Замок Буонконсильо: старинная резиденция князей-епископов в Тренто
Замок Буонконсильо. Тренто.
Мощный и величественный замок Буонконсильо / Castello del Buonconsiglio — главная достопримечательность итальянского города Тренто с богатой историей.
В соборе Святого Вигилия города Тренто проходил важнейший для церкви Тридентский собор.
Средневековье, вопреки распространенному мнению, вплоть до середины XVI века было довольно терпимо к творческим поискам церковных художников и скульпторов, предоставляя им довольно широкое поле для визуального толкования словесных библейских образов. Более того, на полях церковных книг (за пределами основного текста и иллюстраций) размещались картинки, которые смело можно отнести к непристойным изображениям — то есть ко всему, что связано с темой телесного низа. Такие картинки назывались «маргиналиями».
Когда Европу охватил огонь Реформации, с его иконоборчеством, «сомнительные» трактовки образов стали резонным поводом для протестантов (и особенно кальвинистов) высмеивать творения мастеров и отказываться от почитания икон и религиозных статуй.
Тогда католическая церковь приняла решение о том, что она сама должна «очистить» церковное искусство от такого рода «компромата» — то есть фактически ввести цензуру.
Чтобы решить, что и как должно изображать, в 1545 году был собран Тридентский собор — который как раз и состоялся в соборе Святого Вигилия в Тренто. Конечно, тема внутрицерковной цензуры была далеко не единственной — 18 лет отцы церкви обсуждали различные догматы, за это время трижды сменился римский папа. В 1564 году была подписана булла папы Пия IV, в которой были отражены основные постановления Тридентского собора.
После начала Контрреформации, провозглашенной в Тренто, из канонической иконографии исчезли удивительные изображения Святой Троицы — как человека с тремя лицами. Исчезли складные алтари в виде Девы Марии — при распахивании створок, сделанных в форме плаща, также открывалось изображение Троицы. Все эти средневековые артефакты сегодня довольно редки.
Замок Буонконсильо
Снаружи замок выглядит немного как животное из «Веселых картинок»: когда хвост тигра, шея жирафа, туловище льва. Сразу понятно: строили-достраивали-перестраивали не раз, приспосабливая его к нуждам принцев-епископов города Тренто.
Входной билет — 10 евро с человека, еще 2 евро — отдельный билет на вход в Орлиную башню (TORRE AQUILA) с фресками «Времена года». Берем и того, и другого. Оглядываемся:
До начала сеанса в Орлиной башне у нас — полчаса, по полученной схеме прикидываем, где мы есть, получается, что часть экспозиции можно посмотреть по пути в самую отдаленную от входа в замок башню — собственно говоря, искомую Орлиную.
Для начала надо разогнаться, войти во вкус рассматривания и разглядывания музейных витрин. Первый этаж — «малые формы», реликвии времен Древнего Рима и Раннего Средневековья:
Потихоньку нападает азарт, экспонат за экспонатом все интереснее и интереснее, как, например, эти римские таблетки-барельефы:
Среди витрины с заколками самые интересные — анималистические:
Некоторые экземпляры так и просятся в проект «Страдающее Средневековье» — там таких сов страсть как обожают (прошу прощения за качество фотографии — без вспышки, в полутемном помещении, да еще с таким приближением…):
По экспозиции разбросаны венецианские львы разных моделей:
Образ льва в христианстве — весьма неоднозначный, в средневековом искусстве у него было множество толкований:
«Иисуса уподобляли льву, поскольку этот зверь якобы заметает свои следы хвостом (так и Сын Божий скрывал свою божественную природу от дьявола) и спит с открытыми глазами (как Спаситель, который на кресте умер как человек, но как Бог не мог умереть <…> Львята рождаются мертвыми и оживают спустя три дня, когда львица на них рыкнет (точно так же и Христос на третий день воскрес из мертвых). Одновременно лев, конечно, был одним из главных символов Сатаны — ненасытного хищника, который стремится «пожрать» души».
В музее представлены, конечно, только «правильные» львы.
