Medeatourvl.ru

Путеводитель путешественника
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Восьмое чудо света: рисовые террасы на Филиппинах, созданные около 2 тысяч лет назад

Восьмое чудо света: рисовые террасы на Филиппинах, созданные около 2 тысяч лет назад

На следующий день в 7.30 утра в лобби отеля нас встретила гид по имени Норма. Мы так и запомнили её имя:

— Егор, как зовут нашу проводницу?

Мы быстренько составили маршрут к достопримечательностям, которые можно осмотреть за один день и выдвинулись. Вот что нам удалось узнать про регион:

Банауэ это 18 барангаев (районов) в которых живут в общей сложности 22 тысячи человек, у каждой общины есть свой диалект. Местные просто по акценту могут определить, свой ли перед ними пацанчик или забрёл с соседнего района. Раньше у них были охотники за головами, которые коллекционировали черепа врагов. Случались даже межплеменные войны, но это уже давно пережитки тоталитарного прошлого столетней давности и теперь все живут в мире.

Проезжая по горной деревне

Проезжая по горной деревне

Небольшой обвал на дороге

Небольшой обвал на дороге

Рисовые террасы Банауэ, Филиппины

Рисовые террасы Банауэ, Филиппины

Рисовые террасы Банауэ, Филиппины

Норма хоть и работает гидом, но вообще она такой же рисовод, как и все остальные. Рис, конечно, теперь можно купить в магазине в любых количествах, но люди предпочитают свой и вообще это большая традиция, а традиции нарушать нельзя. Способ выращивания тоже свой самобытный, не такой, как у филиппинцев «снизу»: например, я никогда не видел никакой механизации, даже простейшего мотоблока, хотя на равнинах полно. Даже карабао не видел, только хардкор, только ручной труд.

Технология выращивания риса такая: сначала строят небольшой бассейн из камней и земли, иногда укрепляют цементом. К нему подводят воду из ближайшей горной речки, а отводят каскадом в следующий бассейн, который находится ниже. Затем запруду очищают от травы, мелкую траву топят в грязи и делают перегной, крупную и твёрдую жгут и используют в виде пепла; если её тоже просто утопить, то потом можно исколоть себе ноги.

Затем собирают всех улиток, чтобы они не поели рассаду риса. Улиток просто морят в мешочке, но могут и съесть, ибо бело́к. Отдельно выращивают рассаду и высаживают её руками в ил. Выращивание риса требует огромного количества пресной воды и чтобы прудик не стоял просто так, пока рассада ещё маленькая, вместе с рисом разводят рыбу Телапию и Mudfish.

Рисовые террасы – Филиппинское чудо

Рисовые террасы — расположенные на вертикальных террасах рисовые поля, в основном в странах Восточной Азии (Китае, Японии, Вьетнаме, на Филиппинах), где они являются традиционной частью пейзажа. Эти поля исторически играют огромную роль в обеспечении населения стран продовольствием. Некоторые из них занесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самые древние рисовые террасы расположены в Филиппинских Кордильерах. Рисовые поля повторяют контуры горных склонов в провинции Ифугао. Поля были созданы более двух тысяч лет назад.

В 1995 году они были включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В состав объекта Всемирного наследия вошло пять участков, признанных наиболее красивыми и хорошо сохранившимися в провинции Ифугао: рисовые террасы Батад, террасы в Банауэ, рисовые террасы Майояо, террасы Хунгду и рисовые террасы в Киангане.

Рисовые террасы Банауэ называют Восьмым чудом света, это подлинное торжество инженерной мысли, на создание этих террас народу батад потребовалось более 2000 лет. Террасы находятся в живописной провинции Лусон в северной части Филиппин. Здесь рельеф характеризуется высокими, поросшими лесом горами, поднимающимися более чем на 1500 метров над уровнем моря. Потрясающие террасы, высеченные в склонах гор, тянутся куда ни кинь глазом — от края до края.

Читайте так же:
Оазис Уакачина: природный рай, дни которого сочтены

Рисовые террасы Банауэ представляют собой кажущуюся бесконечной лестницу огородов и заливных рисовых полей, причем все они были сооружены вручную, и сегодня занимают площадь более 10 500 кв. км. Дождевые леса высоко в горах стали частью природной системы ирригации, благодаря чему местное население продолжает выживать, используя традиционные методы земледелия.

