Medeatourvl.ru

Путеводитель путешественника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ставкирка: норвежская каркасная церковь, построенная в Средневековье

Ставкирка — деревянная каркасная церковь

Уникальные здания первых каркасных деревянных церквей находятся в самой холодной части Европы, в Норвегии. Эти хрупкие деревянные церкви, построенные между X и XI веками во время крещения викингов. В них все, вплоть до покрытия на крышах, сделано из дерева.

Деревянная церковь в Урнесе самая старая из сохранившихся до наших дней. Она была построена в 1130 году. Церковь украшена не только христианскими мотивами, но и узорами типичными для культуры викингов. Здесь, например, имеется изображение битвы змея и дракона. Этот кованый орнамент типичный пример искусства викингов. В церкви можно увидеть деревянные изображения Христа, Марии и Святого Иоанна, выточенные в XII веке. Это старейшие в Норвегии статуи святых. Деревянные капители под потолком церкви напоминают те, что можно увидеть в романских каменных церквях. Каждая сторона капители украшена единственным в своем роде рисунком. Именно это изящество и уникальность деталей принесло церкви в Урнесе всемирную славу. Специалисты утверждают, что «урнесский стиль», появившийся в средневековой Норвегии, впоследствии распространился в Англии и России, но не прижился там.

В нескольких километрах от церкви в Урнесе находится каркасная деревянная церковь в Боргунде (или Боргунне), построенная в 1180 году. Это единственная деревянная церковь, которую никогда не реставрировали. Ее крыша украшена головами драконов. Здание окружено наружной галереей, в небольшие окошки которой проникает свет. Здесь, как и в церкви в Урнесе, порталы украшены изображениями удивительных животных и растительным орнаментом. Внутри церкви находится изображение распятого Христа, которое относят к XVI веку. В церкви нет скамеек, такова была средневековая традиция. Эта деревянная церковь была освящена в честь святого Андрея. Ее неф поддерживают двенадцать деревянных балок украшенных масками людей и животных.

Таких каркасных деревянных церквей в Норвегии в свое время насчитывалось около 1,5 тысяч, а сегодня осталось только 28.

Эти деревянные церкви — два главных сокровища норвежской архитектуры. Они с честью выдержали испытание временем, и по сей день поражают воображение туристов своей красотой.

Деревянная церковь в Урнесе в 1979 году включена в список всемирного наследия Юнеско.Ставкирка — деревянная каркасная церковь, фото № 1Ставкирка — деревянная каркасная церковь, фото № 2Ставкирка — деревянная каркасная церковь, фото № 3Ставкирка — деревянная каркасная церковь, фото № 4Ставкирка — деревянная каркасная церковь, фото № 5Ставкирка — деревянная каркасная церковь, фото № 6Ставкирка — деревянная каркасная церковь, фото № 7Ставкирка — деревянная каркасная церковь, фото № 8Ставкирка — деревянная каркасная церковь, фото № 9

masterok

Драконы всегда имели неоднозначное значение в любой мировой культуре. В культуре Норвегии им также отводилось особое место – их считали вестниками больших бед. Поэтому, вполне естественно, что для отпугивания нечистой силы головами мифических существ украшали корабли викингов или крыши домов. Церковь в норвежском Боргунде – одно из таких зданий, чью крышу увенчали головы деревянных чудовищ.

Деревянная церковь Боргунд (Borgund), получившая название по деревушке, в которой расположена, – одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей. Церковь построили еще во времена викингов, приблизительно в 1150–1180 гг., в честь апостола Андрея Первозванного. Не смотря на свой возраст это уникальное сооружение до сих пор находится в хорошем состоянии.

Давайте посмотрим на нее подробнее и узнаем о ней побольше …

Фото 2.