Планировка, как и полагается всякому уважающему себя замку, запутанная — но не очень. На всякий случай, дабы не опоздать в Орлиную башню, решаем прийти минут за пять до начала сеанса. Тем более, что пройти предстоит через уютный внутренний двор — Львиный, но названию установленных здесь скульптур:
Из него — выход в еще один двор, к крепостной стене, но мы туда не пойдем: это двор Мучеников — здесь находятся могилы расстрелянных во время Первой мировой войны австрийцами итальянских патриотов. Почему-то сразу вспомнился роман (и фильм) «Овод» с бесстрашным революционером, командующим собственной казнью.
Сеансы к TORRE AQUILA (или по-простому — к Орлиной башне) организуются каждые 45 минут. Группа численностью не более 25 человек идет к башне в сопровождении гида через длинный и узкий переход.
Продолжительность сеанса ознакомления с росписями стен внутри башни — 15 минут, покинуть помещение можно также в сопровождении гида.
Каждому посетителю выдается аудиогид, который в течение 15 минут на итальянском, английском или немецком языках (информации на русском нет нигде в замке) будет вещать о том, что уникальные фрески в XV веке выполнил неизвестный мастер из Богемии. Он с предельной точностью изобразил смену времен года, рассказав на 12 фресках о типичных занятиях жителей Тренто на протяжении 12 месяцев в году.
Фотографировать внутри можно:
Положа руку на сердце, эта часть экспозиции меня не сильно впечатлила, возможно, против сыграла некоторая заорганизованность процесса. Да и вообще, в Большом дворце — части замка, отстроенной в эпоху Возрождения, — росписи стен и особенно потолков ничуть не менее впечатляющи:
Да и мастерски выполненные кессонные потолки в этой части замка заставляют вспомнить высокие образцы этого вида искусства (например, в Венеции):
Кстати говоря, место сбора групп — лоджия Романино (по имени художника XVI века) — также является жемчужиной замка.
После освобождения от привязанности к определенному времени начала сеанса, мы смогли спокойно побродить по запутанным залам замка. Тем более, что посмотреть было на что.
Зимой любовались механическим раком в Дрездене — осенью в Тренто обнаружился его дальний родственник:
В сокровищнице замка Буонконсильо — потрясающее собрание средневековой деревянной скульптуры.
Некоторых святых можно легко узнать по специальному иконографическому атрибуту. Часто им становилось орудие казни (меч св. Павла, колесо св. Екатерины, раскаленная решетка св. Лаврентия), но иногда отличительным признаком святого становился орган, которого лишили во время пыток и казни.
Самый яркий пример — это св. Дионисий, первый епископ Парижа, которого изображают с собственной головой в руках. Св. Агату отличают по другому признаку, который я даже не хочу упоминать.
А вот на следующей фотографии, судя по всему, св. Луция.
Св. Луции Сиракузской, по одной версии, выколол глаза во время казни палач, а по другой — она сама вырвала глаза, чтобы не достаться язычнику. По средневековой иконографической традиции, начиная с XIV века ее изображали с двумя парами глаз: одну из них святая держит на блюде.
Главным шедевром в коллекции замка является Мадонна в голубом, которая выставлена в экспозиции с лета прошлого года после масштабной реставрации. Она сильно отличается от привычного нам образа Девы Марии: уверенная посадка, прямая осанка — в ее облике читается мощь, сила, уверенность.
Но есть и более утонченные ренессансные образы:
К сожалению, поврежденное изображение не дает возможности точно сказать, чем именно занята Дева Мария в сцене Благовещения, но кажется, что она держит в руках книгу. Это тоже довольно интересная деталь: на картинах Благовещения вплоть до XIII века Богоматерь пряла — то есть занималась типично женским делом, но в последующей традиции иконографии утвердились два типа изображения — Дева Мария молится или читает. Это был своеобразный прорыв, так как до этого времени книга в руках была исключительно мужским атрибутом. Эта идея может быть сформулирована как утверждение, что благочестие требует грамотности.