Используя самые примитивные инструменты, жители Банауэ выдолбили выступы в горах и заполнили их плодородной землёй из речной долины. Повторяя очертания горных склонов Филиппинской Кордильеры, террасы Банауэ простираются в длину на 22 000 метров. Некоторые террасы имеют подпорные стенки высотой до 6 метров, выложенные из камня.

Вода из горных рек подаётся на террасы с помощью разветвлённой оросительной сети. В любой момент террасы можно заполнить водой или до краёв осушить. Рис сажают в декабре-январе, а урожай собирают в июне-июле. Всё то время, пока поля находятся «под водными парами», то есть до декабря, на террасах выращивают мелкую грязевую рыбу, которая дополняет рацион ифугао.

В этих местах нет ни дорог, ни электричества, люди предпочитают жить так, как жили всегда, сохраняя духовное родство со своей землей и окружением.

Банауэ увековечен на самой крупной филиппинской купюре — 1000 песо. Недавно в Банауэ были обнаружены месторождения золота, но семьи, по земельным участкам которых проходят золотоносные руды, не дают разрешение на добычу жёлтого металла. Традиционное рисоводство для них важнее.

На этой территории проживают 11 различных этнических групп. У каждой народности свои традиции, обычаи и культура. Самая известная народность — ифугао, что в переводе означает «горные люди», гордый воинственный народ, который удалось обратить в христианство только в XIX веке. Они до сих пор чтят свои старые традиции и после посещения церквей возносят молитвы своим древним богам.

Ещё в 1950-1960 годах ифугао носили набедренные повязки, жили в пальмовых хижинах на сваях и придерживались древних верований — в их ритуалах определённое место занимала охота за человеческими головами. В начале XX века американская администрация официально запретила охоту за головами.

Ифугао обожествляют почти каждый предмет, но у них отсутствуют понятия Творца и Верховного Бога. Все религиозные обряды отправляет жрец или колдун.

Время значительно изменило уклад жизни ифугао, но они до сих пор возделывают рис на рисовых террасах Банауэ тем же способом, что и их предки тысячелетия назад. Ифугао — одно из немногих племен, которые на протяжении долгого времени сопротивлялись иностранному господству, сумев сохранить аутентичный уклад жизни.

В Банауэ сложился своеобразный культ риса. По случаю посева, сбора урожая и других этапов культивации риса ифугао устраивают фольклорные праздники с песнями и плясками. Главное угощение праздника — рисовые лепёшки и рисовое пиво.

Рисовые террасы на склонах Кордильер Филиппинское чудо. Масштабный сельскохозяйственный «проект» — памятник земледелия доколониальной эпохи. Поля, вспаханные вдоль крутых склонов горной цепи, создали удивительные сельскохозяйственные ландшафты. Сегодня эти уникальные ландшафты крайне уязвимы: эрозия почвы, засуха и сорняки уничтожают посевные площади, подвергая опасности целостность рукотворного чуда.

Восьмое чудо света: рисовые террасы на Филиппинах, созданные около 2 тысяч лет назад

Свидетельством того, чего человек может достичь, являются рисовые террасы Банауэ на Филиппинах, которые славятся своей красотой и обильностью урожая. Они были созданы в горах Ифугао около 2000 лет назад.

До сих пор сюда приезжали только решительные путешественники, ведь путь на автобусе из столицы Филиппин Манилы до Банауэ может занять до 10 часов!

Читайте так же:
Современная тайская кухня

Филиппинский журналист Тата Мапа, который недавно совершил туда поездку, утверждает, что «дороги прекрасны, автобус едет быстро, но путь действительно очень долгий». Новые рейсы в соседний аэропорт Багабаг должны сократить время, необходимое для того, чтобы добраться до Банауэ. И тогда для региона откроется новая эра туризма, сообщает британское издание The Telegraph.

Но хорошо ли это? Удаленность Банауэ до сих пор защищала исторический объект от подводных камней массового туризма – эрозии, мусора и нехватки ресурсов. Большой приток туристов неизбежно отрицательно скажется на этом регионе.

«Существует определенная опасность того, что балансу окружающей среды будет угрожать появление большого количества туристов», – добавил Мапа. «Но это происходит по всему миру».

Парадоксально, но туристы могут стать спасителями этой древней достопримечательности, которая страдает, главным образом, от пренебрежения. Все большее количество молодых людей меняют Банауэ на яркие огни города или иностранные берега. Население региона сокращается и стареет. Все меньше остается людей, способных обрабатывать террасы.

«Если произойдет всплеск туризма, есть вероятность, что больше местных жителей останутся дома и смогут получить работу», – продолжает Мапа.