Отличительная особенность церкви – скульптурные изображения драконов на коньках крыши. Две из четырех драконьих голов смотрят на запад, а две – на восток. Драконьи головы на церкви в Боргунде, грозившие сразу и Востоку, и Западу, можно считать символом былого могущества и воинской славы викингов. Интересно, что в украшении церкви присутствуют католический крест, протестанский петушок и языческие драконы. При внимательном осмотре на дверях возле железных ручек с многочисленными змеиными головами можно разглядеть рунические знаки-обереги. Очевидно, их вырезали для защиты дверей от врагов.

Фото 3.

Интересны технологические находки древних архитекторов, обнаруженные при исследовании ставкирки Боргунд. Например, деревья, выбранные для постройки, выдерживались на корню для того, чтобы смола могла выйти на поверхность, и лишь затем срубались и обрабатывались. Полукружия арок, поддерживающих хоры, сделаны из прикорневых частей древесных стволов («коленьев»), рассчитанных самой природой так, чтобы выдерживать огромные вертикальные нагрузки. Металлические детали при строительстве ставкирки Боргунд не использовались. Количество деталей, из которых состоит церковь, превышает 2 тыс. Прочный каркас стоек собирался на земле и потом поднимался в вертикальное положение при помощи длинных шестов.

Фото 4.

В Средние века подобные церкви строились во многих странах Северной Европы, но сохранились они только в Норвегии. Всего же в Норвегии было построено более 1500 ставкирок, до сегодняшнего дня в разной степени сохранности дожили только 28. Поэтому церковь в деревушке Боргунд по праву носит титул «церкви, которая выжила».

Читайте так же:
Химэдзи: стойкий замок Белой Цапли

Фото 5.

В наши дни в чудо-храме Боргунд действует постоянная экспозиция, рассказывающая историю деревянных церквей Норвегии и их роль в период Средневековья. Для посетитетелей доступен ресторан, сувенирный магазин и комната отдыха. Церковь в Боргунде расположена рядом с исторической дорогой – королевской дорогой Vindhellavegen. Эта дорога уже не является проезжей, как это было в Средние века, но идеально подходит для пешеходной или велосипедной прогулки. Тропа начинается прямо от церкви, время в пути около 1,5 ч туда-обратно.
Церковь открыта для посещения ежедневно с 10:00 до 17:00 (в период с 11 июн. по 21. авг. с 08:00 до 20:00)

Фото 6.

Построена предположительно в 1150-80 гг. в честь апостола Андрея Первозванного, в качестве строительного материала был частично применён ясень, священное дерево в германо-скандинавской мифологии: его мифологический прообраз, ясень Иггдрасиль (Мировое Древо скандинавов), соединял небо Асгард и землю Мидгард с царством мертвых Хель. Именно вокруг кроны этого ясеня была построена Валгалла, обитель скандинавских богов и героев, павших на поле боя. Андреевская же символика отразилась в интерьере церкви: секции заграждений на хорах (верхних галереях) созданы в форме косых андреевских крестов. Отличительной особенностью церкви являются скульптурные изображения драконов на коньках крыши. Так в замысле древних строителей сочетались языческие и новые, христианские, представления и образы. При внимательном осмотре на дверях западного портала возле железных ручек с многочисленными змеиными головами можно разглядеть руническиезнаки-обереги, очевидно, вырезанные для защиты дверей от врагов.

Интересны технологические находки древних архитекторов, обнаруженные при исследовании ставкирки Боргунд. Например, деревья, выбранные для постройки, выдерживались на корню для того, чтобы смола могла выйти на поверхность, и лишь затем срубались и обрабатывались. Полукружия арок, поддерживающих хоры, сделаны из прикорневых частей древесных стволов («коленьев»), «рассчитанных» самой природой так, чтобы выдерживать огромные вертикальные нагрузки. Металлические детали при строительстве ставкирки Боргунд не использовались (ср. с методами строительства деревянных церквей на русском Севере — в Кижах и т. д.). Количество деталей, из которых состоит церковь, превышает 2 тысячи. Прочный каркас стоек собирался на земле и потом поднимался в вертикальное положение при помощи длинных шестов.