Удивительно, но сегодня Средневековье — необычайно популярно, даже термин появился — «Средневековый бум». Ученый-медиевист сейчас — это не замшелый старец, занимающийся никому не интересными вопросами давно ушедшей эпохи, а, зачастую, очень модный и «продвинутый» человек. У популярных образовательных порталов материалы о Средневековье — в топе самых востребованных и интересных читателю. Выходят и (мало того!) раскупаются книги по медиевистике (я кое-какие выдержки из них честно использовала в этой части своего отчета о поездке в Тренто).
Если раньше слова «средневековый» и «мракобесие» не могли существовать друг без друга, искусство Средних веков рассматривалось со снисходительностью, с которой взрослый человек относится к «творчеству» малого ребенка, то постепенно как-то произведения средневекового искусства стали завоевывать себе место в пространстве между высокими античными образцами — и ренессансными шедеврами.
Средневековье постепенно реабилитируется: все чаще встречаются статьи, что и ведьм не так много пожгли, и все не так уж мрачно было, как это написано в учебнике истории за 6 класс. О всплеске интереса к эпохе свидетельствует успех фильмов и сериалов с околосредневековым антуражем. Ну а миниатюры этой эпохи — это зачастую просто шедевры:
И если на месте разобраться бывает тяжеловато, то последующее рассматривание и поиск информации в разных источникам может быть интересным.
Например, как в крайнем левом рисунке — изображение Бога в сиянии эллипсовидной формы. Точнее, миндалевидной— его называют «мандорла» (с итальянского— миндалина). Этот образ не случаен: миндаль является древним символом сокрытия ценного содержания в очень твердой оболочке. А вообще, у этого символа столько значений— нужна отдельная статья.
По замку можно было бы еще бродить и бродить, но привлекательный вид города с высоты замковых стен прямо-таки манил.
Замок Буонконсильо
На скалистом холме, в самом центре Тренто, возвышается величественный замок Буонконсильо – одна из главных достопримечательностей города, представляющая важнейший образец светской архитектуры в Трентино-Альто Адидже. Он был построен в 1239-1255 гг. и вплоть до начала XIX века использовался в качестве резиденции князей Трентского епископства. В настоящее время в нем находится музей Кастелло дель Буонконсильо, а также располагается Комитет охраны археологических памятников. Кроме того, средневековая цитадель является координационным центром музейного комплекса, объединяющего несколько подобных исторических сооружений провинции: замок Стенико в долине Джудикари, Кастель Бесено в долине реки Адидже, Кастель Тун в долине Валь-ди-Нон и замок Кальдес в одноименном городе долины Валь-ди-Соле.
История возведения замка
Первые документальные свидетельства о замке Буонконсильо относятся к 1239 году: по указу императора Священной Римской империи Фридриха II Швабского (Федерико Руджеро Гогенштауфен, 1194-1250) было начато строительство крепости для охраны пути, ведущего в Германию. Но уже через несколько десятилетий укрепленная цитадель определялась как «domus nuova episcopi», то есть новая резиденция епископов, куда переселились покинувшие Палаццо Преторио князья Трентского епископства, чтобы оставаться там на протяжении многих веков пока наполеоновские вторжения не привели к секуляризации княжества в 1802 году. Именно благодаря их усилиям замок Буонконсильо приобрел свой нынешний впечатляющий вид.
Замок Буонконсильо в Тренто
Исторический комплекс, окруженный мощной оборонительной стеной, состоит из трех зданий, возведенных в разные эпохи. Самая древняя часть, построенная в первой половине XIII века на скалистом возвышении у реки Адидже, представлена старой крепостью Кастельвеккьо с возвышающейся над ней массивной башней Августа (Torre d’Augusto).
Комплекс зданий замка Буонконсильо
К середине XV века крепость, претерпевшая со времен своего возведения несколько перестроек и не утратившая своего военно-оборонительного значения, все более начала приобретать вид роскошного жилого замка. Свидетельством этому является лоджия, украсившая верхнюю часть фасада Кастельвеккьо изысканным архитектурным декором в венецианском стиле. Она была построена по заказу германского епископа Йоханнеса IV Хиндербаха, избранного в качестве верховного главы епископального княжества Тренто в 1469 году.
Венецианская лоджия замка Буонконсильо © Lisa1963 / Wikimedia Commons
Возглавивший княжество в 1514 году кардинал Бернардо Клезио решил несколько облагородить довольно мрачный облик крепости и придать всему комплексу новые черты, соответствовавшие новым веяниям в архитектурном искусстве эпохи Итальянского Возрождения. По его указанию, в рамках проекта городской реструктуризации и перестройки всего города, между 1527 и 1538 гг. к югу от старой крепости Кастельвеккьо был возведен Палаццо Магно, ставший истинным самовыражением престижа и величия князя. Подтверждением этому является просторный Большой зал дворца, украшенный резным кессонным потолком, огромным фамильным гербом Клезио и великолепными фресками итальянского живописца Доссо Досси (Джованни Франческо ди Никколо Лютери, 1486-1542). В результате получилась роскошная, типично дворянская резиденция XVI века, художественный уровень которой не имеет себе равных в районе Трентино.
Один из залов Палаццо Магно в замке Буонкастильо © Carlo dell’Orto / Wikimedia Commons
Оформление различных помещений Палаццо Магно было поручено величайшему художнику своего времени Романино (Джироламо Романи, 1485-1566). В частности, в 1531-32 гг. им был расписан потолочный свод лоджии во дворе Львов, известной сегодня как Лоджия Романино. Живописный цикл фресок с мифологическими эпизодами из римской истории и сценами из Библии является общепризнанным мировым шедевром эпохи Возрождения.
Лоджия Романино в замке Буонкастильо © Laurom / Wikimedia Commons
Во второй половине XVII века, по распоряжению епископа Франческо Альберти ди Пойя, средневековую часть Кастельвеккьо и ренессансный Палаццо Магно, соединяемые ранее крытым деревянным помостом, объединили капитальной пристройкой, после чего общий фасад замка Буонконсильо стал более гармоничным. Новое здание, называемое Джунта Альбертиана ( Giunta Albertina), точно придерживаясь во внешнем плане архитектурных линий Палаццо Магно, во внутренней отделке отражает художественные вкусы конца семнадцатого века. Украшенные лепниной потолочные своды двух комнат на первом этаже приписываются скульптору из Ломбардии Джироламо Алипранди, работавшему в Тренто между 1686 и 1688 годами, а роспись залов, предположительно, была выполнена по проекту епископа Трентино Джузеппе Альберти, известного художника и архитектора.
Замок Буонконсильо: старинная резиденция князей-епископов в Тренто
В далеком прошлом, с 1255 по 1803 годы, итальянский город Тренто принадлежал князьям-епископам. Время это было смутное, нападения можно было ждать в любой момент. Поэтому повсеместно возводились замки и крепости. До наших дней дошли некоторые средневековые строения, которые до сих пор поражают своей неприступностью и завораживают уникальной атмосферой. Одно из них — мощный и величественный замок Буонконсильо, который находится в городе Тренто и является его самым известным архитектурным комплексом.
В XIII веке в Тренто был возведен замок Кастельвеккьо — мощное строение, окруженное крепостными стенами с подъемным мостом. Он стал резиденцией епископов. На протяжении веков замок достраивался. Появилась двойная крытая галерея и парадные ворота. В XVI веке был возведен парадный дворец Маньо Палаццо, ставший новой резиденцией епископов. А в XVII веке старый замок Кастельвеккьо и Маньо Палаццо были соединены между собой пристройкой, которая называлась Джунта Альбертиана.
Но нет ничего вечного. В 1803 году эпоха правления епископов закончилась, и в замке разместились казармы австрийской армии. Еще древнее строение использовалось в качестве тюрьмы. Все это никак не способствовало его сохранности, и замок Буонконсильо медленно, но уверенно приходил в упадок.
Фото: Lisa1963 (CC BY-SA 3.0)
Все изменилось в 20-е годы ХХ века. Город Тренто снова стал итальянским. Замок был полностью отреставрирован, что позволило вернуть ему былое великолепие. В нем разместился Национальный музей Тренто. А в 1992 году здесь была открыта художественная галерея.
Фото: Lisa1963 (CC BY-SA 3.0)
Фото: Lisa1963 (CC BY-SA 3.0)
Сегодня посетителям доступны Зеркальный и Большой залы, Зал черного камина, трапезная и библиотека, где можно полюбоваться работами братьев Баттиста. Во время экскурсии по замку также можно ознакомиться с Епископским залом, в котором размещены изображения епископов Тренто с XI до XIX веков. Интересно посмотреть и на старинные печи и камины, которые согревали высокопоставленных особ.
В замке Буонконсильо находятся уникальные готические фрески, созданные в период средневековья и в эпоху Возрождения. В Орлиной башне находятся росписи, выполненные неизвестным мастером из Богемии в 1400 году. Они называются Двенадцать месяцев. А в Соколиной башне можно увидеть росписи XVI века, посвященные охоте.
Фото: Lisa1963 (CC BY-SA 3.0)
Еще в музее представлены многочисленные археологические находки.
Как добраться до замка Буонконсильо
Ближайший к городу Тренто аэропорт находится в Вероне, расстояние до которой равно приблизительно 90 километрам. Между городами проложены неплохие дороги, а также существует железнодорожное сообщение. В самом Тренто также есть небольшой аэропорт, однако он принимает частные самолеты.
Замок Буонконсильо: старинная резиденция князей-епископов в Тренто
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Тренто — Замок Буонконсильо
Замков в Европе много, почти каждый известный городок или город, возникал на базе какого-то замка или крепости. В большинстве своем они скучны и однообразны, что понятно, учитывая их назначение и роль в общественной жизни. Многие плохо сохранились, некоторые хорошо. Со временем многие модернизировались, превращаясь в дворцы и резиденции, в наше время радуя нас, как музеи и общественные места.
Особенно много таких строений в Северной Италии, Тироле, Альпийской Австрии и Баварии.
Для городов, которые переходили из рук в руки, впитывая в себя достижения многих народов, характерно многообразие стилей и образов, в которых трудно определить, чьи же они на самом деле. В результате возникали уникальные, неповторимые достижения, человеческого разума. Во многих городах даже говорят официально на двух, трех языках.
Один из таких Тренто.
В самой высокой точке Тренто в полукилометре от центральной площади пьяццо Дуома, находится одно из старейших сооружений города Замок Буонконсильо, строительство которого началось в 1239 году.
С 1255 года резиденция епископа Трентского.
Старая крепость с галереей
Замок неоднократно, достраивался и перестраивался, его залы, галереи, лестницы были расписаны лучшими итальянскими художниками.
в XVI веке к замку пристроили Маньо Палаццо (Большой Дворец), создав одну из самых роскошных резиденций Италии эпохи Возрождения.
Залы Большого дворца были украшены великолепными фресками Джироламо Романино, Доссо Досси, Фоголино.
В Торре Акуила (Башня Орла) сохранились знаменитые, оригинальные, великолепные фрески, изображающие сцены городской и деревенской жизни в различные месяцы года, выполненные в 1400 году чешским художником Вацлавом, к сожалению, их не разрешают фотографировать.
Большинство росписей не сохранилось из-за варварства потомков. Достаточно сказать, что австрийцы устроили в замке казарму.
Замок Буонконсильо оставался местом пребывания принц-епископов вплоть до 1803 года. После использования австрийцами в качестве казарм, а затем и тюрьмы, замок пришёл в упадок, обветшал. В 1924 году стал резиденцией Национального музея Италии.
С падением Австро-Венгерской империи (1918) замок стал собственностью итальянского государства, которое передало его в ведение провинции Тренто в 1974 году.
Аркады во внутренем дворике
Внутренний двор дворца
Часть крепостной стены и вид на город
Внутрений сад и башня Орла
Старая часть замка
Старый двор замка
Сейчас в замке Буонконсильо расположен Музей провинциальных памятников и коллекций, который разделен на секции: археологическая, античного искусства, искусства Средних Веков и современного искусства. В здании также находятся Трентский исторический музей и Бюро по охране археологических ценностей.
Замок очень внушителен и красив, является самым крупным архитектурным сооружением Тренто.
В музее ведется большая культурно — просветительская работа, экскурсии, лекции, занятия школьников и студентов.
Да и просто погулять, посмотреть и подумать в этом замечательном старинном сооружении, — одно удовольствие.