Туризм может увеличить доходы местных бедных фермеров, что позволит им вкладывать больше денег в содержание рисовых террас, которые необходимо периодически перестраивать из-за эрозии почвы и капризов погоды.

Террасы часто описываются как «восьмое чудо света». Это неофициальный статус. Две из них, Бангаан и Батад, входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Батад: Рисовые террасы филиппинских Кордильер

Сегодня предлагаю вам прогуляться по склонам филиппинских Кордильер, в деревушке Батад, где вот уже больше двух тысяч лет местные крестьяне выращивают рис на живописных ступенчатых уступах. А заодно, посмотрим на то, как живут в таких местах.

Рисовые террасы — особенность Азии, потому что именно в Азии рис служит главным урожаем. В отличии от какой-нибудь там пшеницы, саженцы риса должны прорастать в мелкой воде. Это значит, все поля должны быть горизонтальными — иначе вода с них стечёт! Этот нюанс представляет некоторые сложности для тех народов Азии, кому посчастливилось жить в красивой горной местности. Всем им, а вернее, всем, кто дожил до наших дней, пришлось изобретать или заимствовать технологию строительства рисовых террас, которые превращают горный склон в лесенку из небольших бассейнов для риса.

1. Согласно местным легендам, рисовые террасы Батад были построены больше двух тысяч лет назад горным народом Ифугао, который обитает в этих краях по сей день. У них сохранился свой язык, хотя они могут говорить и на тагальском (языке Филиппин), а молодёжь прекрасно знает английский.

Одно из преимуществ рисовых террас Батад в том, что они расположены в форме эдакого амфитеатра вокруг глубокого ущелья. Здесь ландшафт формирует нечто типа чаши, и практически из любой точки открывается великолепный вид на всё вокруг.

2. Террасы формируют такую лестницу загогулистых ступенек, спускающихся со склона вниз.

3. А там, ближе к центру, прямо посреди этих террас, теснится кучка небольших домиков. Это и есть изначальная деревня Батад, которая дала всей местности своё имя.

4. Напомню вам, что к этой деревне не ведёт никаких дорог. Для того, чтоб сюда попасть, надо сначала приехать в городок Банауэ — это девять часов ночным автобусом от Манилы. А потом надо от него ещё час ехать на тарантайке по филиппинской глухомани, после чего вас ждёт сорокаминутная пешая прогулочка по горам.

Читайте так же:
Круглые дома тулоу: самые надежные жилые комплексы в мире!

5. Центральная часть деревни Батад — это реально несколько дюжин крохотных домиков. В центре разумеется церковь, а вокруг живут люди. Здесь всего парочка «коммерхческих» зданий, которые можно легко отличить по рекламным надписям на крыше. «Домашний ночлег деревни Батад»; «Добро пожаловать в трактир и ресторан Кристины», написано белым по зелёному.

Зачем заморачиваться с дорогой рекламой, когда именно крыши отлично видно из любой точки долины?

6. С годами центральная деревня расползлась на соседние склоны, и теперь небольшие кучки домиков появляются в разных точках этого амфитеатра.

«А как называется вон та деревушка?» спросил я своего гида, тинэйджера по имени Кришчиану.

«Это всё Батад,» ответил он. «Всё одна деревня. Просто народу больше становится, вот и строят новые дома. Вон там,» он махнул рукой куда-то в даль, «живёт мой дедушка.»

«Так твоя семья тоже живёт в Батаде?» спросил я.

«Ну семья уже переехала в город, тут один дед остался. Но меня тут много кто знает.» (Под словом «город», Кришчиану имел в виду небольшой Банауэ, откуда мы приехали на филиппинском трёхколёсном драндулете. «Здесь для меня как-то слишком тихо. Народу мало, жизнь медленная.»

«А ты бывал в Маниле?» спросил его я.

«Да. Один раз. Мне в Маниле не очень понравилось. Грязно. Народу очень много. Все куда-то спешат. Пробки. А ещё, очень жарко. Для меня Банауэ — идеальный вариант.»

7. Перед тем, как мы отправились гулять по террасам, Кришчиану предложил мне зайти в местный магазин. Ходить предстояло несколько часов, и он посоветовал мне купить хотя бы воды. Вот так выглядит супермаркет в Батаде:

8. «А есть чего выпить?» спросил я.

«Есть. Наше местное рисовое вино. Вон,» он показал на один из лотков, где продавались бутылки с тёмной коричневой жидкостью. По цвету она напоминала смесь соевого соуса с Кока-Колой. Под бутылкой стоял ценник: 100 песо (это чуть меньше двух долларов).

«Только много не пей,» предупредил Кришчиану, «а то — нам же по горам ходить.»

9. Я попытался сторговаться с хозяйкой (вот она, стирает в тазике), чтоб та продала нам по стакану, но дама попалась с характером, и ни на какие уступки не шла. В итоге я купил всю бутылку, и мы с Кришчиану выпили по стакану. А с тётей я договорился, что мы на обратном пути ещё раз зайдём.

Вино оказалось очень сладким, и слабым, но совсем не ужасным на вкус. Из всех напитков горных народов, что мне доводилось пить на рисовых террасах разных стран, оно было, пожалуй самым приятным.

10. Кокосы и политическая агитация.

11. Ладно, пошли гулять по террасам. Кришчиану с лёгкостью шагал впереди, иногда оборачиваясь, чтоб подождать, пока я переведу дыхание, делая вид, что фотографирую. Ходить нам пришлось по тонким бортикам террас, и я подумал, что очень хорошо не выпил больше одного стакана вина. А то ведь так можно было и искупаться.

12. Если приглядеться, видно, что бортики некоторых уровней были укреплены каким-то цементом, чтоб не осыпаться под ногами прохожих. Местные знают тут все тропы, а вот указателей никаких я так и не увидел. Короче, подумал, что это я не так плохо сделал, что взял себе местного гида.

13. Стены террас сложены из камней, и местные жители должны быть не только крестьянами, но и каменщиками. А, если точней, то каменщицами. В нескольких местах нам попадались тётеньки в узорчатых пёстрых кофточках и рейтузах, которые как-то там чинили кладку удерживающих стен.

Читайте так же:
Долина кувшинов в Лаосе: самое загадочное место на Земле, окутанное тайной тысячелетий

14. Стоит вам сказать, что вне сезона, эти рисовые террасы трудно отличить от грязевых луж. В некоторых случаях грязь покрыта тонким слоем воды, но и это не всегда. Зрелище так себе, особенно вблизи.

15. В сезон «посева» эти террасы затапливаются водой, где-то по щиколотку, после чего местные начинают закапывать в грязь рисовые саженцы.

16. Это кропотливый тяжёлый труд. Они ходят по воде босиком, с согнутыми спинами, и вручную сажают каждый росток в илистую почву. Тут через неглубокий слой воды видны отпечатки ног этих работяг.

17. Вот как выглядят засаженные террасы. Ростки торчат с такой геометрической точностью, что можно подумать, их сажали роботы.

18. Особенно красиво такие «свежевысаженые» террасы выглядят издали. Гладь воды продолжает отражать свет как стекло, но приобретает зеленоватый оттенок.

19. Через какое-то время рис подрастает, и на месте двух травинок появляется пушистый пучок яркой зелени.

20. «Вот так выглядит наша традиционная хижина,» сказал мне Кришчиану, когда мы подошли к одному из домиков.

«А что, у вас всегда делали крыши из листового железа?» удивился я.

«Нет, крыши раньше были из соломы. Некоторые домики тут до сих пор так строят, но жесть быстрей, надёжней и дешевле. Только жарко. Обычно на уровне земли тут держат всяких животных, а люди живут на втором этаже, под крышей.»

21. Рядом с основой дома стояли плоские камни. Кришчиану сказал, что их используют для того, чтоб молоть рис в муку.

22. «У нас используют для этого вот такие палки. Они хранятся под полом дома.»

23. В соседнем домике пожилой мужчина как раз орудовал такой штукой. Его странная одежда натолкнула меня на мысль, что он часть какого-то туристического шоу.

«Можно его сфотографировать?» спросил я у Кришчиану.

«Он сказал, можно, только если ты ему поможешь.»

24. Мне показали как надо, после чего пришлось пару минут помахать этой палкой. Надо сказать, что работа это не из лёгких. Надеюсь, это только для туристов показуху устраивают, а на самом деле рис молотят какой-нибудь более современной рисомолотилкой.

25. Рядом с домом сушится пёстрое, совсем не традиционное бельё.

26. В загончике хрюкают крохотные милые кобанчики. Было печально думать, что их в итоге зажарят на чей-нибудь день рождения, но тут уж ничего не поделаешь. Я и сам свинину люблю.

27. Неподалёку, без надзора взрослых, в какой-то грязи играли местные дети. На вид им было лет по восемь.

«Что они делают?» спросил я.

«Ловят мальков, наверное». Эх, беспечное деревенское детство.

28. После объяснение про соломенные и жестяные крыши, я ещё раз оглядел домики деревни Батад. Некоторые из них действительно выглядели более традиционными, с остроконечными крышами из серой соломы. Большинство жестяных крыш было покрашено в зелёный или красный цвет.

29. При этом, то тут, то там, виднелись строящиеся здания, и во всех случаях, их каркас был из бетона. Даже в такую глухомань пришли современные технологии.

30. Батад популярен среди туристов. Даже в середине февраля, когда многие уже боялись лететь в Азию из-за коронавируса, тут было немало туристических групп. Кришчиану сказал мне, что больше всего приезжают французы. Затем немцы. Потом — американцы, канадцы, австралийцы. Китайцы, конечно (но на тот момент им уже закрыли въезд на Филиппины).

Читайте так же:
Что привезти из Германии? Лучшие сувениры друзьям и родным

«А из России есть туристы?» спросил я.

«Не припомню никого за последние пару лет,» признался он.

31. Мы забрались на самый верх амфитеатра, откуда вся долина видна как на ладони.

32. Я заметил, что к каждой горстке домиков через склон тянется электрический провод. Значит, подумалось мне, в этих деревнях всё же могут быть электрические рисомолотилки. А может быть и интернет? Я достал из кармана телефон, чтоб проверить. Сигнала не было.

33. После подъёма вверх, мы стали спускаться вниз по тропе. Шли прямо возле канавы, где со склонов стекала вода. Именно из такой крестьяне отводят воды, чтоб затопить свои террасы, когда приходит время сажать рис.

34. «Стоп!» вдруг воскликнул Кришчиану. «Змея.»

«Где?» я был немого испуган. Не люблю змей. Он показал пальцем в текущую воду, и я долго пытался разглядеть в ней что-либо. Наконец заметил, что на одной из труб действительно сидела серая змея. «А она ядовитая?»

«Скорее всего.» Он начал топать ногой, чтоб прогнать страшного зверя. «Ничего страшного, сейчас прогоним её.» Змея нехотя ускользнула в воду.

«А они часто кусают людей? Что было бы если б нас укусила?» нервно расспрашивал я, пока мы продолжили свой спуск.

«Очень редко кусаются. Только если ты наступишь на неё. Говорят, тогда есть где-то час на то, чтоб доставить тебя в госпиталь, сделать укол с противоядием.»

«А где тут ближайший госпиталь?» не успокаивался я.

«В Банауэ, так что не страшно.»

«Но ведь до Банауэ час езды,» воскликнул я. «А нам ещё до драндулета часа полтора шагать! Думаешь, можно было бы вертолёт вызвать?»

«Не знаю. Может и можно. У тебя тут есть мобильный сигнал?»

«Ну, тогда нельзя.» Ему явно было непонятно, почему я вдруг задаю столько гипотетических вопросов насчёт змеи, которая уже давно уползла куда-то.

35. «Пойдём на водопад смотреть?» спросил меня Кришчиану, когда мы немного спустились. «Это отсюда где-то полчаса. Вниз. Потом назад.»

Я вспомнил, что что-то читал в путеводителях про водопад, и решил, что раз уж притащился так далеко в Батад, стоит наверное и на него взглянуть. Забегая наперёд скажу, что это совсем необязательно. Во-первых «вниз» дам очень крутое. А во-вторых, обратно это вниз превращается в очень-очень крутое вверх.

То есть хороший час туда-обратно по лестницам надо переть, ради.

36. . Ради вот такого водопада. Нет, он конечно не ужасен. Но, скажем честно — ничего особенного. Если рисовые террасы действительно впечатляют, то я думаю водопады вы видели и по величавей, и по симпатичней.

37. Чтоб подойти к нему поближе надо прыгать по скользким камушкам (или можно обувь снять).

38. Если вы — азиатская девушка, здесь можно сделать селфи. Хотя, думаю, все тут могут сделать селфи.

39. По дороге назад от водопада я чуть не сдох от всех этих ступенек. Если вы не какой-то огромный фанат водопадов (или, ступенек), то думаю можно смело тот водопад пропустить, а вместо этого побродить немного дольше по великолепным рисовым террасам.

Они абсолютно точно того заслуживают! Если, конечно, вы до них сможете добраться. Мне террасы Батад показались более живописными, чем, например, те, что в горах северного Вьетнама.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию