная усадьба 1920 года, которая была перенесена сюда из города Горлице. Эта усадьба заменила собой усадьбу рода Сенковских, которая находилась здесь до 20-х годов XX столетия.
Шимбаркский замок: родовое гнездо семьи Гладышев
Замок Шимбарк был сооружен в первой половине XVI века по инициативе семейства Гладыш, на гербе которого был изображен гриф. Архитектура здания напоминает итальянские замки, однако имя архитектора затерялось в глубине веков.
Построен он на месте древнего, скорее всего, деревянного сооружения. В Польше было всего несколько подобных замков, но они были либо уничтожены, либо подверглись радикальным перестройкам с течением времени.
Замок Шимбарк расположен на живописном склоне реки Ропа. Здание имеет прямоугольную форму. В каждом углу прямоугольника расположены ниши. На верхнем этаже были жилые помещения, а внизу — комнаты, предназначенные для хранения оружия, и сокровищница.
В холле можно увидеть потрясающую коллекцию старинных телефонных аппаратов.
На первом этаже сохранились два больших зала. Когда-то их стены покрывали узоры из цветной штукатурки, но восстановить их оказалось невозможно.
В 1657 году замок был разрушен армией князя Трансильвании, а в XVIII веке окончательно заброшен. В XIX веке здесь был винокуренный завод, который еще больше ухудшил состояние сооружения. Вторая мировая война добавила разрушений.
Замок начали постепенно восстанавливать в послевоенные годы. В 1950 — 1953 г.г. был начат первый этап реконструкции. Работы велись очень долго, на протяжении полувека. Но в 2008 — 2010 г.г. были закончены.
В 2011 году замок был открыт для посетителей, которые могут исследовать оба этажа и подвальные помещения. Они сохранили многие элементы ренессанса, а в нишах можно увидеть остатки настенной живописи.
В двух шагах от замка находится небольшой музей под открытым небом.
Шимбаркский замок на карте:
У заброшенных имений в Черноземье появился шанс на возрождение
В рамках проекта «Усадебное достояние России» 12 находящихся в полном запустении усадеб из регионов Черноземья смогут быть восстановлены инвесторами на выгодных условиях. Со своей стороны власти пообещали меценатам всяческое содействие. «МК Черноземье» разбиралась, о каких конкретно исторических объектах идет речь.
Усадьба Трубетчино в Липецкой области
Миссия — спасти наследие
Сведения о нуждающихся в реновации имениях опубликованы на сайте усадебное достояние.рф. Даже здесь представлены не все объекты, а лишь первые в очереди. Всего их в нашей стране порядка двух тысяч. Всероссийский проект предполагает активную помощь предпринимателям, которые согласятся восстановить первоначальный вид дореволюционных зданий и окружающих их парковых зон. Поскольку на это потребуются значительные денежные вливания, меценатам предлагают льготные налоговые ставки и прочую поддержку. После восстановления подразумевается разумное использование усадьбы новыми хозяевами для туристического бизнеса.
Положительный пример в Черноземье уже имеется. Несколько лет назад московский финансист Алексей Шкрапкин возродил в Липецкой области имение Скорняково-Архангельское.
Подобно сотням других таких же объектов, оно пребывало в забвении. Но за последние десять лет, что ведется реставрация, этот старинный уголок с неповторимой природой уже настолько преобразился, что полюбоваться им приезжают теперь не только липчане, но и жители других регионов.
Взявший под свою опеку частицу национального достояния, столичный благотворитель, по его признанию, и сам смог переосмыслить жизнь. То, что цель жизни человека не в потреблении, а в создании чего-то хорошего и приношении пользы, он доказывает делом.
Алексей Шкрапкин сначала восстановил расположенную неподалеку церковь Архангела Михаила, ведь ее прихожанами были когда-то и его предки. Услышав, что в селе сохранились также остатки усадьбы Скорняково-Архангельское, меценат стал интересоваться ее бывшими владельцами и был заворожен судьбой героя Крымской войны 1853–1856 годов Николая Муравьева-Карского и других достойных людей, в то или иное время живших в этих стенах. Руины объекта культурного наследия на участке в 30 гектар изначально обошлись в один миллион рублей, а потрачено на их возрождение уже свыше двухсот.
Часть усадебного комплекса уже приобрела первоначальный вид, посетители не без удовольствия прогуливаются по экотропам, проложенным вокруг небольших прудов.
Липецкие тайны Малюты Скуратова
Достойный пример, возможно, вдохновит и других меценатов. В одной только Липецкой области в срочном восстановлении нуждаются еще пять усадеб. В их числе имение Голеновских в селе Ильино. В начале XIX века здесь жила семья поручика Дмитрия Голеновского. Супруга офицера — Александра, кстати, приходилась тетей известному марксисту Георгию Плеханову.
Родовое гнездо поручика Голеновского в селе Ильино
В 1851 году собственник сменился, и вплоть до 1912 года имение принадлежало священнику Михаилу Романовскому. В дальнейшем оно использовалось в качестве агрономического пункта и прокатной станции, а после революции было приспособлено под медико-санитарный отдел. Вплоть до сегодняшнего дня в ветшающем на глазах здании находится стационар Введенской участковой больницы. Хотя внутренние интерьеры в советское время были утрачены, до наших дней дошли голеновские камин и деревянная лестница.
А в селе Павловка Добринского района сохранилась еще одна «жемчужина» Липецкого края. Здешние земли своему любимому опричнику и помощнику Малюте Скуратову пожаловал царь Иван Грозный. Теперь от некогда роскошного родового гнезда Скуратовых остался украшенный колоннами и лепниной барский дом, в подвале которого, говорят, до сих пор спрятан скуратовский клад, а по пустым комнатам особняка вместе с ветром бродит призрак какого-то офицера.
Имение Скуратовых в Павловке
Кроме того, сохранилась Покровская церковь, построенная еще в 1806 году. Возле нее можно увидеть несколько надгробных камней представителей дворянского рода. После приход стал известен еще и тем, что в нем на протяжении 14 лет, с 1976 по 1990 год, служил как священник и был настоятелем Владыка Никон, епископ Липецкий и Елецкий.
Троекурово, Трубетчино и Шаталовка ждут помощи
В липецкой деревне Троекурово, известной своими монастырями, еще одна важная достопримечательность — остатки имения, связанного с именами Раевских, Бобринских и других именитых купеческих и дворянских родов. Предполагаемому инвестору предстоит большая работа, поскольку все, что уцелело к сегодняшнему дню, это — фрагмент въездных ворот, фундамент дома с тремя ступеньками и часть флигеля, в котором в последние годы находилась ветеринарная лечебница. Но, правда, есть еще и старинный парк-дендрарий с длинными аллеями и разнообразными деревьями, некоторым из которых сто и более лет.
Вход в Троекуровскую усадьбу
Немалые шансы привлечь туристов есть и у села Трубетчино Добровского района. Один из владельцев усадьбы был секундантом Михаила Лермонтова на его роковой дуэли. В разные годы имение принадлежало Трубецким, Долгоруким, Гагариным, Матюшкиным, Пашковым, Толстым и Васильчиковым, однако именно при последних хозяйство стало образцовым и процветающим, прославившись далеко за пределами губернии. Сохранившаяся промышленная труба напоминает, что до революции здесь действовал сахарный завод, притом он являлся одним из крупнейших в стране. Собственник всячески поощрял внедрение новых видов сельскохозяйственного оборудования, разводил лошадей. При нем усадьба дополнилась многими постройками, общее число которых достигло почти девяти десятков. Среди них можно было встретить и готическую архитектуру, и классицизм, и модерн. Центральный дом строил знаменитый русский архитектор Петр Бойцов. В Липецком областном краеведческом музее сегодня хранятся беломраморные статуи из парка усадьбы и чугунная голова лошади — раньше скульптура была вмонтирована в овальное окно конюшни.
Завершает первичный список усадеб «на восстановление» в регионе достопримечательность в деревне Шаталовка Елецкого района, в летнее время практически полностью скрытая в зарослях буйнорастущей зелени. Это имение в конце XIX века приобрел камергер царского двора, тайный советник Алексей Хвостов — представитель очень знатной в России фамилии. Он был губернатором Вологодской и Нижегородской губерний, а в 1915-1916 годах возглавлял Министерство внутренних дел Российской империи.
Шаталовский замок изнутри
В Шаталовке Хвостов построил похожий на готический замок дом, каретный сарай с конюшнями, грот и беседку. Новый владелец любил совершать прогулки вокруг пруда и восхищался парком, в котором росли даже нехарактерные для средней полосы пробковые деревья.
При советской власти усадьба перешла в ведение Елецкого горздравотдела и использовалась в качестве тубдиспансера. После перестройки основное здание стало приходить в негодность из-за того, что обвалились крыша и перекрытия второго этажа. Охотники за металлом постепенно растащили остатки чугунного литья, были разбиты витражи.
Сокровища курской глубинки
В Курской области меценатам также есть из чего выбрать. Из предложенных — имение купцов Тахтамировых в селе Рубанщина Суджанского района. Более или менее удовлетворительному состоянию особняк и хозяйственный корпус обязаны тому, что до 2009 года их использовали для туберкулезного отделения суджанской райбольницы. Этот дом интересен своей необычной архитектурой, уносящей куда-то в далекую Шотландию или старую Англию. Знали его владельцы толк и в виноделии. Неподалеку располагался один из крупнейших винокуренных заводов Тахтамировых. На производстве трудилось порядка 150 человек, а продукция под маркой «Тахтамиров и сын» расходилась по всей губернии и за ее пределами. В одной лишь Судже семье принадлежали 64 винные лавки. Федор Тахтамиров и его сын Константин — потомственные почетные граждане города.
Такими Копенки были в лучшие времена
Любителям старины стоит также отправиться на север области, в село Копенки. У рукотворного пруда, по которому когда-то даже ходил небольшой паром, можно увидеть остатки усадебного дома. В нынешнее неприглядное состояние он пришел за последние 30 лет, а во времена СССР его спасала находившаяся там школа.
С 1850-х годов усадьба принадлежала дворянам Хлюстиным. При них в селе разводили породистых орловских рысаков. Представители фамилии известны в разных отраслях жизни. Так, Семен Хлюстин был лично знаком с Александром Пушкиным и Петром Чаадаевым, а его сестра Анастасия держала знаменитый литературный салон в Париже. Балетмейстер Иван Хлюстин танцевал в Гранд Опера и Большом театре, а другой их родственник является героем Русско-японской войны, именем Бориса Павловича назван корабль «Профессор Хлюстин».
До революции собственник в Копенках успел поменяться. Отставной подполковник Петр Шамшев занимался изготовлением фруктовых и хлебных вин, разводил сады, выращивал лес, строил дороги и, не исключено, что самым первым в уезде провел в Копенки телефонную линию.
Одна из старейших курских усадеб — в Жеребцово
Одна из старейших курских усадеб располагается в деревне Жеребцово. К сожалению, с 1982 года, когда отсюда «съехала» школа, дом 1752 года постройки превратился в руины, уцелели лишь нижние этажи вместе с подвалами. О величии приусадебного парка, разбитого на 5,5 гектарах, напоминают три могучих дуба, возраст которых, как полагают историки, превышает 400 лет. До первой половины XIX века владениями распоряжались помещики Анненковы. Иван Петрович успел сделать немало хорошего. Он не только построил в селе Полянском Воскресенскую церковь, но и собрал летопись родного края, в том числе важные справки о Курской Коренной иконе Божьей матери «Знамение». После Анненковых собственники имения менялись не раз, последний из которых накануне революции распродал все по частям.
Усадьба Алехиных в наши дни
Усадьба помещика Алехина в Касторенской районе выглядит сейчас ненамного лучше остальных претендентов на восстановление, однако ею уже заинтересовались потенциальные инвесторы. Известно, что в конце XIX века здесь жили родители будущего чемпиона мира по шахматам Александра Алехина. Те, в свою очередь, купили имение у конезаводчиков Охотниковых.
Успеть восстановить, пока еще можно
В соседней Орловской области к возрождению предлагается старинное имение в Мценском районе. По мнению краеведов, дворцово-парковый ансамбль Новосильцевых, находящийся в 30 километрах от Орла, возведен в конце XVIII века.
От въездных ворот, которые когда-то украшал фамильный герб, ведет аллея из елей. Другие две парковые дорожки из лип уходят к месту, где прежде стояла небольшая церковь. Сохранился не только господский дом, но и флигель с высокой конической крышей, каретный сарай, склад с коваными решетками на окнах, массивная беседка-ротонда, а также выложенный природным камнем погреб.
С южной стороны от дома спускается каскад прудов. Верхний водоем с цементированным дном уцелел лучше, в то время как плотины двух нижних оказались размыты, и на их месте выросли кустарники и деревья.
Что касается Тамбовской области, в относительно неплохом состоянии до наших дней дошла усадьба помещика Снежкова на берегу реки Лесной Воронеж в поселке Мичурина.
Усадьба Снежкова под Тамбовом
Василий Снежков был предводителем Козловского дворянства, публицистом и общественным деятелем. До него земли имения использовались для «садовых» опытов прославленным селекционером Мичуриным, пока тот не нашел участок поближе к городу. Новый хозяин не жалел средств на благоустройство дома и парка, за пять лет с 1899 года он привел все хозяйство в полный порядок в соответствии с лучшими вкусами того времени, так что имение стало излюбленным местом отдыха «высшего света» уездного города.
С приходом к власти в стране большевиков Снежков эмигрировал, а его владения превратились сначала в санаторий, а потом — в правление совхоза имени Мичурина с клубом, общежитием и плодоводческой школой на территории.
Есть еще одна тамбовская усадьба, которая, возможно, привлечет частные инвестиции. Находится она в селе Вишневое Староюрьевского района. Когда-то в особняке жил с семьей выдающийся русский адвокат Федор Плевако. В годы расцвета двухэтажный дом окружал ухоженный парк из тополей, лип и сосен, откуда можно было выйти к реке Вишневка. В усадьбе был свой теннисный корт, фонтан, оранжерея и конюшня.
В последние годы тамбовские власти заявляли о намерении превратить заброшенное имение в культурно-туристический и музейно-выставочный центр, посвященный Федору Плевако.
Венчание князя Георгия Михайловича оказалось пышнее недавней свадьбы другого Романова
Сегодня, 1 октября, в Исаакиевском соборе состоялось венчание великого князя Георгия Романова и Ребекки Беттарини, дочери итальянского дипломата. Около полудня на Исаакиевскую площадь в центре Санкт-Петербурга начали стекаться журналисты и гости торжества, которое назвали знаменательным в Российском императорском доме.
Первой к месту венчания прибыла мать Георгия Михайловича — Мария Владимировна, называющая себя великой княгиней, Императрицей Всероссийской и главой дома. Позже прибыл сам Романов без сопровождения. Последней к Исаакиевскому собору подъехала машина Ребекки Беттарини. По ступенькам здания через центральный вход она проследовала внутрь в сопровождении отца — Роберто Беттарини.
На подходах к зданию собора молодых встречала толпа журналистов и зевак. У дверей в два ряда стояли гвардейцы Преображенского полка с обнаженными клинками сабель, а также девочки-цветочницы, которые помогали невесте справляться с длинным шлейфом платья.
Наряд Ребекки Беттарини, ставшей после принятия христианства Викторией Романовной, был изготовлен ливанским домом моды Reem Acra. Об этом сообщает портал European Royals со ссылкой на Императорскую канцелярию. Платье было выполнено из итальянского шелка и дополнялось 6-метровым шлейфом. Созданием подвенечной накидки занималась уже российская дизайнер — Элина Самарина. Отличительной ее чертой стала золотая вышивка с гербовым орлом. На изготовление вышивки ушло пять недель.
На пальце Беттарини было заметно фамильное кольцо с рубином-кабошоном и двумя бриллиантами по бокам. Его подарил избраннице Георгий Романов на обручение в январе этого года. Зарегистрировали свои отношения молодожены в одном из московских ЗАГСов 24 сентября.
На венчание в Исаакиевском соборе приехали больше тысячи гостей: главы и члены императорских, королевских и владетельных домов Европы и Азии, представители зарубежных государственных, деловых и общественных кругов, деятели культуры.
Среди известных в России персон были замечены: светская дама Виктория Шелягова, социолог Александр Дугин, адвокат Павел Астахов.
К алтарю невесту сопровождал ее отец. Саму церемонию венчания провел митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий. В пресс-службе Исаакиевского собора «Газете.Ru» при этом сообщили: «Государственный музей-памятник не является организатором данного мероприятия, прошедшего в стенах собора».
За венчанием последовал торжественный прием в Этнографическом музее Петербурга под аккомпанемент звезд классической сцены, который завершится праздничным салютом. На следующий день, 2 октября ,супружеская чета устроит для гостей праздник в Константиновском дворце в Стрельне. А начались торжества еще накануне в Доме ученых им.Горького, где раньше располагался Владимирский дворец.
В подарок гости церемонии получили памятные медали — подобные тем, что вручали до революции на императорских свадьбах, с профилем жениха и невесты.
По словам советника канцелярии главы Российского императорского дома Кирилла Немировича-Данченко, венчания членов Российского императорского дома в Петербурге не было более 120 лет. Это историческое и международно значимое событие, отмечал он.
Однако историк династии Романовых Иван Матвеев считает, что венчание великого князя Георгия Михайловича Романова и Ребекки Беттарини нельзя называть первой свадьбой представителей царской фамилии, состоявшейся в России после 1917 года.
«Представители так называемой «Канцелярии главы Российского Императорского Дома» говорят о том, что эта свадьба – первое бракосочетание Романовых в России после 1917 года. На самом деле это неверно, с 1917 по 1919 года членами Российского Императорского Дома было заключено четыре брака», — рассказал историк «Газете.Ru».
По словам Матвеева, даже после распада СССР уже было проведено венчание наследников Романовых из «другой ветви».
«Первым был князь Димитрий Романович (1926 – 2016), который в 1993 году в Костроме обвенчался со своей женой графиней Доррит Ревентлов», — сообщил эксперт, изучающий династию Романовых.
Он добавил, что, в отличие от Георгия Михайловича, члены императорской фамилии никогда не венчались в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. «В основном, все свадебные церемонии проходили в Большой церкви Зимнего дворца, — сказал Иван Матвеев.
По словам историка, «свадьбой века», про которую говорили сторонники этой ветви, назвать это никак нельзя». «Георгий Михайлович является принцем Прусским и большинство потомков Российского Императорского Дома его титул Великого Князя и Цесаревича не признает», — объяснил он.
Действительно, большинство потомков Романовых, которым удалось выжить после революции 1917 года, — представители Объединения дома Романовых, основанного в 1992 году, — не считают Марию Владимировну и Георгия Михайловича наследниками престола и отрицают их право называться великой княгиней и великим князем.
Еще в 2010 году князь Дмитрий Романович Романов, брат занимавшего в то время пост президента организации Николая Романова, заявлял: «Минувшим летом после поездки в Санкт-Петербург я обратил внимание прессы на то, что окружение моей родственницы, княгини Марии Владимировны, титулует ее «Великая княгиня» и «Глава Императорского Дома». Оба титула вводят в заблуждение, поскольку последней Великой княгиней Императорской семьи была Ольга Александровна, сестра Царя-страстотерпца Николая II, скончавшаяся в Канаде в 1960 году».
При этом Дмитрий Романов, ушедший из жизни в 2016 году, добавлял, что титулы «Ее Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня и де-юре Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская», которыми называют «его родственницу» — это нагромождение «титулов, помпезных и устаревших форм». «Раболепным почитанием чинов и устоев безвозвратно ушедшей эпохи можно лишь выставить себя на посмешище всей России», — говорил он.
Тем не менее, в последние несколько лет именно Георгий Михайлович и Мария Владимировна доминируют в российской новостной повестке как наследники Романовых. И даже свадьба одного из представителей основной ветви — князя Ростислава Романова, нынешнего вице-президента Объединения дома Романовых, — российскими СМИ освещалась скудно.