Ранее декор интерьеров и фасадов церкви был очень ярким: её расписывали красками, остатки которых сохранились на некоторых деревянных деталях интерьера. В середине ХХ века ставкирка Боргунд была законсервирована смоляными составами, из-за чего сильно почернела.

Уникальность ставкирки Боргунд в том, что она сохранилась без существенных изменений как технологических, так и декорационных (кроме, пожалуй, окраски).

Фото 7.

Кроме каркасной церкви XII века, в комплекс входят 1) новая церковь, построенная в 1868 году по той же архитектурной модели, что и старая церковь; в ней хранится один из средневековых колоколов старой церкви; 2) звонница XIII века (от старой оригинальной постройки сохранилась только верхняя решетка, все остальное восстановлено уже в ХХ веке); 3) погост.

Фото 8.

Большинство каркасных церквей Норвегии построены в период с 1130 по 1350 гг., когда в Европе свирепствовала бубонная чума, практически остановившая всякое строительство. Ставкирка Боргунд была построена на месте ещё более древней церкви: фрагменты того здания были найдены под полом церкви ХII века. Постройка ставкирки Боргунд осуществилась в то время, когда католическая Норвегия стала самостоятельной церковной областью, подчинявшейся Ватикану. Судьба ставкирки Боргунд связана с важнейшими переломными моментами средневековой норвежской истории: через местечко Боргунд проходил путь конунга Сверрира Сигурдссона, «короля-революционера», удачливого узурпатора, отвоевавшего корону у конунга Магнуса Эрлингссона и ставшего единоличным правителем страны («Сага о Сверрире», XIII в.). Церковь к тому времени, вероятно, уже была построена, так как в ней найдены захоронения воинов, относящиеся именно к периоду гражданской войны 1177—1184 гг., главными фигурами которой стали Сверрир и Магнус. В 1877 году ставкирка Боргунд была куплена Обществом охраны старинных памятников Норвегии.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Читайте так же:
Сказочный Ровинь: один из самых итальянских городов Хорватии

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

А вот еще деревянная церковь, которую я недавно посетил, а находится она в Нормандии в городке Онфлер (Honfleur). Вспомните еще Деревянные церкви Марамуреш и интересная Церковь в кратере вулкана. А вот еще Владимирская церковь и усадьба в Быково и Церковь Грундтвига

Ставкирка: норвежская каркасная церковь, построенная в Средневековье

Итак, заключительные два дня нашего путешествия по норвежской земле мы посвятили старинным церквям, как каменным, так и деревянным.
На счетчике 4025 км. 9 июня 2011 года. До шведской границы порядка 830 км. Начинаем наш обратный путь домой.
Погода не сильно радует. Ночью шел дождь. Утром сплошные туманы и облачности. Днем периодически начинал моросить дождик. Влажность!

Для начала я расскажу, что такое ставкирки, как они строились, из чего, почему их так мало, в чем их уникальность, вообщем, все, что вы хотели о них знать, но стеснялись спросить 🙂

Ставкирки наряду с норвежскими фьордами, свитерами и троллями являются брендом Норвегии. Это уникальные церкви, построенные в 10-13 веках из деревянных бревен без единого гвоздя. Похожим образом построены наши Кижи, но уже в 18 веке. Способ этот придумали викинги для строительства своих драккаров – кораблей-драконов. Как и корабли, ставирки имеют каркас из бревен. У некоторых церквей даже есть мачта – высокий столб, вкопанный по-середине храма для поддержки башни. Драконы тоже нашли свое место, переместившись с носов драккаров на коньки церквей.

Для постройки церквей в лесу выбирались самые крепкие и высокие деревья. Чаще всего это была сосна, реже дуб и другие виды деревьев. С дерева срубались все ветки, счищали кору. И несколько лет дерево стояло на корню и сохло, просмаливаясь изнутри. Затем срубалось и пускалось на строительство. Самые крепкие и «выносливые» прикорневые части стволов шли на полукружия арок, поддерживающих хоры.

У дерева есть два врага – это огонь и гниение. У самых ранних церквей конструкция была очень проста – четыре бревна укладывались внахлест в виде квадратной рамы. Вдоль нее в землю вкапывались бревна, называемые «ставами» (откуда и пошло название – ставкирки). Следующим шагом эта конструкция обшивалась более тонкими бревнами. Окон не делали. Сверху на стены укладывали крышу. Такая церковь служила порядка 15 лет и сгнивала. Ее разбирали и на этом же месте строили новую. Так могло продолжаться несколько раз. Не помогало даже то, что раз в 3-4 года бревна смолили, опять же по примеру викингов и их кораблей.

Следующим шагом решено было в строительстве использовать каменный фундамент и дерево класть уже не прямо в землю. Все сохранившиеся до наших дней ставкирки построены именно таким способом. Новые церкви, построенные на каменном фундаменте, украшались, декорировались. Многие церкви имеют рунические надписи удивительные растительные и животные орнаменты, а также явные заимствования из язычества, такие как, например, драконьи головы на коньках крыш. Но в те времена были еще сильны традиции язычества, что следует из декора. И даже далеко не в каждой церкви можно найти символ христианства – крест.

Совершенствовалась сама техника строительства. А чтобы церкви сохранялись как можно дольше, был издан указ, по которому крестьяне были обязаны следить за состоянием церкви и каждые три года смолить дерево, каждую деталь церкви.

Расцвет строительства ставкирок пришелся на время введения христианства в Норвегии, в 11-13 веках. Считается, что общее число церквей доходило до 2000. Их строили везде, по всей стране. Несколько таких ставкирок обнаружилось даже в Швеции и Англии.
Но этот бум строительства был жестоко прерван эпидемией чумы, охватившей в 14 веке всю Европу. Жертвы были столь многочисленны, что население Норвегии сократилось вдвое. Вскоре случилась реформация церкви, и основной религией стало лютеранство. За церквями перестали ухаживать должным образом, их количество стало сокращаться. И в 1851 году был издан указ о церквях, согласно которому в церкви должно было быть не менее трети посадочных мест от общего количества народа в данном селении. Многие церкви не смогли соответствовать этому указу. Некоторым церквям «повезло» – они были перестроены, другие медленно умирали.

До наших дней эти церкви вряд ли сохранились бы, если бы не художник Йохан Кристиан Даль (1788-1857). В 1844 году он создал общество по защите архитектурного наследия Норвегии, самой главной задачей которого было спасение и защита всех сохранившихся ставкирок. На тот момент их оставалось порядка 30 штук. Несколько церквей перевели в частную собственность и передали заботу о ставкирках новому владельцу. Некоторые церкви были перемещены в музеи. С тех пор до наших дней дошло 28 церквей. 29-тая церковь была сожжена несколько лет назад сатанистами. Сегодня общество охраняет восемь церквей-ставкирок. Четыре других находятся в музеях под открытым небом.
Некоторые церкви практически не изменились со средних веков, некоторые были сильно перестроены, но их исторический облик был восстановлен во время реставраций в 19 веке. От некоторых церквей остался только каркас.
Нам повезло увидеть несколько этих уникальных ставкирок. Далее в хронологическом порядке в сочетании с каменными церквями, тоже заслуживающими внимания.

Читайте так же:
Остров Вила-Франка-ду-Кампу: уникальный природный бассейн в кратере древнего вулкана

Первую дощатую церковь мы видели накануне в местечке Лом (1158 год). Я о ней писала в предыдущей части http://fototourist.ru/?p=10309.

Следующую церковь для осмотра мы нашли случайно, проезжая мимо. Область, в которой мы сейчас находимся, называется Luster. Готическая каменная церковь носит название Dale Stone Church, построена в 1200 (1250) году. Полностью отреставрировали церковь в 1950 году. Стены церкви достигают толщины 1,5 м. Углы построены из стеатита, мыльного камня – минерал разновидности талька. Материал сравнительно мягкий, но резьба по этому камню сохраняется веками. Интересные фрески 15-16-ых веков на стенах и в оконных проемах и резная кафедра 13 века характерны для норвежских церквей. Во время реставрации 1950 года была удалена меловая побелка. Открылись разные слои древних росписей. Они относятся к 14, 16 и 17 векам.
Внутри довольно мало света, возможно это из-за погоды. В уголочке скромно стоит “Bride’s bench” (скамья невесты), которая на столетие старше самой церкви. Алтарь в стиле барокко изготовил скульптор Jorgen Schauer из Бергена в 1708 году.
Церковь действующая и открыта для посещения с 10 до 20 часов. Вход бесплатный.

Едем в Gaupne. Там находится старинная церковь Gaupne Gamle kyrkje 1647 года. К сожалению, мы ее не нашли.
Церковь эта была построена на месте более старой ставкирки 12 века. Это обычная ситуация для норвежских церквей. Первые дощатые церкви были маленькие. Когда они переставали справляться с увеличением количества прихожан, то церкви разбирали и на их месте строили более вместительную церковь. Более того, очень часто декором от старой церкви украшалась и новая.
Вход в церковь платный. Фотографировать внутри запрещено. Но были случаи, если очень-очень сильно попросить. 
Кстати, церковь эту расписывал в 1659 году местный художник Nils. Он же написал некоторые картины для Dale Stone Church.

Следующая церковь самая древняя и самая уникальная – это ставкирка в Урнесе (Urnes), датированная 1130 годом. Причем церковь построена на месте двух еще более старых церквей, части которых удалось обнаружить при раскопках. Резьба со старых церквей была перенесена на новую постройку. Северный портал, снятый с более старой церкви и тоже включенный в новую, датируется 1060 годом. Это единственный сохранившийся до наших дней образец викингской резьбы по дереву со змеиными мотивами.
Ставкирка несколько раз перестраивалась, но основной объем и крыша неизменны. На деревянных скатах крыши вырезаны рельефы. Дракон с оскаленными зубами зажимает в пасти змею, а та пытается оплести его шею. Некоторые ученые считают, что рельеф этот – пережиток языческого прошлого Норвегии, другие, наоборот, полагают, будто он создан по христианским мотивам и символически изображает борьбу христианства с язычеством.
Внутреннее убранство церкви впечатляет. Оно настолько красиво и самобытно, что даже возник термин «урнесский стиль», который обозначает красивейшую резьбу по дереву, основным мотивом которой являются драконы и змеи, а сама резьба ассиметрична и состоит из повторяющихся фрагментов.
Церковь внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вход в церковь платный. Фотографировать внутри запрещено.
Попасть сюда можно на пароме. Церковь стоит на мысу, глубоко вдающемся в Согнефьорд – самый длинный (270 км) и самый глубокий (1300 м) фьорд в мире. Есть информация, что приехать туда можно и по дороге от Skjolden. Но на пароме гораздо приятнее.

Рядом с церковью есть небольшая оленья ферма. За символическую плату хозяин может впустить на территорию, подозвать оленей на кормежку. Мы не преминули этим воспользоваться. Разве мы можем так просто пропустить оленей

Читайте так же:
Пляжный отдых в Доминикане с ребенком — куда поехать?

Посмотреть следующую ставкирку Kaupanger Stave Church мы заехали в Каупангер. Здесь находится самая большая церковь во всей провинции Согнефьорд, а именно здесь сохранилось основное количество ставкирок. Построена церковь в 1137 году (по другим данным в 1150г) на месте двух еще более старых церквей. Вход платный. Фотографировать запрещено.

Следующая ставкирка находится в Боргунде (Borgund). Это одна из самых популярных у туристов ставкирок. Еще она значится как одно из самых уникальных и красивых деревянных зданий мира. Титулов много.
Церковь была построена примерно в 1150-1180 гг. в честь апостола Андрея Первозванного. В качестве материала частично использовался ясень, как священное дерево в германо-скандинавской мифологии. Символы Апостола Андрея обнаруживаются в интерьере церкви: секции заграждений на верхних галереях созданы в форме косых Андреевских крестов. До наших дней церковь дошла практически без изменений. В 19 веке была сделана крайне аккуратная реставрация без лишних перестроек.
Исторически декор фасадов и интерьеров был ярким и красочным. На некоторых деталях интерьера сохранились остатки краски. Но в 20 веке церковь законсервировали смоляными составами, поэтому теперь она черная. Церковь собрана из более чем 2000 деревянных деталей, металлические детали не использовались. На дверях вырезаны знаки-обереги, видимо для защиты от врагов.
По традиции Боргундская ставкирка построена на месте еще более старой церкви. В ней найдены захоронения воинов, относящиеся в периоду гражданской войны 1177-1184 гг.
Церковь включена в архитектурный комплекс. Помимо нее в комплекс входят: новая церковь (1868г), звонница 18 века (от старой постройки сохранилась только верхняя решетка, все остальное восстановлено уже в наше время, колокольня уникальна, больше таких в Норвегии нет), погост.
Во время нашего приезда церковь была на реставрации. Сейчас ремонт закончен.

Следующим must see в нашем путешествии стал самый большой в мире автодорожный тоннель протяженностью 24,5 км. Он находится на трассе Е16 между Бергеном и Осло. Построен в 2000 году и снабжен самой современной системой против пожаров и задымлений. В тоннеле есть 48 мест для аварийной остановки, 15 мест для разворота и каждые 114 метров установлены точки пожаротушения. Все это не очень замечаешь во время движения по туннелю. А вот 3, так называемые, комнаты отдыха нельзя пропустить. В туннеле оформлены три зала с ярко подсвеченными сводами. Тут можно остановиться, отдохнуть. Выглядят эти залы слегка фантастически

Ну а у нас на пути городок Flom. Он известен практически каждому туристу, путешествующему по Норвегии. Сюда приходят круизные лайнеры. Отсюда начинается самая известная и самая высокогорная железная дорога Фломсбана протяженностью 20 км. Здесь есть отели, сувенирные магазины, рестораны, музей Фломской железной дороги, небольшой кинотеатр, прокат велосипедов и каяков. В информационном бюро можно взять карты пеших и велосипедных маршрутов по окрестностям. Отсюда можно отправиться на катере или пароме на морскую прогулку по фьорду. Мы планировали прогулку на пароме, но, к сожалению, ставкирки настолько завладели нашим вниманием, что на паром ни времени, ни сил не осталось. Да и погода начала портиться. Мы ограничились сувенирные магазином, да парой фотографией. В одном сувенирном магазине мы случайно разговорились с продавцом. Он из России. Уже полгода живет в Норвегии. Недавно он нарушил скоростной режим на дороге и теперь ему надлежит отправиться в тюрьму. Примерно на месяц. Парень переживает, что там будет скучно, и он поправится. Поэтому все последние дни на свободе он готовится к отсидке, покупая спортивное питание и форму для ежедневных тренировок.

Ну а мы отправляемся в деревню Undredal, где посмотрим самую маленькую ставкирку и заночуем.
Церковь была построена в 1147 году, в ней 24 посадочных места, что удовлетворяло закону о церквях. Здесь проживает всего 120 человек. И здесь же живет порядка 500 коз, чье молоко идет на изготовление одного из самых лучших сыров в Норвегии – брюнуст. Ферма находится здесь же, по слухам, хозяйка – русская.
Декор церкви состоит из языческого растительного орнамента, а также библейских сюжетов и ангелов. На крыше установлена звонница, радующая своих прихожан звоном с 1600 года. В 1722 году церковь модернизировали, прорубив окна. А в 1850 году при реставрации церковь покрасили белой краской. Больше белых ставкирок нам не попадалось. Белая свежая краска нас очень смутила, и мы чуть было не прошли мимо церкви. Лишь табличка на стене нас остановила, и мы поверили, что это то, что мы приехали посмотреть.

Читайте так же:
Кайзерсберг: сказочный город, который французы назвали лучшим в своей стране

Ставкирка из Гуля

Ставкирка из Гуля – одна из сохранившихся каркасных церквей, построена по различным исследованиям в 1212 году.

Ставкирки — это деревянные церкви каркасного типа, строящиеся в Норвегии в период с 11 по 13 века. Со временем подобные строения стали такой же достопримечательностью, как норвежские фьорды и музеи кораблей. Одна из немногих сохранившихся в первозданном виде подобных церквушек — Ставкирка из Гюля, построенная в начале 13 века. Несмотря на многочисленные реставрации и транспортировки, она до сих пор сохранила свои особенные черты, заставляя восхищаться ею многочисленных туристов, которые посещают полуостров Бюгдей.

Много веков назад церквушка выглядела как длинное помещение, дополненное колоннами. В 17 веке количество окон в ней увеличилось, в результате чего ставкирка стала светлее и просторнее. Позже на месте старого хора был оборудован абсолютно новый и непривычный для местных жителей хор.

В 1870 году судьба церкви оказалась под угрозой, когда правительством Гюля было решено снести ее. Общество по сохранению памятников Норвегии не допустило этого, попросту выкупив здание. Правда, после этого возникла новая проблема: где разместить ставкирку? Разрешил ее король Норвегии, выделив значительную сумму на транспортировку церкви и ее последующее обустройство. Так Ставкирка из Гюля обосновалась на полуострове Бюгдей.

Удивительная история норвежских ставкирок способна пролить свет на многие исторические факты. Начинается она с приходом на Норвежский континент христианства. Ставкирки, которых возводилось огромное количество, стали важными для православных людей объектами. По некоторым данным археологов, сооружено их было не менее двух тысяч. Такой стремительный рост был обусловлен активным участием в строительстве придворной знати и даже самого короля. До этого Норвегия была языческой страной, что нашло отражение в ставкирках. Вся символика была полностью основана на образах. Так, на элементах декора присутствовали головы драконов, геометрическая резьба со всевозможными скандинавскими, животными орнаментами. Стоит заметить, что не на всех церквях было символическое изображение христианского креста, и его наличие было, скорее, данью уважения к королю.

Строились ставкирки, как правило, из северной сосны, которая была намного прочнее своих южных сородичей. Интересен тот факт, что миссионеры, которые проповедовали христианство, принесли с собой не только слово Божье, но и методы строения храмовых сооружений. После того как скандинавские зодчие строили только боевые корабли — драккары, великолепие и сложность архитектуры мачтовых построек давали возможность полностью раскрыть их умение и талант.

Церкви настолько почитались северным народом, что был издан особый указ короля, который обязывал простолюдинов просмаливать через каждые три года основные элементы деревянных соединений.

В 14 веке Норвежский континент поразила чума, и население уменьшилось почти наполовину. В это же время произошла реформация церкви, в результате чего христианство заменило лютеранство. Новая религия, новые законы — и церкви уже не имели должного ухода за собой. И только спустя несколько веков норвежский художник Оле-Йохан Даль начал привлекать внимание общества к проблеме исчезновению культурного наследия его народа. В 1844 году искусствовед создает специальный комитет по защите памятников и берет на свое попечительство несколько ставкирковых церквей.

Именно благодаря Оле-Йохану Далю была произведена детальная реставрация и ставкирки из Гюля, а также ремонт основного каркаса сооружения. Сохранена по сей день треть подпорных бревен, которые поддерживают общий вес церкви. Дошла до нас и скандинавская резьба по дереву, с ее неповторимым плетеным узором и кельтскими образами. Вздернутые вверх, как крылья птицы, элементы крыши издалека напоминают китайскую пагоду, а свечи, зажженные внутри, создают мистическое ощущение присутствия внутри большого дерева.

Ставкирка из Гюля — одно из самых посещаемых туристических мест. Благодаря художнику Далю, норвежскому королю и просто неравнодушным людям церковь цела и невредима, и каждый раз, когда на ее пороге появляются посетители, она с суровым северным видом принимает своих дорогих гостей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию